1,14 трлн грн, или 18,2% ВВП, – общий ресурс на национальную безопасность и оборону Украины на 2023 год. Денежное обеспечение военных – это не только затраты на обороноспособность страны. Это вклад в стабильность экономики в самое тяжелое для нее время, считает руководитель аналитического отдела Concorde Capital.
Расходы Украины на оборону теперь сравнимы с расходами России на нападение
До начала полномасштабного вторжения расходы Украины на оборону и безопасность были почти на порядок меньше, чем у страны-агрессора. Очевидно, в частности, и столь поразительная разница в военных бюджетах Украины и России давала уверенность международным обозревателям, что наша страна сможет продержаться против крупного соседа всего несколько дней.
Но разница в обеспечении армии не дала захватчику ожидаемого преимущества, что, как минимум, свидетельствует о низкой эффективности его «инвестиций в войну».
После полномасштабного вторжения РФ Украине удалось быстро мобилизовать не только армию, но и финансовые ресурсы для обороны – свои и международные. Начиная с 2022 года наши расходы на оборону стали более-менее сравнимы с военными расходами врага.
Если учесть, что качество и технологичность военных расходов в Украине в разы выше, чем у захватчика, а «многолетнее преимущество» агрессора в накопленных ресурсах существенно подорвано в ходе боевых действий, можем надеяться – очень скоро преимущество в этой войне будет уже на нашей стороне .
Но это не гарантирует Украине легкого отвоевания временно утраченных территорий – финансовое и технологическое преимущество РФ не очень помогло.
Роль западных партнеров в создании военной состоятельности Украины важна, но может быть еще больше, если все западные попытки ограничить финансовые ресурсы РФ сработают и у нее просто нечем будет обеспечивать войну. Это не только приблизит победу Украины, но и снизит ее цену.
Украина способна финансировать невоенные бюджетные расходы своими ресурсами
Некоторые оппоненты Украины на Западе говорят, что Украина – это несостоятельное государство, полностью зависящее от внешней финансовой помощи.
Такой вывод можно сделать, если представить, что внешние партнеры финансируют все расходы Украины, кроме расходов на войну. То есть Украина покрывает только расходы на войну, не имея возможности финансировать все остальное, как-то зарплаты гражданским, бюджетникам.
Но это не совсем так: текущие расходы, не связанные с обороной и безопасностью, а также затраты на оборону «на довоенном уровне», Украина могла бы профинансировать с помощью внутренних ресурсов. Другими словами, распределение расходов бюджета и источников их финансирования можно представить по-другому:
Собственные доходы бюджета значительно сократились, но и невоенные расходы были оптимизированы. Украине приходится тратить финансовые ресурсы на отражение российской агрессии. Это единственный залог нашего выживания и незыблемости границ наших союзников. Поэтому Украина и получает от них финансовую помощь (хотя и рассказываем, что она не идет на финансирование войны).
Но нынешняя способность Украины финансировать невоенные расходы не означает, что если завтра война закончится, мы сможем прожить без внешней помощи. Точнее, сможем, но будет другое качество жизни. Да и Украине еще нужны средства на послевоенное восстановление.
Военные расходы бюджета – не просто израсходованные бюджетные средства, а важный источник поддержки экономики и залог дополнительных доходов для бюджета.
Военные расходы – это еще и значительная помощь экономике Украины
Расходы бюджета, условно классифицируемые как оборонные и безопасные, не только идут на подкрепление обороноспособности, но и поддерживают нашу экономику. Расходы на украинское оружие, боеприпасы, одежду и питание военных позволяют больше загружать украинские предприятия, создавая дополнительные рабочие места.
То же касается и расходов на денежное обеспечение военных, которые составляют почти половину наших оборонных расходов. Это не только финансовое вознаграждение для воинов и их семей, но и источник поддержки внутреннего спроса на товары и услуги, когда война лишила многих украинцев стабильных источников доходов, а бизнес оставила без платежеспособных клиентов.
Это обеспечение добавило прочности украинской банковской системе, получившей финансовый ресурс в виде зарплатных военных счетов.
Во II-IV кварталах 2022 года обеспечение военнослужащих было соизмеримо с 28% частного потребления в Украине. Конечно, не все средства, полученные военными, пошли на потребление, однако вклад этих доходов в поддержку экономики, несомненно, был значительным.
Но это не значит, что любое увеличение денежного довольствия военным будет только в пользу украинской экономики. Не забывайте, эти доходы финансируются за счет расходов правительства, то есть за счет поддержки западных партнеров. Которые не так охотно, как бы хотелось, выделяют нам финансирование.
К тому же несбалансированные доходы могут повлечь за собой нежелательные явления в экономике, такие как инфляция или девальвация гривни.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.