Глобальные фондовые индексы выросли на 15–25% с ноября 2023 года. Чем вызван такой оптимизм и почему возможное падение фондового рынка является прекрасной возможностью новых инвестиций на рынке капитала? Рассказывает директор по инвестициям Capital Times Артем Щербина
Эйфория – устойчивое, не оправданное объективными условиями состояние, для которого характерны оптимизм, бодрость, чувство неограниченности возможностей. Именно так можно охарактеризовать динамику глобальных фондовых индексов, которые выросли на 15–25% с ноября 2023-го по середину февраля 2024 года.
Рынок акций четыре раза демонстрировал сверхдоходность за последние пять лет: в 2019-м (+29%), 2020-м (+16%), 2021-м (+27%) и в 2023-м (+24%). В последний раз такое постоянство оптимизма было зафиксировано в 1994–1999 годах – перед кризисом dot-com.
Чем вызван такой оптимизм и есть ли прочная основа для дальнейшего роста?
Аргументы за дальнейший рост
Революция искусственного интеллекта
ChatGPT начал набирать популярность с декабря 2022 года после публикации первых результатов возможностей бесплатного ресурса. Это вызвало сильный хайп вокруг ИИ, придало уверенности инвесторам и аналитикам в необходимости применения и развития ИИ.
Яркий пример эффекта от популяризации темы ИИ отражен в динамике акций разработчика процессоров Nvidia – рост в пять раз за 13 месяцев. Или в политике Microsoft, которая в прошлом году инвестировала $10 млрд в разработку ChatGPT и почти $5 млрд в инфраструктуру вокруг ИИ.
Всякая революционная разработка вызывает необходимость переоснащения технического обеспечения, улучшения эффективности труда и существенных инвестиций. И хотя тренд на автоматизацию, применение искусственного интеллекта не новый, бум инвестиций в технологии ИИ происходит именно сейчас.
Имплементация ИИ может ускорить глобальный ВВП на 7% за следующие 10 лет, согласно оценкам Goldman Sachs. Такая переоценка на макроуровне поддерживает рост крупнейших корпораций в мире.
Ликвидность глобальной финансовой системы остается высокой
Центральные банки напечатали около $25 трлн новых денег в 2020–2021 годах в качестве ответа на экономические угрозы COVID-19. На сегодняшний день выведено из системы около $8 трлн. Поэтому как банки, так и корпорации до сих пор обладают достаточным ресурсом для развития и инвестирования.
Более того, Япония и Китай сейчас рассматривают различные варианты стимулирования экономики, в том числе монетарными методами.
Параллельно корпорации продолжают активно выкупать свои акции с публичного рынка. Ежеквартальный объем «байбеков» составляет $200 млрд, свидетельствуют данные VerityData.
Эффект масштаба, или устойчивость «волшебной семерки»
В современную цифровую эпоху мировые лидеры продолжают укреплять свою долю на рынках, показывать рекордные финансовые показатели и наибольшее влияние на рынках капитала.
К когорте так называемой «волшебной семерки» относят: Microsoft (рыночная капитализация $3 трлн), Apple ($2,8 трлн), Nvidia ($1,8 трлн), Alphabet ($1,7 трлн), Amazon ($1,7 трлн), META ($1,2 трлн), Tesla ($0,6 трлн). На сегодняшний день эти компании формируют 30% стоимости и 20% дохода всех составляющих индекса S&P 500.
В глобальной плоскости: поисковая система Google – это 83% рынка, Bing (Microsoft) – 9%; на рынке смартфонов 25% – это iPhone. Tesla занимает 56% рынка электромобилей в США и 17% в мире. Nvidia занимает позицию 82% на рынке процессоров GPU и почти 70% от продаж всех процессоров нового поколения.
На долю Facebook приходится 66% посещений социальных сетей в мире, Amazon занимает 38% рынка ecommerce в США, а облачная платформа AWS с 32% долей конкурирует с Microsoft Azure (22%) и Google (11%). Это данные на январь 2024 года.
Благодаря господствующей роли эти семь корпораций генерируют сверхдоходы, влияют на ценообразование, поглощают меньших конкурентов и продолжают экспансию. И это придает оптимизма инвесторам на фондовом рынке.
Есть и ряд факторов, которые могут указывать на формирование многолетнего пика на рынке акций.
Отрицательные моменты
Экономика развитых стран замедляется или впадает в рецессию
По итогам 2023 года падение ВВП зафиксировано в Швеции (-0,3%), Германии (-0,2%), Великобритании (-0,2%) и Японии (1%, но с отрицательным ВВП в ІІІ-IV кварталах.). На грани фола балансируют ВВП Франции, Италии, Нидерландов. Мировая экономика продолжит расти выше 3% в 2024 году, но развитые страны покажут лишь 1,5% роста, согласно прогнозу МВФ.
Такое замедление основных рынков для ведущих корпораций мира может привести к замедлению их роста. Как следствие – к уменьшению «аппетита» инвесторов к их ценным бумагам.
Локомотив последнего десятилетия, Китай неустанно замедляется с темпов экономического бума в 6–9% до 2020 года к 3–5% в последующие пять лет. Прямые иностранные инвестиции в китайскую экономику упали до 30-летнего минимума. Поддержкой мировой экономике теперь выступают страны Южной Азии – Индия, Вьетнам, Филиппины и Индонезия, страны Ближнего Востока – ОАЭ, Саудовская Аравия.
Остальные виды инвестиционных активов остаются недоинвестированными
Рынок недвижимости как традиционный инвестиционный актив переживает чуть ли не самые плохие времена в мире. Рост стоимости ипотеки, удорожание фондирования, проблемы девеловеров в Китае и Германии, высокая вакантность офисных объектов в Европе и США – лишь часть проблем, с которыми столкнулся рынок недвижимости в мире. Как следствие, стоимость квадратного метра в США снизилась до уровня 2019 года, в Европе – до уровня 2015–2016 годов.
Охлаждение инвестиционной активности наблюдается и на рынках M&A, венчурного капитала и IPO. 2023 год стал одним из самых плохих для инвестиционного банкинга в мире.
Такой дисбаланс с публичным рынком неординарный. Скорее всего, мы увидим уменьшение спроса на рынке ценных бумаг, переход инвестиционного капитала в недофинансированные отрасли.
По 10-факторной методологии текущий уровень индекса S&P 500 указывает на угрозу переоценки в шести факторах
Это учитывая тот факт, что такие сектора, как недвижимость, энергетика, нефть/газ или FMCG, находятся в сильном даунтренде.
На 2024–2025 годы закладывается рост доходов американских компаний на 11% и 13% соответственно, по расчетам JP Morgan. Это очень оптимистично, учитывая, что темп роста в 2022–2023 годах был на уровне 5% и 1% соответственно. А также тренд по уменьшению маржинальности третий год подряд.
Топ-10 компаний по индексу S&P 500 на 67% обеспечили рост всего фондового рынка США. Их мультипликатор стоимости достигает 30х чистой прибыли. То есть в неизменных условиях топ-10 американских компаний должны 30 лет выплачивать инвесторам 100% чистой прибыли в виде дивидендов, чтобы собственники акций удвоили инвестиции.
«Волшебная семерка» в среднем имеет оценку 45 чистой прибыли, 12x выручки и 20x EBITDA. Такие высокие мультипликаторы уместны на венчурном рынке для компаний, но слишком оптимистичны для корпораций в триллион долларов и с ростом бизнеса на 13% в год.
Поэтому, как всегда, есть аргументы за и против роста фондового рынка. Рынок должен переоценить текущие мультипликаторы с учетом вышеперечисленных факторов, геополитики, реального влияния новых технологий и процентных ставок на мировую экономику.
Даже в положительные периоды для фондовых индексов в течение года глубина падения рынка может достигать 6–14%. Это будет отличная возможность для новых инвестиций на рынке капитала.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.