Меткомбинат "Каметсталь" /Freepik
Категория
Деньги
Дата

Заблокированная логистика, мировая конкуренция и трехкратное падение экспорта. Как война изменила украинскую металлургию, дававшую основной приток валюты. Исследование «Вокс Украина»

Меткомбинат "Каметсталь" Фото Freepik

Остановка и оккупация заводов, дефицит электроэнергии и оборотных средств, падение спроса и усложненная логистика – вызовы, с которыми столкнулись украинские металлурги после полномасштабного вторжения РФ. Более того, компании сталкиваются с новыми вызовами: дефицитом воды из-за терактов страны-агрессора. Аналитик «Вокс Украина» Виктория Агапова исследовала внешнеэкономические показатели отрасли и рассказала, как сейчас чувствуют себя металлурги.

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

С началом полномасштабного вторжения в РФ сократились основные показатели внешнеторговой деятельности Украины (см. рис. 1). Экспорт металлопродукции, обычно достигавший нескольких десятков миллионов тонн, упал втрое. Однако по-прежнему украинские металлурги экспортировали около 80% производимой продукции.

Рисунок 1. Объемы экспорта, импорта и потребления металлопродукции в Украине, млн т. Источник: Укрметаллургпром, данные Государственной таможенной службы Украины, оценки экспертов.

Примечание. В рамках статьи для анализа внешней торговли к металлопродукции отнесены товары группы 72 «Черные металлы» и товарные позиции 7301–7306 группы 73 «Изделия из черных металлов» ТН УКТ ВЭД. Внутреннее потребление не учитывает сырьевые материалы (чугун, лом, ферросплавы), данные за 2022 год – по оценкам экспертов.

До полномасштабного вторжения импорт металлопродукции в Украину превышал 1,3 млн т. Это около четверти видимого потребления (сумма производства и импорта за исключением экспорта) на внутреннем рынке. В прошлом году импорт сократился вдвое, однако его доля во внутреннем потреблении выросла до трети.

Импорт и внутреннее потребление сократились из-за проблем с логистикой и падения спроса на металлопрокат. Причина – замедление экономической активности в результате оккупации территорий, активных боевых действий, атак армии РФ на объекты критической инфраструктуры Украины и выезда населения за границу.

Экспорт металлопродукции

В товарной структуре экспорта металлопродукции половину составляют полуфабрикаты и чугун (см. рис. 2). Это менее прибыльная продукция по сравнению с готовым стальным прокатом, используемым в строительстве, авто- и машиностроении, нефтегазовой промышленности.

До полномасштабного вторжения производители ориентировались на обеспечение полуфабрикатами собственных производственных предприятий за границей и рыночную конъюнктуру.

В прошлом году ситуация изменилась на принцип «выживания»: компании поставляли продукцию, которую могли производить и отгрузить. Осенью, когда был дефицит энергии, заводы сокращали производство стального проката и выплавляли чугун, требующий больше газа.

Плоский прокат занимает существенную часть экспорта, однако и его объемы сократились: основные производители – оккупированные заводы группы «Метинвест» в Мариуполе.

Рисунок 2. Товарная структура экспорта металлопродукции Украины, %. Источник: Государственная таможенная служба Украины.

В прошлом году произошли и положительные изменения:

  • США приостановили действия импортных пошлин;
  • возрастали цены на трубную продукцию, имеющую высокую добавленную стоимость. Ее доля в экспорте Украины выросла с 3 до 6%.

Украина экспортирует металлопродукцию почти на все континенты мира (см. рис. 3). Благодаря работе компаний в «нормальном» режиме в первые два месяца 2022 года (за это время было экспортировано 43% от совокупного объема металлопродукции того времени) по итогам года география присутствия украинских производителей не претерпела значительных изменений. Однако если в I квартале 2022 года Украина поставляла в 98 стран, то в IV – только в 62.

Рисунок 3. География экспорта украинской металлопродукции в 2022 году, т. Источник: International Trade Centre.

Примечание. Практически весь объем экспорта в Россию отправлен в I квартале 2022 года, небольшой груз пошел в сентябре. Официально экспорт в РФ запретили в конце сентября 2022 года.

Падение объемов сказалось на всех регионах сбыта металлопродукции, от Европы до далекого Тихоокеанского региона (см. рис. 4). Глубина падения зависела от пути, который должен преодолеть груз с учетом логистических сложностей. Поэтому присутствие на отдаленных направлениях сошло почти до нуля.

Рисунок 4. Региональная структура экспорта украинской металлопродукции, т. Источник: International Trade Centre, региональное распределение стран осуществлено в соответствии с классификацией Всемирного банка.

Экспорт в Юго-Восточную Азию и Океанию упал в 10 раз, а в Латинскую Америку – в 8,5 раза. В шесть раз сократились поставки в страны Африки к югу от Сахары.

Экспорт на Ближний Восток и Северную Африку сократился в 3,5 раза на фоне заблокированного движения по Черному морю и отсутствия среди поставщиков мариупольских заводов. 79% прошлогоднего объема в этот регион отправлено в I квартале.

По объемам экспорта Северная Америка занимает второе место по всем направлениям украинского экспорта. В прошлом году продажи на этот рынок уменьшились сравнительно меньше – в 2,6 раза.

Украинским компаниям впоследствии удалось частично перестроить экспортные маршруты из портов Черного моря в европейские, что позволило даже увеличить экспорт отдельных товаров. Благодаря приостановке США действия импортных пошлин, украинские производители трубной продукции увеличили экспорт бесшовных труб в страну на 21% в годовом сравнении.

Хотя объемы поставок в Европу и Центральную Азию сократились в 2,6 раза, рынок остался основным потребителем украинской металлопродукции. Более того, его доля расширилась до 72%, поскольку украинские производители перенаправили торговые потоки сухопутным и речным транспортом в ближайшие страны.

Главным направлением украинского экспорта стал Европейский союз. Его доля в общем объеме экспорта украинской стали выросла с 35% в 2021 году до 57% в 2022-м (во второй половине прошлого года доля доходила до 90%).

Этому способствовало несколько факторов:

  • Черноморская блокада заставила украинских производителей перенаправить торговые потоки в ближайшие страны, в частности в Польшу. Экспорт в нее вырос на 7%.
  • Еврокомиссия приостановила действие мер торговой защиты на украинскую продукцию.
  • Минимизировались поставки в Россию, которая была в пятерке крупнейших торговых партнеров Украины.

В мировой металлургической промышленности сейчас избыток производственных мощностей. Рост произошел в результате строительства новых производственных объектов в Азии и на Ближнем Востоке. Поэтому снижение украинских объемов не стало критической проблемой для потребителей за границей.

Частично компенсация украинских объемов происходит в результате региональной торговли. Активизировались азиатские производители, укрепившие свои позиции на рынках Ближнего Востока и Европы. В сегменте полуфабрикатов и готовой стальной продукции объемы из Украины и частично из России были замещены производителями из Азии (см. рис. 5). Эта тенденция продолжается и в нынешнем году.

Рисунок 5. Географическая структура импорта стали в ЕС-27, %. Источник: Eurostat, Eurofer.

Хотя сейчас производители Азии замещают украинские объемы, в долгосрочной перспективе им будет сложнее это делать.

Несколько причин:

  • Несмотря на более низкую себестоимость продукции необходимо учитывать транспортные расходы из Азии в Европу.
  • Действует квотирование импортных объемов, поэтому азиатские производители не смогут отгрузить больше установленного.
  • ЕС нацелен на «зеленую» металлургию.

Из-за декарбонизационных целей Европы большинству азиатских производителей (Китая, Индии) будет сложно достичь углеродной нейтральности даже в среднесрочной перспективе. У Украины же после окончания войны есть шанс все отстроить на «зеленом» технологическом уровне.

Основные дипломатические усилия Украины направлены на включение металлургической продукции в «зерновое» соглашение и развитие транспортной инфраструктуры Украины и Европы (железная дорога, перегрузочные хабы и пункты пропуска, порты).

Импорт металлопродукции

Основа импорта металлопродукции в Украину – товары, которые либо не производятся на внутреннем рынке, либо не отвечают по качественным/ценовым характеристикам потребностям потребителей. К примеру, плоский прокат, доля которого в импорте и раньше превышала 50%, а в 2022 году выросла до 69% (см. рис. 6).

До вторжения импортировался в основном плоский прокат с покрытием. Также возросла потребность в горячекатаном плоском прокате, ранее производимом мариупольскими заводами. Еще одна причина: единственный производитель этой продукции в Украине – завод «Запорожсталь» работал с перебоями из-за дефицита электроэнергии. Также увеличивается импорт продукции, единственным производителем которой была «Азовсталь» – балки и железнодорожные рельсы.

Рисунок 6. Товарная структура импорта металлопродукции в Украину, %. Источник: Государственная таможенная служба Украины.

До прошлого года главными экспортерами стали в Украину были Россия, Китай и Турция, обеспечивая более половины импортных объемов (см. рис. 7).

По очевидным причинам РФ потеряла позиции, эмбарго на импорт из этой страны введено в апреле 2022 года. Поставки из Турции снизились на 20%. Однако в 2022 году турецкие производители стали главным источником стального проката для Украины, и уже за IV квартал объемы импорта достигли уровня до вторжения.

Закупки из Китая упали на 61%, учитывая логистические проблемы. Как и Турция, Китай обеспечивает потребности Украины в плоском прокате, в частности, в прокате с покрытием, который используется в строительстве (например, профнастил), производстве автомобилей и бытовой техники.

Вместе с тем приток китайского проката с покрытием может в дальнейшем упасть в случае установления новых антидемпинговых пошлин в Украине на этот товар.

Рисунок 7. География импорта металлопродукции в Украину в 2022 году, т. Источник: International Trade Centre.

Как и в сегменте экспорта, страны Европы поддержали украинских потребителей металлопродукции, активизировав торговые потоки. Словакия заняла третье место среди экспортеров в Украину, а объемы поставок из Румынии выросли почти в четыре раза. В частности, из Румынии были налажены поставки плоского проката.

Как складывается ситуация в этом году

Официальных детализированных статистических данных за первые пять месяцев 2023 года нет, однако можно рассмотреть основные тенденции.

  • Стабилизация электроснабжения в феврале позволила производителям наращивать объем производства.

В марте выплавка стали выросла почти на четверть по сравнению с февралем, а производство стального проката – на 30%, по данным Укрметаллургпрома. Этот тренд продолжался также в течение апреля-мая.

Как за I квартал, так и за первые пять месяцев операционные результаты остаются значительно ниже прошлогодних объемов, учитывая высокую базу сравнения января-февраля 2022 года. Однако по сравнению с последним кварталом прошлого года Украина нарастила производство.

  • Вырос импорт стали, учитывая активизацию потребления на внутреннем рынке Украины (см. рис. 8) в преддверии строительного сезона и в связи с перебоями в работе местных металлургических предприятий в зимний период.

Рисунок 8. Поквартальные объемы украинского экспорта и импорта металлопродукции, т. Источник: International Trade Centre, Государственная таможенная служба Украины.

  • Переориентация на западную границу всех экспортных товаров, в первую очередь агропродукции и ГМК. В условиях ограниченных пропускных возможностей это создает значительную конкуренцию между экспортерами и влечет за собой рост очередей на границах.

В такой ситуации временное ограничение на импорт зерновых из Украины в отдельные страны ЕС может способствовать наращиванию экспорта товаров ГМК вследствие уменьшения пробок на границах и при благоприятной ценовой ситуации на рынке железной руды и металлопродукции.

Загруженность железнодорожных перевозок также уменьшается из-за нестабильной работы «зернового коридора». По оперативным данным апреля, экспортные перевозки товаров по железной дороге совокупно уменьшились на 8% по сравнению с мартом вследствие сокращения поставок зерновых (-15%). Однако перевозка на экспорт металлопродукции выросла на 16%.

В мае экспортные железнодорожные перевозки продукции из черных металлов продолжили расти почти до 0,5 млн т, а перевозки зерна упали почти вдвое.

Вместе с тем теракт на Каховской ГЭС становится новым вызовом для украинской металлургии. Водоснабжение в Кривом Роге на 70% зависело от Каховского водохранилища, поэтому крупнейший производитель стали в Украине «АрселорМиттал Кривой Рог» остановил выплавку стали и производство проката для минимизации потребления воды. В момент подготовки публикации компания не возобновила выпуск продукции. Вынужден сократить объемы производства и Никопольский завод ферросплавов.

Итоги

Данные показывают не только сокращение объемов поставок украинской металлопродукции за границу по итогам 2022 года, но и вынужденное снижение рынков присутствия.

В связи с невозможностью отгрузки стали из-за традиционных портов – «Южный», Мариуполя, Одессы, Николаева – украинские компании переориентировались на использование железной дороги, речных портов Дуная и морских портов стран Европы, а также сфокусировались на ближайших возможных рынках – в европейских странах. В результате производители снизили сотрудничество с регионами с большим транспортным плечом.

Как долго украинские производители будут ограничены в экспортных возможностях, прогнозировать сложно, учитывая продолжение войны и необходимость дополнительных финансовых ресурсов и времени для развития транспортной инфраструктуры. Здесь выносим за скобки вопросы восстановления активов на временно оккупированных территориях.

Украина планирует создать новые общие железнодорожные пункты пропуска на границе с ЕС в течение 2023–2024 годов и развивать железную дорогу. Европейские партнеры, например Польша, через порты которой переправляют продукцию украинского ГМК, планирует расширить мощности порта Гданьск на 50% к 2025 году.

Переориентация на отгрузку украинской продукции по железной дороге вместо морских путей привела к кратному росту расходов на транспортировку. В периоды снижения мировых цен на сталь высокие транспортные расходы делают украинскую продукцию экономически менее привлекательной, потому что доля логистических расходов будет расти. По оценкам отраслевых аналитиков и Нацбанка, цены на железную руду и сталь будут снижаться в течение II-III кварталов текущего года, что может оказывать давление на конкурентоспособность украинских поставщиков.

Даже при налаживании новых логистических путей украинские производители сталкиваются с ослаблением спроса на металлопродукцию на основных рынках сбыта, в частности в Европе. Это также ограничивает планы по наращиванию выпуска, отметил гендиректор «АрселорМиттал Кривой Рог» Мауро Лонгобардо.

Кроме того, перспективы наращивания объемов производства стали в Украине могут снова быть ограничены из-за падения объемов электроснабжения летом. Наряду с дефицитом электроэнергии очередным вызовом может стать дефицит воды на предприятиях в Днепропетровской области, которые зависели от Каховского водохранилища.

Что касается импорта, то он будет продолжать расти и составлять важную долю потребления на внутреннем рынке, пока Украина не возобновит производство дефицитной продукции.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине