Среди большого инвестиционного капитала интерес к инвестированию в Украину сейчас очень фокусный. За 2022-2023 годы основными зарубежными инвесторами в корпоративном сегменте выступали компании (бренды), уже имевшие мощности в Украине до начала полномасштабной войны. Что это за бизнесы и какие сферы готовы развивать далее? Рассказывает директор по инвестициям Capital Times Артем Щербина
С начала полномасштабного вторжения России государство Украина получило финансовую поддержку со стороны международных партнеров в размере $66 млрд в октябре 2023 года: $31 млрд в 2022-м, $35 млрд за 10 месяцев 2023 года, согласно данным Министерства финансов. На внутреннем рынке Украина позаимствовала $13 млрд от продажи ОВГЗ.
На 2024-й ожидается поступление $42 млрд финансовой помощи от партнеров. Ожидания Нацбанка на 2024 год более скромные – $38,6 млрд.
На уровне украинского бизнеса привлечение такого объема финансирования кажется невозможной задачей. Крупный бизнес имел «подушку безопасности» до начала полномасштабной войны и стойко выдержал форс-мажорные обстоятельства. К тому же после возобновления банковского кредитования доступ к финансированию имели именно лидеры рынка.
Малый и средний бизнес (МСБ) в плане финансирования должен полагаться на собственные силы, помощь крупных партнеров или международных финансовых организаций. Сегодня государство стимулирует банки выдавать кредиты по программе «5-7-9», также есть предложения до 14% годовых в гривне. За время военного положения таких льготных кредитов выдали бизнесу на $4,4 млрд.
Дополнительно МСБ может обращаться в международные организации по поводу грантовой поддержки, обучения владельцев бизнеса, развития экспортного потенциала.
Есть ли возможности у бизнеса в Украине привлекать дополнительный капитал через инструменты инвестиций или долговое финансирование? Готовы ли иностранные инвесторы заходить в Украину, пока действует военное положение?
Реинвестиции, несмотря на войну
За 2022-2023 годы основными зарубежными инвесторами в корпоративном сегменте выступали компании (бренды), уже имевшие мощности в Украине на момент полномасштабного вторжения РФ. Среди них: Carlsberg, Cersanit, Kronospan, Laude, Nestle, Phillip Morris, Velux. Подавляющее большинство указанных международных корпораций выделяли средства на релокацию производства, ремонт поврежденных объектов, социальные проекты. Как правило, такие компании пользовались (и пользуются) услугами «инвестняни» – Офиса по привлечению и поддержке инвестиций (UkraineInvest).
Еще ряд корпораций объявили о намерениях реинвестировать средства в Украину для поддержки своих активов: ArcelorMittal, Bayer, CRH, Fixit, Kingspan, Onur Group, Unilever.
Реинвестиции в Украине с начала военного положения, $ млн
Оборонка – новый сегмент инвестиций
Если говорить о новых инвестициях, высок интерес к украинским компаниям на венчурном рынке. Такие сегменты, как military tech, mental health, demining, medical tech, agro tech и другие, получили сильный толчок для развития в Украине. Таких инвесторов интересует высокий потенциал роста стоимости стартапов и инновационных компаний с выходом на международные рынки.
Среди большого инвестиционного капитала интерес к инвестированию в Украину сейчас очень фокусный. Мы все знаем об успехе Horizon Capital в привлечении $298 млн для инвестиций в украинский бизнес, хотя первой инвестицией нового фонда стала компания Preply, которая имеет украинских основателей и активно развивается в мире, а не в Украине.
Безоговорочный фокус международного бизнеса на оборонную промышленность в Украине. Такие корпорации, как BAE Systems (Великобритания), Baykar (Турция) и Rheinmetall (Германия), уже приступили к строительству заводов на территории Украины. Плановые инвестиции должны превысить $300 млн. И это только начало в этом сегменте.
Интерес к инвестициям в строительную отрасль отмечали в Rolls-Royce (Великобритания), Chicago Athlantic (США) и Wasatch Group (США). Плановые инвестиции могут превысить $250 млн.
Украинский бизнес не остановить
Однако инвестировать в Украину готовятся не только международные компании. Украинский бизнес это уже делает. В частности, проекты восстановления или расширения собственных мощностей, строительство логистических центров.
Украинский бизнес готов финансировать смежный бизнес или искать синергию с текущими направлениями в Украине. «ОККО», «МХП» или «Новая Почта» – яркие примеры инвестиционного фундамента внутри страны.
Так, корпорация «ОККО» инвестирует в строительство завода по производству биотоплива и биодизеля, чтобы иметь собственное сырье на момент вступления Украины в ЕС. В «МХП» еще до войны начали (и продолжают сейчас) инвестировать в бизнесы, расширяющие кулинарную экспертизу компании, как пример компания Foodz – оператор сети «дарк-китчен» и виртуальных ресторанов. «Новая Почта», несмотря на физические потери терминалов на Харьковщине и в Николаеве, развивает сеть логистических центров в Украине и поддерживает развитие индустриальных парков.
В целом, украинский крупный бизнес открыт для переговоров по финансированию или инвестициям сторонних проектов (бизнесов), если такая операция позволит:
- расширить долю на локальном рынке;
- расширить или усовершенствовать экспортные мощности;
- получить синергию или преимущества для уже имеющегося бизнеса.
И здесь вопрос не всегда в цене.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.