Фискальные органы уже имеют доступ фактически ко всей банковской информации, предоставляемой в автоматическом режиме в странах ЕС. Но среди идей Минфина в Национальной стратегии доходов до 2030 года – разрешить фискальным органам получать доступ к банковской тайне без решения суда. Почему это сомнительная идея и как это может навредить бизнесу? Рассказывают Дмитрий Боярчук, исполнительный директор CASE Украина, и Ефрем Лащук, ассоциированный эксперт CASE Украина, специалист по правовой политике Экономической экспертной платформы
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Оформлюйте передзамовлення та будьте першими, хто отримає два журнали за ціною одного!
Банковская тайна является одной из главных гарантий надежности банковской системы. Однако Минфин утверждает, что широкий доступ к банковской тайне для фискальных органов является общепринятой мировой практикой. Поэтому это можно считать неотъемлемым элементом интеграции Украины в европейское сообщество.
«В Европе и мире отсутствует банковская тайна для налоговых органов, однако важно обеспечить защиту информации», – отметила в публичной коммуникации заместитель министра финансов Светлана Воробей.
Мы обратились в Минфин за дополнительными разъяснениями, а также сделали соответствующие запросы другим органам для того, чтобы сформировать полноценную картину вокруг этого вопроса.
Доступ к банковской тайне в отчете ОЭСР
Минфин проинформировал, что утверждение «в Европе и мире отсутствует банковская тайна» опирается на отчет Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Улучшение доступа к банковской информации для целей налогообложения».
Отчет ОЭСР подробно анализирует вопросы доступа к банковской тайне для налоговых органов, продвигая идею необходимости его расширения. В нем анализируются десятки стран.
Однако отчет под «доступом к банковской тайне» в подавляющем большинстве случаев подразумевает:
- информацию о клиенте банка (т.е. имя и фамилия),
- наличие информации о номерах счетов,
- информацию о процентных доходах клиента,
- информацию о балансе на счетах на конец года.
Такая информация действительно предоставляется почти в автоматическом режиме налоговым органам в подавляющем большинстве западных стран. А дискуссия в отчете ОЭСР в основном разворачивается вокруг анонимных счетов. И ОЭСР призывает отказываться от такой практики. А также вокруг обмена налоговой информацией (номера счетов, процентные доходы, баланс на конец года) между разными странами для мониторинга наличия зарубежных активов и доходов от них.
Практика доступа к специфической коммерческой информации о деятельности предприятий – большая редкость. В отличие от общей информации об имени/фамилии клиента и номерах счетов, информация о хозяйственных операциях и движении средств обнародует данные о контрагентах, условиях договоров, особенностях бизнес-моделей. То, что, попав в посторонние руки, несет угрозу устойчивости, а то и существованию бизнеса.
В основном такой доступ требует наличия процессуальных действий. В упомянутом отчете ОЭСР речь вообще не идет о неограниченном доступе без решения суда. Такие действия возможны, но требуют в разных странах целого ряда верификаций и согласований, чтобы не допустить злоупотреблений.
Предложение Минфина
Минфин предлагает раскрывать именно ту банковскую информацию, которая и в помине не является нормой для беспрепятственного доступа в цивилизованных странах.
Речь идет о доступе к информации о наличии и движении средств на счетах налогоплательщика. Другими словами – о доступе к коммерческой тайне, доступе к информации о хозяйственных операциях и финансовом состоянии налогоплательщика. Информацию, о которой цитируемый Минфином отчет ОЭСР четко обозначает как совсем не типичную для практики беспрепятственного доступа для фискальных органов.
Что же по поводу той банковской информации, о которой ОЭСР в своем отчете говорит как о предоставляемой налоговым органам в автоматическом режиме?
Согласно ст. 69 Налогового кодекса Украины, банки в автоматическом режиме направляют налоговой уведомление об открытии и закрытии счетов налогоплательщиков в банках, других финансовых учреждениях, небанковских поставщиков платежных услуг и электронных кошельков эмитентов электронных денег.
Более того, банковские учреждения выступают налоговыми агентами при начислении НДФЛ на процентные доходы. То есть информация о процентных доходах налогоплательщиков также поступает в автоматическом режиме в налоговые органы.
Дополнительно, банковские учреждения уполномочены проверять соответствие начисления объемов уплаченных НДФЛ, ЕСВ и военного сбора объемам выплаченных заработных плат. То есть налоговая также располагает всей необходимой информацией о зарплатах отдельно взятых физических лиц.
Риторический вопрос
На сегодня фискальные органы уже имеют доступ фактически ко всей банковской информации, предоставляемой в автоматическом режиме в странах ЕС, и о которой говорит упомянутый Минфином отчет ОЭСР.
Более того, согласно порядку Минюста, исполнительная служба при взыскании долгов информацию об имеющихся у должника счетах/электронных кошельках получает среди прочего в налоговых органах. Это также свидетельствует, что налоговая владеет широким объемом банковской информации о налогоплательщиках.
Что еще нужно Минфину, если в распоряжении фискалов уже фактически все, что имеют далеко не все налоговые органы в странах ЕС – вопрос риторический.
Как будут разворачиваться события, если институционально слабый орган получит неограниченные возможности знать все о хозяйственной деятельности каждого, объяснять не нужно. Простыми словами – в руках нескольких чиновников появится информация на десятки миллиардов гривен и достаточно условные ограничения использовать полученную информацию.
Изложенное выше ставит под сомнение предложение Минфина расширить доступ фискальным органам к банковской тайне. И это вызывает дополнительные вопросы к качеству подготовки Национальной стратегии доходов к 2030 году и четко обозначает необходимость пересмотра наспех подготовленного документа.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.