АМКУ Павло Кириленко /предоставлено пресс-службой
Категория
Деньги
Дата

Неожиданное предложение от Зеленского. Экс-глава Донецкой ОГА Павел Кириленко возглавил Антимонопольный комитет Украины. Какие у него планы по делам ДТЭК, «Укрнафты» и «Моршинской». Первое интервью

11 хв читання

Павел Кириленко, глава АМКУ Фото предоставлено пресс-службой

Новый глава Антимонопольного комитета (АМКУ) Павел Кириленко не смог отказаться от предложения Владимира Зеленского возглавить одну из мощнейших госструктур. У ведомства сейчас очень широкие возможности. Чего от него следует ожидать бизнесу, особенно большому?

Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.

Назначение главой Антимонопольного комитета Павла Кириленко, 37, в сентябре этого года стало неожиданностью для депутатов, бизнеса и даже для него самого. Более 10 лет Кириленко строил карьеру в органах прокуратуры, а последние четыре года – возглавлял Донецкую областную государственную администрацию.

Предложение возглавить АМКУ поступило от Владимира Зеленского, говорит Кириленко в разговоре с Forbes. «Аргументации президента было достаточно, чтобы его принять», – рассказывает он.

АМКУ занимает важное место во властной вертикали. Комитет может рассматривать как дела компаний бизнесменов из рейтинга самых богатых Forbes, так и кейсы среднего и малого бизнеса. Оснований достаточно – злоупотребление монопольным положением, нарушение экономической конкуренции, непрозрачное ценообразование и т.д. В августе депутаты расширили полномочия АМКУ и предоставили право его сотрудникам проводить выездные проверки бизнеса.

Чего ждать от нового руководителя потенциально одного из самых влиятельных государственных органов?

Содержание

  1. О предложении Зеленского, приоритетах и новой команде
  2. О реформе АМКУ, проверках бизнеса и независимости от Кабмина
  3. О кейсах МХП, «ТЕДИС Украина», ДТЭК и олигархов
  4. О коррупции, монополии «Нафтогаза» и делах против АЗС

Интервью сокращено и отредактировано для ясности.

О предложении Зеленского, приоритетах и новой команде

При каких обстоятельствах и кто предложил вам возглавить Антимонопольный комитет?

Возглавляя Донецкую областную военную администрацию (ОВА), я регулярно докладывал о ситуации в области президенту. В конце августа 20230го во время одного из таких докладов Владимир Зеленский предложил возглавить АМКУ. Разговор был исключительно с ним, к нему не были приобщены другие представители Офиса президента.

Вы – один из руководителей ОГА, которых президент не сменил во время войны. В области о вас положительные отзывы. Почему согласились прийти в другую сферу?

Для меня предложение президента было неожиданным, но его аргументации было достаточно, чтобы принять. Президент сказал, что нужно усилить работу Антимонопольного комитета. Должна быть более четкая и сильная государственная позиция в работе АМКУ.

По мнению президента, моих компетенций и опыта для этого достаточно. У меня юридическое образование. До работы в ОГА – более 10 лет работал на разных должностях в органах прокуратуры Украины.

Я человек системный и не привык долго обсуждать. Согласился в тот же день. На следующий – написал заявление и начал готовиться к новой должности.

Какие задачи перед вами поставил президент?

Первая. Усилить влияние государственного регулирования, в частности в сферах, к которым причастны крупные бизнесмены, или так называемые олигархи.

Вторая. Акцент на делах, связанных со злоупотреблением монопольным положением в разных сферах – энергетике, табачной отрасли, приватизации государственных предприятий и т.п. А также – контроль процесса по возможным концентрациям предприятий на рынке.

Третья. Доведение до логического завершения дел, тянущихся годами.

Расскажите о своей команде. Кого вы уже пригласили в АМК?

Принцип, которого придерживаюсь на каждой должности, – постепенная замена команды. Не использую подход менять «всех на всех».

В следующем месяце представлю новых заместителей, государственных уполномоченных, а также изменения в определенных подразделениях центрального аппарата. Пока не готов назвать конкретные фамилии, но это люди, с которыми работал и в прокуратуре, и в ОГА.

Проводятся проверки в областных территориальных отделениях. Когда начали этот процесс, руководители определенных отделений прямо говорили, что готовы написать заявление на увольнение. Тогда на совещании объяснил, что цель проверок – не увольнение руководства, а определенный аудит и налаживание процессов.

У меня достаточно свободы и полномочий, чтобы сказать: «Я не вижу дальнейшего сотрудничества с вами». Но это решение должно основываться на конкретных фактах, а не на безосновательных увольнениях.

Было ли формирование собственной команды одним из ваших условий, прежде чем возглавить АМКУ?

Просил об этом президента. Готов нести ответственность за команду. Но мне нужны люди, с которыми я могу работать и которым доверяю.

Какие задачи вы поставили себе на 100 дней работы? Что нужно сделать до конца года?

Формирование обновленной команды с четким функционалом. Построение системной работы в АМКУ – от территориальных отделений до центрального аппарата. Систематизация текущих дел и их завершение. Например, это МХП, «ТЕДИС Украина» (крупнейший дистрибьютор табачных изделий. – Forbes ), ООО «Нефтегаз Трейдинг» по заключению сделок с неравнозначными условиями и ценами, в частности с «ЙЭ Энергия» (компания поставщик газа и электроэнергии бизнесмена Дмитрия Фирташа. – Forbes ) и т.д.

Четко следует понять, какие дела мы доводим до логического завершения, а какие продолжаем расследовать.

Павел Кириленко /предоставлено пресс-службой

Глава АМКУ Павел Кириленко. Фото предоставлено пресс-службой

О реформе АМКУ, проверках бизнеса и независимости от Кабмина

До того, как возглавить ОГА, вы 11 лет работали в органах прокуратуры. Бизнес с осторожностью относится к людям из силовых структур, и уже сейчас предприниматели опасаются, что АМКУ превращается в новый силовой орган. Есть ли вам что ответить на это бизнесу?

В органах прокуратуры занимался не только расследованием уголовных производств, но и прокурорским надзором (наблюдением за соблюдением конституционных прав и свобод граждан и интересов государства. – Forbes). Поэтому оба процесса мне известны из практики.

Действия Антимонопольного комитета будут публичными и в пределах закона. Никакого злоупотребления не будет. То же самое я говорю и во время встреч с бизнес-ассоциациями, которые также имеют такие опасения.

К тому же бизнес может выходить в публичную плоскость и говорить об определенных нарушениях, если они будут. Если АМКУ будет действовать незаконно, то сразу всем будет видно.

Публичность не всегда является гарантией защиты. Как бизнесу с вами коммуницировать, доказывать свою точку зрения?

Если у бизнесменов есть желание доказать свою точку зрения, они могут официально инициировать проведение встречи с представителями АМКУ, в том числе со мной. Такие встречи уже проводились, например, с представителями фармацевтического рынка, бизнес-ассоциациями и тому подобное. Всё четко и прозрачно. Никаких кулуарных встреч с бизнесом не будет.

Парламент принял закон, расширяющий полномочия АМКУ, в частности, разрешающий проводить проверки. Зачем вообще такая функция Антимонопольного комитета?

Нередки случаи, когда бизнес пытается скрыть определенную информацию о бенефициарах, происхождении средств или предоставляет ее не в полном объеме. Особенно это касается крупного бизнеса, который может привлечь профессиональных юристов, понимающих, как сформулировать ответ, чтобы затянуть процесс. В то же время запускают другие процессы, например, сменяют владельца компании.

Для нас такая информация критична для дальнейшего расследования дел. Проверки с выездом к субъекту хозяйствования могут проводиться в случае, если мы не сможем получить информацию иным образом. Никто не будет начинать рассмотрение дела с непосредственным выходом на проверку без надлежащих и весомых для этого оснований.

Как это будет работать и кто будет проводить проверки?

Этот процесс не будет похож на следственные действия. Этим будут заниматься работники структурных подразделений Антимонопольного комитета. Алгоритм работы еще не формируется. Бизнесу будут сообщать о проведении проверки. При этом необходимо соответствующее решение суда на ее проведение. Работники АМКУ должны беспрепятственно заходить в помещение и могут изымать необходимые документы, электронные носители и при необходимости опломбировать помещение, где проводилась проверка.

В каких областях бизнеса прежде всего ждать проверок?

Речь не идет о среднем или малом бизнесе. Такое действие может потребоваться при рассмотрении дел крупных промышленных групп.

Это первый этап реформы АМКУ? Как вы в дальнейшем видите этот процесс, что необходимо изменить в структуре ведомства?

Нужно до конца года разработать нормативно-правовые акты к уже принятому закону №3295-ІХ. В том числе речь идет о доступе к базам данных и реестрам, чтобы из них получать необходимую нам информацию. Если мы сможем получать ее напрямую, то существенно снизится потребность в проведении выездных проверок, ускорится рассмотрение дел.

Другая важная составляющая – предоставление АМКУ права рассмотрения дел, связанных с публичными закупками и конкурсами не только на платформе Prozorro, но и других, например «СЕТАМ». Речь идет о конкурсах АРМА, ФГИУ, Госгеонадра и т.д. В настоящее время их обжалование предусмотрено только через суд. Законопроект уже нарабатывается. Наша задача принять его в 2024 году.

Продолжаются переговоры с международными партнерами по усилению независимости АМКУ (от Кабмина. – Forbes ) и повышению его институциональной способности. В законе есть коллизия. АМКУ подконтролен президенту и подотчетен Верховной Раде Украины. При этом заместители и государственные уполномоченные назначаются президентом по представлению премьер-министра Украины.

Возможно более целесообразно проведение независимого конкурса, вроде того, который есть у НАБУ и САП?

Этот вариант также рассматривается.

Павел Кириленко /предоставлено пресс-службой

Глава АМКУ Павел Кириленко. Фото предоставлено пресс-службой

О кейсах МХП, «ТЕДИС Украина», ДТЭК и олигархов

В начале разговора вы упомянули о МХП. На какой стадии их дело по поводу покупки компании «Лубнымясо»?

На финальной. В этом году должно быть завершено.

Правильно ли мы понимаем, что в концентрации будет отказано?

Дело еще находится в стадии рассмотрения.

А что с делом «ТЕДИС Украина»?

Ситуация на рынке табачных изделий сложная. Мы имеем не только дистрибьютора, занимающего монопольное положение, но и производителей. Если говорить о компаниях с иностранным капиталом, это «Филипп МоррисУкраина», а если об украинских – в частности, «Львовская табачная фабрика» и «Волыньтабак».

Монополист должен быть контролируемым, если нет иных возможностей ограничить его долю на рынке. Должны понимать, как он взаимодействует со своими конкурентами, нет ли там признаков злоупотребления.

Что касается ТЕДИС, то назначенный АМКУ штраф на около 548 млн грн до сих пор не уплачен (еще в 2016-м АМКУ признал, что ООО «ТЕДИС Украина» в 2013–2015 годах злоупотребляло монопольным или доминирующим положением на общегосударственном рынке дистрибуции сигарет. – Forbes ).

Наведение порядка на рынке табака – один из наших приоритетов.

Намерена ли АМКУ проверять ДТЭК?

В настоящее время комитет рассмотрел ряд заявлений компаний группы ДТЭК о возможных нарушениях на рынке купли-продажи электроэнергии по зеленому тарифу, где они являются заявителями, а не ответчиками. Заявления касались злоупотребления монопольным положением другим участником рынка.

Если же говорить о компаниях группы ДТЭК как ответчика, то, в частности, АМКУ рассматривает представление НКРЭКУ относительно возможных нарушений в виде антиконкурентных согласованных действий на рынке электроэнергии. Пока сказать что-то конкретное сложно, поскольку разбирательство продолжается.

В то же время понимаем наличие у них вертикальной интеграции и определенной рыночной власти на энергетических рынках, в частности региональных с замкнутым циклом, где от поставок угля до генерации электроэнергии компания имеет большие возможности. Конечно, мы это учитываем. Есть нарушения – будут отвечать.

АМКУ должен стать важным органом в контексте закона об олигархах. Можем ли мы увидеть вскоре дела против Рината Ахметова, Юрия Косюка или Петра Порошенко? Или эта работа на стопе?

Мы внимательно отслеживаем дела, связанные с большим бизнесом. Речь идет не только об известных игроках, но и о тех, кто потенциально может приобрести статус олигарха.

Сейчас работа с СНБО идет больше в направлении подсанкционных лиц. От компаний, связанных с такими лицами, не принимаются к рассмотрению заявления о предоставлении разрешения на концентрацию. Это не всегда известные широким массам личности.

Павел Кириленко /предоставлено пресс-службой

Глава АМКУ Павел Кириленко Фото предоставлено пресс-службой

О коррупции, монополии «Нафтогаза» и делах против АЗС

Выступая в парламенте, вы акцентировали на борьбе с коррупцией. Какие, по вашему мнению, сектора экономики наиболее коррумпированы?

Энергетика, процессы приватизации, портовая и строительная отрасли, крупные монополии, закупки, фармацевтический рынок. Но риски могут возникать и по другим направлениям.

Депутаты рассказывают, что во время выступления на профильном комитете вы сказали, что одна из приоритетных задач АМКУ – привлечение денег в бюджет. Действительно ли это так?

Это искаженная информация. Да, штрафы, наложенные АМКУ, идут в государственный бюджет, но это не цель, а следствие нашей работы. Не нужно сравнивать и путать АМКУ с государственной налоговой службой. Основная задача – предотвращение и пресечение нарушений в сфере экономической конкуренции.

Штрафы – это не всегда самое большое наказание для нарушителей. Внесение в реестр штрафников и, как следствие, запрет участвовать в публичных закупках – более существенная мера.

Одно из дел, возбужденных АМКУ, касается «Prozorro.Продажи». В чем суть претензий? Можно ли эту площадку считать монополией?

Дело было начато в сентябре 2022 года в связи с установлением «Prozorro.Продажи» дополнительных маркетинговых условий договора, а также необоснованным размером оплаты операторами авторизованных электронных площадок доступа к электронной торговой системе (ЭТС) «Prozorro.Продажи».

По результатам рассмотрения дела признано, что с 1 апреля 2019-го по 31 декабря 2022 года «Prozorro.Продажи» занимало монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном рынке предоставления услуги доступа операторов к ЭТС для проведения аукционов/торгов по определенным направлениям.

Нарушения были устранены. «Prozorro.Продажи» признало недействительными свои приказы, предусматривавшие отбор маркетингового агентства, а также исключило из соглашений доступа операторов к ЭТС маркетинговые условия. Дело закрыто. Что касается установленного обществом размера оплаты операторами доступа в ЭТС – АМКУ не выявил нарушений.

Война влечет за собой увеличение доли государства в экономике. Есть ли госкомпании, нуждающиеся в проверках? К примеру, «Нафтогаз»?

Однозначно отслеживаем это. «Нафтогаз» имеет признаки монопольного положения, а в Комитете находятся на рассмотрении дела о действиях компаний, входящих в его группу. До конца этого года по некоторым из них будут приняты решения. Речь идет о делах по квалификации «злоупотребления монопольным (доминирующим) положением, что привело к нарушению конкурентного законодательства».

Как насчет «Укрнафты» (Forbes известно, что АМКУ должна рассмотреть передачу сети Glusco в управление компании)?

Руководство «Укрнафты» пыталось предпринять определенные действия, на которые мой ответ был категоричным и, возможно, не всем понравился.

Комитет анализирует и оценивает влияние концентраций с участием «Укрнафты» на соответствующие рынки. Заявления о предоставлении разрешения на концентрацию будут соглашаться с АМКУ. В случае выявления угрозы негативного влияния на конкуренцию – реагирование будет соответствующим.

[В кейсе «Укрнафты»] Речь идет, в том числе, о присоединении/покупке еще одной сети АЗС (в сентябре 2023-го «Укрнафта» получила в управление сеть АЗС Glusco, которая ассоциируется с Виктором Медведчуком. Для завершения процедуры необходимо разрешение АМКУ, говорится в письменном ответе на запрос Forbes госагентства АРМА, которое, в частности, оперирует арестованными активами подсанкционных лиц. – Forbes ).

Расследует ли сейчас АМКУ дела о повышении цены на топливо на АЗС?

Комитет в 2022-м по собственной инициативе приступил к исследованиям, в частности, в отношении соблюдения конкурентного законодательства на рынках светлых нефтепродуков (бензин и дизель. – Forbes ). Оно связано с установлением цен, в том числе в начале полномасштабной войны.

Это обширное исследование как по объему информации, так и по кругу субъектов. АМКУ столкнулся с сопротивлением компаний, которые либо не предоставляют информацию, либо дают ее не в полном объеме. Но это точно не помешает. Что касается открытия дел – на данный момент эту информацию в деталях разглашать не могу.

Еще одна особенность военного времени – большое количество российских активов. Как и кому передавать их, чтобы не нарушать антимонопольное законодательство. Ярким примером является кейс «Моршинской». На какой он сейчас стадии?

АМКУ включился в этот процесс (В марте конкурс на управление активов производителя «Моршинской» и «Миргородской» IDS Ukraine выиграла компания «Карпатские минеральные воды». Передачу также должен был согласовать АМКУ. – Forbes ). Для того чтобы мы реагировали быстрее, необходимо расширение полномочий АМКУ в отношении конкурсов АРМА и ФГИУ.

По воду «Моршинской» мы не можем дать разрешение на концентрацию без дополнительного исследования рынка. Следует выяснить, как такое объединение будет влиять на конкуренцию и не ограничит ли это возможности других участников рынка. На профессиональном сленге это называется – «убийственное приобретение», когда таким образом устраняются конкуренты. Планируем завершить исследование в следующем году.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд