У Украины остался месяц, чтобы избежать дефолта. Номинальная стоимость международных государственных облигаций Украины составляет $19,7 млрд, по данным Министерства финансов. Украина должна $23,6 млрд по этим облигациям с учетом просроченных платежей. Разве у правительства недостаточно средств для выплат по текущим обязательствам частным заемщикам? Объясняет старший научный сотрудник в Киевской школе экономики Олеся Верченко
Государственный и гарантированный государством долг Украины на 31 мая 2024 года составлял 6115,26 млрд грн. Это примерно 150 000 грн на человека населения страны (ввиду последних доступных данных относительно населения Украины по состоянию на январь 2022-го в примерно 41 млн человек).
К началу 2024 года этот долг был почти на 10% ниже и к тому времени составил 84,4% от ВВП. Это самый большой уровень государственного долга за историю независимой Украины.
Такой уровень долга считается достаточно высоким. Хотя в целом на конец 2022-го в мире совокупный государственный долг составлял около 92% от мирового ВВП и в среднем был на уровне 113% от ВВП для развитых стран и 65% для развивающихся стран, свидетельствуют данные МВФ.
Украинский государственный долг в процентах к ВВП соизмерим с долгом Аргентины, Бразилии и целого ряда других стран «глобального юга». Однако именно сейчас снова началось активное обсуждение вопроса о вероятном дефолте Украины по государственному долгу.
Все ли так плохо, и как с этим жить далее?
Государственный долг Украины – не уникальный случай
В мире нет ни одной страны (за исключением, наверное, только Макао), которая не имела бы государственного долга. Более того, «полный» расчет по государственным долгам на самом деле происходит очень редко.
В то же время страны постоянно берут новые ссуды, с помощью которых в частности покрывают свои обязательства по старым долгам. Поэтому можно сказать, что, например, правительство США до сих пор не рассчиталось с долгами, которые взяло около 160 лет назад для финансирования войны между Югом и Севером.
Именно поэтому высокий уровень долга сам по себе хоть и является причиной для беспокойства, но играет менее критичную роль, чем реальный доступ к международным финансовым рынкам: пока спрос инвесторов на государственные облигации определенной страны, рефинансирование долга, то есть «перезаимствование», является делом техники.
К сожалению, война и обусловленные ею высокие экономические риски означают, что рыночные процентные ставки на новые кредиты для Украины неприемлемо высоки (хотя и вполне обоснованы). То есть частные рынки для нас, по сути, закрылись.
Это произошло еще в начале войны, и когда два года назад правительство Украины должно было сделать очередные крупные платежи по своим обязательствам, ему удалось убедить группу частных инвестиционных фондов дать отсрочку на выплаты по государственным облигациям до 1 августа 2024 года.
Для справки: технически такая отсрочка является эквивалентной дефолту, хотя репутационно она имеет значительно более мягкие последствия для будущего доступа к международным финансовым рынкам, чем односторонний отказ выполнять свои обязательства.
Предварительная отсрочка закончится менее чем через месяц. Сейчас правительство Украины проводит активные переговоры с частными инвесторами по поводу реструктуризации государственного долга, лежащего в их портфелях.
В целом, по данным Министерства финансов, номинальная стоимость международных государственных облигаций Украины составляет $19,7 млрд. Это около 14% совокупного государственного долга. Украина должна $23,6 млрд по этим облигациям с учетом просроченных платежей, свидетельствуют расчеты JPMorgan.
Кроме того, правительство дополнительно должно $2,6 млрд по предварительным договоренностям в виде ВВП-варрантов (реструктуризация внешнего долга 2015 года) и еще около $1,5 млрд по гарантированным государством международным облигациям «Укравтодора» и «Укрэнерго».
Реструктуризация может означать либо списание большей части долга, либо обмен старого долга на другие, обычно более долгосрочные обязательства.
В текущих переговорах правительство Украины пытается снизить стоимость долга на около 60%, инвесторы же готовы согласиться лишь на «стрижку» в 20-30%. Обычно переговоры с частными кредиторами занимают несколько месяцев, если не дольше, тогда как у нас отсчет пошел на недели. Именно поэтому текущая ситуация так остра и требует немедленного решения.
Реструктуризация или дефолт
У Украины уже есть договоренности с официальными двусторонними кредиторами (правительствами других стран и международными организациями) на мораторий по выплате долгов до 2027 года. Однако новая программа МВФ для Украины содержит требование реструктуризации коммерческого долга, хотя и без конкретных сроков ее выполнения.
Если будет объявлен дефолт без согласованной реструктуризации частного долга или без согласованного продления текущего моратория с частными инвесторами, на Украину будут наложены дополнительные ограничения на получение дополнительного финансирования от международных организаций (МВФ, Всемирного Банка и т.д.) в будущем.
Учитывая, что Украина получает значительную поддержку со всего мира, почему вообще речь идет о дефолте? Разве у правительства недостаточно средств для выплат по текущим обязательствам частным заемщикам?
Нет, недостаточно, потому что большая часть международной поддержки либо нефинансовая, либо имеет целевое назначение.
Кроме того, при значительном дефиците государственного бюджета (свыше 20% ВВП в 2024 году по прогнозам НБУ) значительные выплаты иностранным инвесторам вряд ли будут понятны обществу и могут дестабилизировать ситуацию на валютном рынке.
Поэтому реструктуризация или дефолт неизбежны.
Однако, что бы ни произошло в ближайшем будущем по отношению к внешнему долгу, последствия будут примерно одинаковыми: доступ к частным финансовым рынкам для Украины будет существенно ограничен.
Именно поэтому поддержка отношений с МВФ и выполнение требований программы по реструктуризации частного долга и других экономических показателей чрезвычайно важны.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.