Категория
Новости
Дата

Гетманцев готовит законопроект о налогообложении доходов банков. Forbes узнал, какие два варианта рассматривают

2 хв читання

Финансовый комитет Верховной Рады (ВР) готовит законопроект о дополнительном временном налогообложении для банков, который, вероятно, заработает уже с 2024 года. Окончательная концепция еще не определена, однако парламентарии рассматривают два базовых варианта – с дополнительным налогом на все чистые процентные доходы банков или с налогообложением сверхприбылей. Эффект для госбюджета – 10 млрд грн в год, рассказал глава Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев, говорится в материале Forbes.

Ключевые факты

  • Основная мотивация – дополнительное финансирование расходов на оборону, констатирует Гетманцев. Соответствующий законопроект уже готов, он будет внесен в Раду после консультаций с другими стейкхолдерами – от Минфина и НБУ до профильных ассоциаций и Офиса президента, говорит нардеп.
  • Рассматриваются два возможных подхода. Первый – налогообложение всех чистых процентных доходов, полученных в году, с которого начнет действовать норма по относительно небольшой или средней ставке. «Например, в Испании это 4,8%», – говорит Гетманцев. Правда, в этой стране облагаются налогом и чистые комиссионные доходы банков. «Но это не наша история: банки по этому показателю пока не вышли на довоенный уровень», – уточняет нардеп. В Испании также действует норма, что сверхприбыль для целей налогообложения должна превышать определенный предел.
  • Второй – налогообложение разницы между чистыми процентными доходами в отчетном году и средним значением за последние три-четыре года. В таком концепте ставка должна быть высокой, говорит Гетманцев. К примеру, в Литве по ставке 60% облагается налогом 50% разницы между чистым процентным доходом в базовом году и его средним значением за предыдущие четыре года, объясняет он.
  • Гетманцев считает более оптимальным испанский вариант. «По моему мнению, налог должен быть введен с 1 января 2024 года на два года», – говорит нардеп. Предварительная оценка дополнительных поступлений в бюджет – 10 млрд грн в год.
  • В правительстве готовы обсуждать эту идею. «Надо считать. Это вопрос цены и последствий, поэтому следует быть осторожными», – отметил собеседник в Кабмине, попросивший не упоминать его имени и названия министерства в этой статье из-за сенситивности темы.

Контекст

Основная мотивация – дополнительное финансирование расходов на оборону, констатирует Гетманцев. Впервые идея обложить налогом значительные доходы банковского сектора начала обсуждаться еще в мае, когда в ВР создали рабочую группу для решения вопроса доплат военным, рассказывает другой нардеп финкомитета, который попросил не называть свое имя в этой статье, поскольку не уполномочен раскрывать содержание дискуссий в рамках группы. «Было понятно, что денег нет, и тогда возник вопрос: почему не ввести налог на доходы с депозитных сертификатов», – говорит нардеп.

Дополнительное налогообложение банков существует в ряде европейских стран: в Венгрии, Чехии, Литве, Италии, Испании и т.д., добавляет Гетманцев.

В первом полугодии процентные доходы банков составили 141 млрд грн, из них 73,5 млрд грн – за счет операций с государственными ценными бумагами (ОВГЗ), говорит Гетманцев. Чистые процентные доходы составили 93,6 млрд грн, что почти на 75% больше показателя 2021 года, приводит статистику Гетманцев.

За этот период сектор получил 67,6 млрд грн чистой прибыли (в январе-июне 2022-го было 4,6 млрд грн ущерба). При таких темпах у финучреждений есть все шансы уже сейчас превзойти годовой исторический рекорд, установленный в 2021-м – 77,5 млрд грн. В также сверхуспешном доковидном 2019-м было 59,6 млрд.

Ситуация со сверхприбылями банковского сектора является, скорее, продуктом решений регулятора, а не исключительно предпринимательской способности банкиров, констатирует финаналитик группы ICU Михаил Демкив. Однако вводить дополнительный налог для них только в 2024-м может быть поздно, допускает он.

«Доходы банков сократятся в следующем году после снижения ставки НБУ и исчезновения «карточного туризма» после снижения наличного курса, – объясняет Демкив. – Добавьте сюда убытки от войны, которые банки еще будут признавать по результатам стресс-тестов, и в 2024-м от этих сверхприбылей останется не так много».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине