На фоне критически важных потребностей госбюджета Украины в 500,3 млрд грн Верховная Рада 17 сентября поддержала в первом чтении законопроект №11416-д о повышении налогов. Он предусматривает историческое увеличение налогов на 58 млрд грн в текущем году и 137 млрд в следующем. Владелец группы ТАС Сергей Тигипко критически относится к такому решению и аргументирует свое мнение семью рисками
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Поднятие налогов во время войны должно быть чрезвычайно взвешенным и экономически обоснованным решением. Ведь вслед за краткосрочным положительным эффектом на рынке могут сформироваться опасные тренды уменьшения поступлений в государственный бюджет, рост тенизации экономики и отток капитала.
Вопреки логике, здравому смыслу и предварительным договоренностям с бизнес-сообществом депутаты во время первого чтения законопроекта №11416-д таки включили нормы, крайне вредные для бизнеса и кумулятивно – для экономики государства. Кроме того, идея введения ретроактивного 50%-го налога на банки нарушает закрепленный Конституцией Украины принцип необратимости действия закона во времени.
Имплементация драконовских, фактически репрессивных методов налогообложения может повлечь за собой эффект экономического домино, поколебать финансово-экономическую стабильность в государстве и спровоцировать ряд рисков.
Риск 1. Ускорение инфляционных процессов в результате чрезмерного налогового давления, поскольку бизнес будет пытаться компенсировать свои расходы удорожанием услуг и товаров. К тому же почти одновременное повышение налогов и тарифов может повлечь за собой резкий рост цен, от чего прежде всего пострадают наиболее незащищенные слои населения.
Поднятие тарифов на электроэнергию с 1 июня уже и так ощутимо влияет на удорожание прочих коммунальных тарифов и, соответственно, товаров и услуг.
Раскрутить инфляционный маховик легко – труднее будет его остановить.
Риск 2. Ухудшение инвестиционного климата и усиление недоверия к центрам принятия решений и экономической политике государства.
Возникает диссонанс: с одной стороны мы проводим по всему миру конференции по привлечению инвестиций и внедряем институт инвестирования, с другой – душим собственный бизнес и отечественных инвесторов чрезмерным фискальным давлением.
К сожалению, такими решениями государство разрушает эффективную рыночную экономику Украины, создавая позорный аналог директивной плановой экономики.
Риск 3. Дальнейшая тенизация экономики и рост оттока капитала.
Никакого конструктивного решения по легализации и расширению налогового поля принято не было. В то же время непредсказуемость экономической политики будет только подталкивать бизнес передислоцироваться в другие юрисдикции, где значительно более лояльные налоги и бизнес-подходы. Считать побег капитала из Украины невозможным – очень большая ошибка.
Риск 4. Чрезмерное фискальное давление, направленное на наиболее прозрачный сектор – финансовый, приведет к падению его конкурентоспособности и подтолкнет к давно забытым серым схемам избегания налогообложения.
Риск 5. Решение об увеличении налогов, в том числе росте военного сбора с 1,5% до 5%, больно ударит по депозитам и затормозит объемы их привлечений. С заработанных процентов от депозитов вкладчику придется уплатить в бюджет 23% налогов. И это на средства, которые уже были обложены до этого.
Риск 6. Снижение инвестиционного потенциала финансовой сферы.
Правительство констатирует разрыв в финансировании бюджета в размере 500 млрд грн, из которых 30 млрд планирует привлечь через рост налогов, а другие поступления – в основном через ОВГЗ. И основным покупателем этих ценных бумаг должен являться тот же финансовый сектор.
При таких налогах мало кто решится покупать государственные ценные бумаги, следовательно, результат для бюджета будет обратный. Государство, постоянно меняющее правила игры – ненадежный партнер для бизнеса.
Риск 7. Непредсказуемость экономической политики разрушает процессы бизнес-планирования.
Такое впечатление, что создатели государственного бюджета никогда не видели его и не понимают, как и из каких источников он формируется. Как можно было «потерять» по пути эти огромные цифры (дыра в 500 млрд грн)? И это при том, что запланированные показатели бюджета-2024 перевыполнены (согласно данным Минфина, за восемь месяцев налогоплательщики наполнили бюджет с перевыполнением в 75 млрд грн).
Как выйти из ситуации? Все делать с точностью до наоборот. Не поднимать налоги, а усиливать заинтересованность бизнеса, прежде всего финансового сектора и граждан к покупке ОВГЗ, проводить реальную детенизацию экономики, что увеличит конкуренцию между компаниями и секторами.
Принятие неудачных государственных решений такого масштаба формирует угнетенную экономическую активность, падение темпов развития, негативные ожидания и неуверенность участников рынка.
Без соответствующей динамики темпов экономического роста выиграть войну будет гораздо труднее. Разумная фискальная политика, рыночная экономика и четкая стратегия действий – наш ключ к Победе.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.