Нацбанк сохранил учетную ставку на уровне 25%. /Getty Images/Коллаж Александра Карасева
Категория
Деньги
Дата

Учетная ставка уже год 25%. Действительно ли это противоядие от неконтролируемых девальвации и инфляции, как заявляет НБУ? Рассказывает финансовый аналитик Наталья Задерей

Нацбанк сохранил учетную ставку на уровне 25%. Фото Getty Images/Коллаж Александра Карасева

Нацбанк сохранил учетную ставку на уровне 25%. Несмотря на замедление общей инфляции, фундаментальное инфляционное давление остается высоким, объяснил Нацбанк свое решение. В контексте о ставке в Нацбанке часто апеллируют к монетарной трансмиссии. Финансовый аналитик Наталья Задерей рассказала, как работает этот механизм в теории и какие выводы из этого можно сделать о монетарной политике в Украине

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

2 июня 2022 года Нацбанк повысил учетную ставку с 10% до 25%, чтобы сдержать инфляционные процессы во время войны и повысить привлекательность гривневых активов. Несмотря на замедление общей инфляции, на уровне 25% ставка сохраняется до сих пор, хотя недавно члены Комитета по монетарной политике высказались за возможное снижение ставки до 21% до конца года.

В контексте решения о ставке в Нацбанке часто апеллируют к монетарной трансмиссии. Это словосочетание часто встречается в отчетах и выступлениях, поэтому следует разобраться, что оно на самом деле означает.

«Черный ящик» монетарной политики

То, как действия центробанка влияют на совокупный спрос и инфляцию, называют трансмиссионным механизмом монетарной политики. Он важен для центральных банков, осуществляющих политику инфляционного таргетирования.

К таковым относится и Нацбанк, хоть и с нюансами в условиях войны.

Основной инструмент, посредством которого центробанки управляют трансмиссией и влияют на инфляцию, это процентные ставки. Учетная ставка НБУ в случае Украины – ключевая ставка, от которой зависят ставки по депозитным сертификатам и кредитам рефинансирования.

Центробанки начали активно использовать процентные ставки еще после Второй мировой войны, а Банк Англии даже ранее. Однако долгое время они не понимали, каким образом действует этот инструмент. Поэтому для описания трансмиссии позаимствовали у теории систем понятие «черного ящика» – система, механизм которой слишком сложен и неясен.  

Такую метафору о влиянии центробанков на инфляцию использовал в 1995 году будущий Нобелевский лауреат и глава ФРС США Бен Бернанке. С этого времени экономисты немало достигли в понимании трансмиссионного механизма.

Два основных концепта трансмиссии: монетарный и кредитный.

Ключевым в монетарном подходе является эффект ликвидности – влияние процентных ставок центробанков на другие процентные ставки в экономике, в частности стоимость кредитов и депозитов. Это наиболее исследованная часть трансмиссии, большинство центробанков количественно оценивают это влияние, считая так называемый pass through монетарной политики.

30 лет назад экономисты пришли к выводу, что эффект ликвидности не объясняет силу и характер влияния монетарной политики на реальный сектор экономики и, следовательно, инфляцию. Что и обусловило развитие кредитного подхода, ключевым предположением которого является несовершенство функционирования финансовых рынков.

Известным исследователем этого направления является Бернанке. Здесь больше акцент на влияние финансовых условий, таких как процентные ставки по кредитам и депозитам, на решения бизнеса и домохозяйств по инвестициям и потреблению.

В отличие от эффекта ликвидности эта часть трансмиссии исследована недостаточно. Наиболее прозрачно на эту тему коммуницирует Банк Англии, прямо говоря, через какие каналы трансмиссии процентная ставка влияет на потребительские цены.

В Великобритании действенным является канал денежных потоков домохозяйств. С ростом ставок по кредитам, на фоне значительной задолженности домохозяйств снижается доход и соответственно расходы на потребление. Хотя из-за роста доли ипотечных кредитов с фиксированной ставкой эффективность этого канала трансмиссии снизилась.

В отчете Банка Англии отмечается, что влияние последнего поднятия ставки на потребление было ограничено – в I квартале 2023-го снижение потребления составило лишь 0,3%.

Что описанная теория говорит о политике НБУ

В коммуникациях Нацбанка на тему можно узнать эффект ликвидности, когда ожидается влияние учетной ставки на доходность ОВГЗ и депозитные ставки. Другое дело, оправдались ли ожидания.

Бывшая глава Нацбанка Валерия Гонтарева справедливо поставила это под сомнение, отметив, что банки получили возможность заработать легкие прибыли на депозитных сертификатах и не повысили свои депозитные ставки.

Не менее важен вопрос, каким образом ставки на финансовых рынках влияют на потребление, инвестиции и чистый экспорт?

В прошлом году представители Нацбанка обосновывали решение о повышении учетной ставки необходимостью удержать украинцев от панического приобретения товаров и стимулировать сбережения. Если в НБУ предполагают, что в Украине действует канал ожиданий, было бы неплохо подкрепить эту историю эмпирическими исследованиями в стиле Банка Англии.

Пока непонятно, как именно повышение учетной работы повлияло на инфляционные ожидания. И ставка стала главным фактором стабилизации, или фиксации обменного курса. Большинство центробанков мира пишут в своих отчетах, что инфляция в их странах ускорилась из-за войны в Украине. В частности, разрушение производственных и логистических связей повлекло за собой дефицит продовольствия.

Не лучше ли банкам вместо депозитных сертификатов зарабатывать на кредитовании агробизнеса, чтобы таким образом смягчать шок со стороны предложения?

При нынешнем уровне учетное кредитование становится обузой для бюджета, потому что государству приходится компенсировать ставки. Даже если вынести за скобки тему кредитования, которое в Украине всегда было рисковым занятием, остается вопрос эффективности традиционной монетарной политики в условиях инфляции предложения. Что мир имеет дело с инфляцией именно такого характера, говорится в исследовании нобелевского лауреата Джозефа Стиглица.

Нацбанк поразил мир тем, что удержал макрофинансовую устойчивость в условиях полномасштабного вторжения. Несмотря на войну, в Украине далеко не самые высокие в мире учетная ставка и инфляция. Это притом что регулятору приходилось принимать беспрецедентные решения в беспрецедентных условиях.

Впрочем, учитывая, что управление ожиданиями является дополнительным инструментом монетарной политики, плюсом будет большая прозрачность в отношении монетарной трансмиссии и ее эффективности.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине