Категория
Деньги
Дата

Бюджету нужны дополнительные деньги – власти инициируют повышение налогов, в частности военного сбора. Какие могут быть последствия и какие альтернативы? Рассказывает налоговый аналитик Виталий Смердов

4 хв читання

військовий збір податки /из личного архива

Виталий Смердов, партнер налоговой практики Crowe Mikhailenko, директор ОО «Палата налоговых консультантов» Фото из личного архива

Кабинет Министров в поисках дополнительных доходов для бюджета разработал план повышения налогов. Планируется увеличить ставку военного сбора более чем в три раза и ввести его для ФЛП. Что касается первого налога инициатива уже оформлена в виде законопроекта №11416. Но в предложенной Кабмином редакции он не увеличит доходы бюджета, а может привести к значительному падению экономики Украины, считает партнер налоговой практики Crowe Mikhailenko Виталий Смердов. И предлагает альтернативные шаги.

Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Early bird квитки вже у продажі — спеціальна пропозиція діє до 19 січня включно. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟

Недавно Кабинет Министров заявил, что есть острая потребность привлечь в бюджет дополнительные 500,3 млрд грн, из них 495,3 млрд грн – на оборону. Не буду подвергать сомнению обоснованность этой суммы (как и расходной части государственного и местных бюджетов), но рассмотрю пути, с помощью которых власть планирует привлечь эти средства.

Кабмин определил два источника:

1. Почти три четверти дополнительных нужд на финансирование обороны предлагается обеспечить за счет внутренних заимствований, перевыполнения действующих доходов госбюджета, в том числе вследствие детенизации и экономии по отдельным расходам (361,6 млрд грн).

2. И только одну четверть – в результате пересмотра военного сбора, акцизов и некоторых других мер (138,7 млрд грн). Значительная часть составляющих в этом списке относится только к тем, кто потребляет совсем необязательные в период военного времени дорогие импортные товары.

Инициатива по увеличению военного сбора уже оформлена в виде правительственного законопроекта №11416. Пока этот документ предоставлен на ознакомление Верховной Раде и не проголосован даже в первом чтении.

В случае принятия Верховной Радой этого законопроекта его нормы вступят в силу с месяца, следующего за месяцем опубликования. Исходя из того, что в конце июля депутаты ВРУ ушли в месячный отпуск, и учитывая время, необходимое на рассмотрение и принятие закона такого масштаба после их выхода на работу, законопроект может вступить в силу не раньше октября.

Корень проблемы

Кабмин описал эту инициативу так, будто она касается только небольшого круга налогоплательщиков. Но на самом деле это не так.

В случае принятия законопроекта №11416 в предложенной Кабмином редакции он не увеличит доходы бюджета, а может привести к значительному падению экономики Украины.

Чтобы это доказать, рассмотрим только одну позицию этого законопроекта – установление военного сбора в размере 1% на доходы юридических лиц. Именно на доходы, а не на прибыль. К чему это приводит, рассмотрим на простом примере.

Предположим, есть компания с уровнем доходности 1%. Если она получает доход в размере 100 млн грн, ее прибыль будет составлять 1 млн грн, а налог на прибыль (18%), соответственно, 180 000 грн. В случае введения военного сбора в 1% дохода это означает, что компания должна будет дополнительно платить 1% от 100 млн грн. То есть 1 млн грн. В таком случае компания будет работать в убыток, и, скорее всего, будет принято решение ее ликвидировать.

Конечно, не весь бизнес постигнет такая участь. У компаний с более высоким уровнем доходности будут возможности выстоять. Но этот дополнительный налог будет переведен на стоимость товаров и услуг. В итоге – на конечного потребителя.

И чем больше будет цепочек до момента продажи конечному потребителю, тем более существенным будет влияние этого налога. Ведь на каждой цепочке 1%-м военным сбором будет облагаться налогом не дополнительная стоимость, а полная стоимость.

В свою очередь, покупательная способность конечного потребителя существенно уменьшится, поскольку военный сбор с общих доходов, в том числе с заработной платы, планируется увеличить с 1,5% до 5%.

Альтернативы повышению военного сбора

Учитывая это, можно ожидать, что инициативы Кабмина не только не принесут запланированных поступлений, но и в перспективе приведут к их сокращению – часть бизнеса не выдержит и прекратит деятельность. Прежде всего, это касается отраслей, работающих с небольшим уровнем доходности. Часть же может пойти работать «в тень»: зарплаты в конвертах, подмена трудовых отношений на ФЛП, вознаграждение которых будет облагаться военным сбором в значительно меньшем размере, чем заработная плата (1%, а не 5%) и т.д.

И все это на фоне активных проверок со стороны налоговой службы и БЭБ.

С учетом этого Верховной Раде есть смысл пересмотреть ключевые позиции законопроекта №11416, ведь сейчас предполагается, что он принесет бюджету, бизнесу и населению больше вреда, чем выгоды. Об этом также было сказано в совместном заявлении аналитических центров, в разработке которого я принимал участие.

Между тем, дополнительные поступления бюджету нужны, с этим не поспорить. И, конечно, увеличения налогообложения никак не избежать. Но для снижения негативного влияния на экономику Кабмину и ВРУ есть смысл обратить внимание на налогообложение доходов с высокой теневой долей. Соответствующие законопроекты по этому вопросу уже зарегистрированы, но их принятие по разным причинам затягивается.

Эти законопроекты позволили бы перевести основную тяжесть налоговой нагрузки с белого бизнеса. Приведу следующие примеры:

  • законопроект № 10166, предусматривающий введение специального режима налогообложения для самозанятых лиц без их регистрации как ФЛП. Цель законопроекта – ввести налогообложение для таксистов и курьеров, работающих через платформы Bolt, Glovo, Uber, Uklon и т.п.;
  • законопроект № 11090, предусматривающий увеличение ставок акцизного сбора на табачные изделия. Это может значительно увеличить доходную компоненту бюджета. Но в пропорции, разной для обычных табачных изделий и так называемых ТВЭН, относительно которых теневая составляющая по статистике гораздо меньше.

Бизнесу и населению Украины в ближайшее время следует готовиться к увеличению налоговой нагрузки. Как и в каком размере – зависит в том числе от активного привлечения бизнеса к обсуждению и критике указанных законодательных инициатив.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Головний журнал 2024 року вже у продажу

Заказывайте с бесплатной доставкой по Украине