Министр внутренних дел Денис Монастырский погиб вместе с подчиненными при падении вертолета в Броварах вблизи Киева. Он был всего вторым главой МВД почти за 10 лет, заменив в кресле Арсена Авакова. Какова была ключевая правоохранительная структура при Монастырском
За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!
Денис Монастырский, трагически погибший 18 января в авиакатастрофе в Броварах, был не слишком типичным министром внутренних дел для Украины времен независимости.
Он возглавлял министерство с июля 2021-го, придя на этот пост после семи лет «правления» в МВД Арсена Авакова. Но в отличие от влиятельного предшественника, у Монастырского был имидж демократического менеджера, который не пытался переломить министерство под себя, говорят собеседники Forbes среди нардепов, топ-чиновников и его окружения. Другая характеристика – несмотря на одну из ключевых должностей в государственной иерархии, он не стремился использовать положение, чтобы стать политическим тяжеловесом.
Вместе с Монастырским погибли его первый заместитель Евгений Енин и госсекретарь Юрий Лубкович. Исполняющим обязанности министра внутренних дел после трагедии стал глава Нацполиции Игорь Клименко.
Forbes собрал комментарии более 10 человек, знавших министра и его погибших коллег. Каким было МВД при Монастырском и как он балансировал между вызовами военного времени, влиянием Офиса президента и необходимостью реформ в правоохранительных органах?
Главный по правоохранительной реформе команды Зеленского
Денис Монастырский имел все шансы возглавить МВД еще в 2019-м, когда новоизбранный президент Владимир Зеленский пытался полностью перезагрузить власть в стране с помощью новых лиц.
Президенту в конце концов понадобилось два года, чтобы отстранить от должности в министерстве Авакова, который был одним из двух министров времен Петра Порошенко, сохранивших должности после победы Зеленского.
В тот момент 41-летний Монастырский, который и стал новым министром, являлся членом парламентской фракции «Слуга народа» и возглавлял правоохранительный комитет Верховной Рады. Он с начала кампании Зеленского входил в «Зе Команду» и был экспертом по правоохранительной реформе.
До этого он был помощником близкого к Авакову нардепа Антона Геращенко, поэтому был тесно причастен к первым значительным правоохранительным реформам после Революции достоинства. В частности, Монастырский (по рекомендации Геращенко) входил в комиссии по отбору руководителей локальных прокуратур и формированию Госбюро расследований (ГБР) и участвовал в разработке закона, запустившего реформу Нацполиции.
Как Монастырский попал в «Зе Команду»? В 2016-м он устроился в юридическую фирму Hillmont Partners Сергея Нижнего – своего однокурсника по Хмельницкому университету управления и права. Hillmont Partners вела дела студии «Квартал 95». В 2021 году Нижний умер после продолжительной болезни.
Изменения в правоохранительных органах при Зеленском чаще касались кадровых назначений, чем структурных преобразований. Одна из ключевых задач, о которой шла речь в предвыборной программе будущего президента – реформа СБУ. Однако соответствующий законопроект, хотя и был принят Радой за основу год назад, все еще ожидает голосования во втором чтении.
Другая важная реформа – создание Бюро экономической безопасности, которое должно было перебрать функции других правоохранительных органов по расследованию экономических преступлений – пока так и не заработала.
МВД Монастырского: изменения, стиль менеджмента и отношения с ОП
Став министром, Монастырский тоже не слишком форсировал события. «Стиль их команды – без радикализма, войн и скандалов эволюционно изменить систему», – говорит основатель группы компаний «Эффективные инвестиции» и соучредитель «Украинского института будущего» Игорь Лиски. Монастырский четыре года сотрудничал с институтом, среди основателей которого также был Антон Геращенко.
Программу министра можно было описать как стремление сделать равноудаленный от власти и бизнеса правоохранительный институт, добавляет Лиски. На третьем году президентства Зеленского такой план был нетривиальной задачей. Не в последнюю очередь – из-за фигуры заместителя руководителя Офиса президента Олега Татарова, курирующего в ОП правоохранительные органы.
Оказал ли Татаров влияние на МВД Монастырского? «Татаров – это больше о ГБР, Генпрокуратуре и БЭБ», – говорит член антикоррупционного комитета Рады Ярослав Юрчишин. Некоторую независимость Монастырскому придавал статус давнего члена команды президента и возможность прямой коммуникации с Зеленским, добавляет нардеп.
«Если у Авакова был стиль отвечать на любую критику, пряча проблемы «под одеяло», то Монастырский отличался демократическим подходом и способностью оперативно реагировать на замечания или предложения», – вспоминает Юрчишин.
Почти все заместители Монастырского в МВД работают в подведомственных министерству структурах еще со времен Авакова (или раньше). Исключение – Богдан Драпятый и Евгений Енин, также погибший в авиакатастрофе вместе с министром.
Драпятый – бывший руководитель секретариата правоохранительного комитета Рады. Он занимал этот пост еще в парламенте прошлого созыва, когда секретарем комитета был нардеп Геращенко. Последний в конце концов стал советником Монастырского.
У Енина – куда более статусный бэкграунд. Он был высокопоставленным дипломатом и работал в органах прокуратуры, в том числе занимал должность заместителя генпрокурора Юрия Луценко. Наиболее резонансные эпизоды, к которым имел отношение Енин – расследование против экс-президента Грузии Михеила Саакашвили и «дело Курченко», из-за которого и подал в отставку из ГПУ. В МИД Енин, в частности, курировал дела по сбитому «Боингу» MH17 и самолету МАУ в Иране. А через несколько месяцев после назначения Монастырского на должность главы МВД стал его заместителем.
МВД во время войны и последующая правоохранительная реформа
Из-за вторжения РФ большую часть времени во главе МВД Монастырскому и его команде приходилось посвящать не реформам, а вопросам безопасности. Они погибли по пути к одной из «горячих точек» на Востоке Украины. Справился ли с задачей полностью гражданский министр?
«Им действительно удалось удержать ситуацию под контролем – та же Нацполиция очень эффективно присоединилась к силам обороны», – говорит Юрчишин.
Война подвинула в дальний ящик большинство вопросов, связанных с реформами, признает нардеп. Впрочем, Монастырскому, несмотря на отсутствие существенных изменений, удалось обновить кадры и заложить фундамент для возможных изменений в будущем, считает он.
Что дальше? Одной из ключевых среднесрочных задач нового министра будет интеграция в правоохранительные структуры ветеранов войны с Россией, отмечает Юрчишин. «Опыт Патрульной полиции показал, что в Украине реально переосмыслить функции правоохранительных органов с карательного на сервисный институт», – говорит нардеп.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.