Категория
Деньги
Дата

«Ненавижу слово «неопределенность». Какие сценарии для экономики Украины видит глава НБУ Андрей Пышный. Большое интервью о ВВП, курсе, российских активах и налогах для банков

8 хв читання

Андрей Пышный, глава Национального банка Украины /Артем Галкин для Forbes Ukraine

Андрей Пышный, глава Национального банка Украины Фото Артем Галкин для Forbes Ukraine

Глава НБУ Андрей Пышный стал гостем очередного выпуска Business Breakfast от Forbes Ukraine. Что будет происходить в экономике в ближайшие кварталы? Какие настроения у бизнеса? Как Украина готовится к возможному снижению международной помощи? И где брать сотни миллиардов для наполнения госбюджета? Главное из большого интервью

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Глава НБУ Андрей Пышный, 49, сохраняет оптимизм, даже говоря о ситуации в энергетике. «Приспособиться к сложным условиям смогли даже металлурги», – говорит он. Ранее глава Нацбанка вынашивал идею учитывать «устойчивость украинцев» при оценке макроэкономических параметров.

То же касается и учетной ставки, где НБУ остановил цикл снижения из-за ускорения инфляции и амбициозного плана наполнения бюджета в этом году за счет ОВГЗ. Глава Нацбанка не исключает положительных сценариев. «НБУ работает с тем, что должно произойти завтра», – констатирует он.

Каким это «завтра» видит сам Пышный?

Прямая речь Андрея Пышного сокращена и отредактирована для ясности.

О росте ВВП, дефиците электроэнергии и ожиданиях НБУ на IV квартал

По состоянию на сентябрь Украина находится в базовом сценарии обновленного в июле макропрогноза НБУ. Следующее обновление будет 31 октября. Сейчас экономический рост несколько ускорился. Планируем увеличить ВВП в этом году до 3,7%.

Дефицит электроэнергии будет около 7%. Риск возможных возобновлений российских атак существует, но пока Украина остается в базовом сценарии, и оценка дефицита, не исключаю, может быть улучшена.

Украинское правительство, бизнес, даже металлурги смогли адаптироваться: себестоимость электроэнергии существенно снизилась, объемы производства возобновились благодаря импорту электроэнергии, созданию автономных систем энергоснабжения, началось восстановление разрушенных мощностей.

В июне банки, на которые приходится 87% активов системы, подписали меморандум, сформировавший рыночный паттерн льготного кредитования для возобновления энергетики. Он касается малых и больших мощностей (от €500 000 до €25 млн). Несколько тысяч заявок. Общая сумма согласованных кредитов составляет 7,2 млрд грн (из них профинансировано около 1,5 млрд грн, – Forbes). Ставка кредитования составляет менее 13,5%.

Уже профинансировано 100 МВт потенциальной мощности, может быть профинансировано еще больше, потому что система начала набирать обороты.

Эта зима не будет простой, и последствия дефицита будут ощущаться. Каждый из нас в какой-то степени должен стать энергетиком. Граждане, нуждающиеся в обеспечении жилья автономными источниками энергопитания и энергообеспечения, могут воспользоваться государственной программой кредитования под ставку 0%. Для бизнеса банки предлагают коммерческое кредитование.

НБУ начал строить систему Power Banking в октябре 2022 года. По этой программе сегодня 2440 отделений могут функционировать в условиях полного блэкаута.

Настроения бизнеса ухудшились: какая тенденция

С весны НБУ начал фиксировать спад настроений деловой активности, который летом снова начал постепенно снижаться. Показатели за август, напротив, начали улучшаться. Это говорит о том, что бизнес психологически адаптируется.

НБУ работает с тем, что должно произойти завтра. Именно от инфляционных и курсовых ожиданий зависит, будете ли вы вкладываться в модернизацию или думаете о развитии своего бизнеса, экспортной экспансии.

Почти на каждом совещании или на встрече я слышу слово «неопределенность». Я его ненавижу. Мы объявили ей войну. Макрофинансовая стабильность – это наша цель и мандат как Национального банка, но одновременно и ресурс. И, наверное, один из самых мощных. Он позволяет бизнесу увидеть перспективу, а государству – выстроить отношения с международными партнерами и обеспечить их поддержку.

Андрей Пышный, глава Национального банка Украины /Артем Галкин для Forbes Ukraine

Андрей Пышный, глава Национального банка Украины Фото Артем Галкин для Forbes Ukraine

Что будет делать НБУ, если международная поддержка ослабеет

Первая составляющая этого вопроса – имеют ли международные партнеры обязательства по поддержке Украины? Да, имеют. Чтобы они были активированы, следует реализовывать план структурных реформ. Конечно, партнеры находятся в своих политических циклах, что создает дополнительное давление для Украины, как мы увидели в этом году, когда полгода ждали возобновления помощи США. Но это нормально, потому что это демократический процесс.

Нам важно получать достаточный и ритмичный объем финансовой помощи, потому что войну на паузу поставить невозможно. Если образуется разрыв, нам нужно покрывать его за счет собственных ограниченных ресурсов, ускоряя расходы или секвестрируя их.

Для того чтобы политическая воля была в нашу пользу, Украина должна иметь голос. Этот голос появляется, когда мы выполняем свою часть обязательств.

Украина получила в 2024-м $24,6 млрд, из которых $13 млрд дал ЕС, $3,9 млрд – США, $3,1 млрд – МВФ. В этом году ожидается получение всей заявленной суммы в $38 млрд.

Еще один фундаментальный сдвиг – появление механизма ERA, который позволит Украине до конца года получить €50 млрд. Это решение требует сложных политических договоренностей и юридического оформления и имеет внутреннюю оппозицию (Венгрию).

НБУ воспринимает эти возможные поступления как положительный риск. То есть, если средства поступят, мы сможем сделать больше и быстрее много полезного для украинской устойчивости, но если этого не произойдет, мы останемся в базовом сценарии. Но МВФ в ходе переговоров в течение пятого пересмотра программы учел эти доходы как устойчивый источник в 2025 году.

Будет ли Нацбанк повышать учетную ставку

Мы прогнозировали ускорение инфляции. Баланс рисков смещен в сторону дальнейшего ускорения, поэтому НБУ остановил цикл снижения учетной ставки (19 сентября Нацбанк второй раз подряд оставил учетную ставку на уровне 13%, – Forbes). Также дали так называемый двусторонний forward guidance, отметив, что будем действовать в зависимости от ситуации.

Инфляционная динамика находится в пределах нашего прогноза, из-за этого целесообразности ужесточения монетарной политики нет. Если реализуются положительные риски, в частности поступления средств от замороженных российских активов, это, возможно, позволит нам возобновить цикл смягчения политики.

Действительно ли МВФ настаивал на ослаблении гривни для поддержки бюджета

Мандат Национального банка – это ценовая стабильность, финансовая стабильность, поддержка политики правительства. Именно в таком порядке. Курс гривни определяет не МВФ или правительство (накануне переговоров в начале сентября агентство Bloomberg сообщило, что МВФ планирует побудить НБУ быстрее девальвировать гривню и смягчить монетарную политику, поскольку это могло бы увеличить поступление в бюджет в нацвалюте и удешевить заимствования, – Forbes). Это наша ответственность в полной мере.

Нацбанк почти год назад принял решение об отказе от фиксированного курса и переходе к управляемой гибкости. Мы это делали с полным пониманием того, что курс должен выполнить функцию поглотителя шоков, формируемых вследствие внутренних и внешних факторов.

Но если он из поглотителя шоков превращается в их генератора, это может нивелировать все наши достижения за эти два года. Спрос и предложение, ощущение валютных рисков должны постепенно возвращаться всем экономическим агентам: и бизнесу, и правительству, и населению.

Девальвация вносит существенный вклад в процессы, связанные с инфляционной динамикой. Двузначная инфляция существенно влияет на привлекательность гривневых активов. Это один из наших стратегических приоритетов. Это важно для функционирования рынка внутреннего долга, который, в частности, в этом году должен играть решающую роль в покрытии бюджетного дефицита. Привлекательность гривневых активов также должна стимулировать украинское население держать свои сбережения в гривне, и они должны быть защищены от инфляции.

С момента введения управляемой гибкости объем сделок без участия НБУ вырос втрое, а в некоторые месяцы – в четыре раза. НБУ убрал явление множественности курсов. Сейчас спрэд между официальным и розничным курсами составляет 0,3%. В прошлом было 10–12%, в 2022-м было даже 20–25%. Это, опять же, о сокращении зоны неопределенности.

Андрей Пышный, глава Национального банка Украины /Артем Галкин для Forbes Ukraine

Андрей Пышный, глава Национального банка Украины Фото Артем Галкин для Forbes Ukraine

О сотрудничестве МВФ и России

Анонсированная миссия МВФ в Россию стала неприятной неожиданностью для нас, даже провокацией со стороны РФ, вышедшей с этим сообщением именно в день начала работы миссии фонда в Украине.

НБУ высказал четкую позицию по недопустимости возобновления взаимодействия МВФ как стратегической глобальной международной организации с РФ. Россия ничего не заслуживает, кроме углубленной изоляции и санкций.

Эта проблема сформировала определенный эмоциональный фон для переговоров. Мы были очень категоричны. Были определенные действия на дипломатическом уровне. Как результат – МВФ приостановил организацию миссии на неопределенный срок.

О финансировании потребностей бюджета и привлекательности ОВГЗ

Нам удалось восстановить функциональность рынка внутреннего долга. В прошлом году это позволило провести 100% роловер (погашение облигаций старых выпусков и привлечение аналогичной суммы средств в новые выпуски, – Forbes) и обеспечить 80 млрд грн нового финансирования для нужд правительства.

2024-й демонстрирует, что облигации внутреннего государственного долга остаются привлекательным гривневым инструментом для юридических лиц и для населения.

Уровень роловера составляет 154%, более 260 млрд грн уже привлечено правительством на рынке внутреннего долга с начала 2024-го. Инвестиции украинцев в ОВГЗ выросли с 30 млрд грн на январь 2023-го до 69 млрд грн по состоянию на сентябрь.

Цикл смягчения монетарной политики, начатый НБУ в первом полугодии прошлого года, позволил правительству снизить стоимость заимствований примерно на 10 процентных пунктов.

Монетизация бюджетного дефицита нежелательна. Это наиболее опасный источник покрытия бюджетной нужды.

Считает ли НБУ, что спроса на ОВГЗ до конца года хватит, чтобы покрыть нужды бюджета без монетизации Нацбанком? Да, мы считаем, что наши недавние стимулирующие мероприятия, а также сохранение привлекательности гривневых активов будут стимулировать этот спрос.

19 сентября Нацбанк объявил об изменении параметров дизайна монетарной политики. Ставка по трехмесячным депозитным сертификатам снижается на 0,5 п.п., до 15,5%, регулятор повысил для банков нормативы обязательного резервирования на 5 п.п. и увеличил до 60% долю резервов, которую банки могут покрывать за счет бенчмарк-ОВГЗ.

Также в меморандуме с МВФ отмечается, что на базе Совета финстабильности будет создана подгруппа, которая будет рассматривать дополнительные источники бюджетных поступлений, в частности путем разработки индивидуальных стратегий для банков по инвестированию в ОВГЗ.

О повышении налога на прибыль банков

Введение дополнительного налогообложения банков может повлиять на выполнение планов по привлечению средств в бюджет через ОВГЗ. НБУ и Минфин в очередной раз подтвердили свою позицию о нежелательности и рисковости повышения налога на прибыль банков именно сейчас.

Я надеюсь, что ко второму чтению этого закона у нас состоится не эмоциональная и популистическая, а технократическая дискуссия с оценкой эффективности этого решения.

В прошлом году Нацбанк поддержал ретроспективное обложение банковской системы по повышенной ставке в размере 50%. И также поддержал решение, связанное с применением 25% ставки налогообложения доходов для банков.

В этом году природа прибыли изменилась: объем прибыли, которую генерируют депозитные сертификаты в структуре доходов банков, снизился с 25% до 16%.

По нашим подсчетам, фискальный эффект от этого решения не будет превышать 19 млрд грн – 9 млрд грн в этом году и 10 млрд грн в следующем. И большей частью за счет частных банков.

В переговорах с МВФ мы также сошлись на том, что будем искать системные решения в смысле повышения налогов и избегать чрезвычайных ходов.

Мы не адвокатируем банковский сектор. Мы адвокатируем прогнозируемость и эффективность. И указываем, что риски или даже вред от такого решения могут превышать временные бенефиты.

Об эффекте от увеличения налогов

Ожидаем комплексного эффекта. Наибольшее влияние, конечно, оказало бы повышение НДС, но его пока нет. Остальные эффекты довольно умеренные с точки зрения экономической активности. Из-за фискального смягчения все эти дополнительные изъятия через налоги будут затем возвращаться в украинскую экономику за счет финансирования правительственных нужд. И это будет даже в определенной степени стимулировать экономические процессы.

Проинфляционное влияние мы уже учли и думаем, что это не будет иметь какого-либо дополнительного негативного эффекта.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд