Категория
Деньги
Дата

Бюджету нужны дополнительные деньги – власти инициируют повышение налогов, в частности военного сбора. Какие могут быть последствия и какие альтернативы? Рассказывает налоговый аналитик Виталий Смердов

4 хв читання

військовий збір податки /из личного архива

Виталий Смердов, партнер налоговой практики Crowe Mikhailenko, директор ОО «Палата налоговых консультантов» Фото из личного архива

Кабинет Министров в поисках дополнительных доходов для бюджета разработал план повышения налогов. Планируется увеличить ставку военного сбора более чем в три раза и ввести его для ФЛП. Что касается первого налога инициатива уже оформлена в виде законопроекта №11416. Но в предложенной Кабмином редакции он не увеличит доходы бюджета, а может привести к значительному падению экономики Украины, считает партнер налоговой практики Crowe Mikhailenko Виталий Смердов. И предлагает альтернативные шаги.

Недавно Кабинет Министров заявил, что есть острая потребность привлечь в бюджет дополнительные 500,3 млрд грн, из них 495,3 млрд грн – на оборону. Не буду подвергать сомнению обоснованность этой суммы (как и расходной части государственного и местных бюджетов), но рассмотрю пути, с помощью которых власть планирует привлечь эти средства.

Кабмин определил два источника:

1. Почти три четверти дополнительных нужд на финансирование обороны предлагается обеспечить за счет внутренних заимствований, перевыполнения действующих доходов госбюджета, в том числе вследствие детенизации и экономии по отдельным расходам (361,6 млрд грн).

2. И только одну четверть – в результате пересмотра военного сбора, акцизов и некоторых других мер (138,7 млрд грн). Значительная часть составляющих в этом списке относится только к тем, кто потребляет совсем необязательные в период военного времени дорогие импортные товары.

Инициатива по увеличению военного сбора уже оформлена в виде правительственного законопроекта №11416. Пока этот документ предоставлен на ознакомление Верховной Раде и не проголосован даже в первом чтении.

В случае принятия Верховной Радой этого законопроекта его нормы вступят в силу с месяца, следующего за месяцем опубликования. Исходя из того, что в конце июля депутаты ВРУ ушли в месячный отпуск, и учитывая время, необходимое на рассмотрение и принятие закона такого масштаба после их выхода на работу, законопроект может вступить в силу не раньше октября.

Корень проблемы

Кабмин описал эту инициативу так, будто она касается только небольшого круга налогоплательщиков. Но на самом деле это не так.

В случае принятия законопроекта №11416 в предложенной Кабмином редакции он не увеличит доходы бюджета, а может привести к значительному падению экономики Украины.

Чтобы это доказать, рассмотрим только одну позицию этого законопроекта – установление военного сбора в размере 1% на доходы юридических лиц. Именно на доходы, а не на прибыль. К чему это приводит, рассмотрим на простом примере.

Предположим, есть компания с уровнем доходности 1%. Если она получает доход в размере 100 млн грн, ее прибыль будет составлять 1 млн грн, а налог на прибыль (18%), соответственно, 180 000 грн. В случае введения военного сбора в 1% дохода это означает, что компания должна будет дополнительно платить 1% от 100 млн грн. То есть 1 млн грн. В таком случае компания будет работать в убыток, и, скорее всего, будет принято решение ее ликвидировать.

Конечно, не весь бизнес постигнет такая участь. У компаний с более высоким уровнем доходности будут возможности выстоять. Но этот дополнительный налог будет переведен на стоимость товаров и услуг. В итоге – на конечного потребителя.

И чем больше будет цепочек до момента продажи конечному потребителю, тем более существенным будет влияние этого налога. Ведь на каждой цепочке 1%-м военным сбором будет облагаться налогом не дополнительная стоимость, а полная стоимость.

В свою очередь, покупательная способность конечного потребителя существенно уменьшится, поскольку военный сбор с общих доходов, в том числе с заработной платы, планируется увеличить с 1,5% до 5%.

Альтернативы повышению военного сбора

Учитывая это, можно ожидать, что инициативы Кабмина не только не принесут запланированных поступлений, но и в перспективе приведут к их сокращению – часть бизнеса не выдержит и прекратит деятельность. Прежде всего, это касается отраслей, работающих с небольшим уровнем доходности. Часть же может пойти работать «в тень»: зарплаты в конвертах, подмена трудовых отношений на ФЛП, вознаграждение которых будет облагаться военным сбором в значительно меньшем размере, чем заработная плата (1%, а не 5%) и т.д.

И все это на фоне активных проверок со стороны налоговой службы и БЭБ.

С учетом этого Верховной Раде есть смысл пересмотреть ключевые позиции законопроекта №11416, ведь сейчас предполагается, что он принесет бюджету, бизнесу и населению больше вреда, чем выгоды. Об этом также было сказано в совместном заявлении аналитических центров, в разработке которого я принимал участие.

Между тем, дополнительные поступления бюджету нужны, с этим не поспорить. И, конечно, увеличения налогообложения никак не избежать. Но для снижения негативного влияния на экономику Кабмину и ВРУ есть смысл обратить внимание на налогообложение доходов с высокой теневой долей. Соответствующие законопроекты по этому вопросу уже зарегистрированы, но их принятие по разным причинам затягивается.

Эти законопроекты позволили бы перевести основную тяжесть налоговой нагрузки с белого бизнеса. Приведу следующие примеры:

  • законопроект № 10166, предусматривающий введение специального режима налогообложения для самозанятых лиц без их регистрации как ФЛП. Цель законопроекта – ввести налогообложение для таксистов и курьеров, работающих через платформы Bolt, Glovo, Uber, Uklon и т.п.;
  • законопроект № 11090, предусматривающий увеличение ставок акцизного сбора на табачные изделия. Это может значительно увеличить доходную компоненту бюджета. Но в пропорции, разной для обычных табачных изделий и так называемых ТВЭН, относительно которых теневая составляющая по статистике гораздо меньше.

Бизнесу и населению Украины в ближайшее время следует готовиться к увеличению налоговой нагрузки. Как и в каком размере – зависит в том числе от активного привлечения бизнеса к обсуждению и критике указанных законодательных инициатив.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд