Если бы не война, в Украине бы уже состоялись очередные президентские выборы – украинцы получили нового лидера или переизбрали на второй срок Владимира Зеленского. Forbes Ukraine опросил политологов, достаточно ли он сделал для переизбрания и реально ли провести выборы в нынешних условиях.
20 мая истек пятилетний конституционный срок президентства Владимира Зеленского. Проведение новых выборов и неуместно, и невозможно, говорят собеседники Forbes. Он будет оставаться в должности, пока идет война.
Почему Зеленский не теряет легитимности после 20 мая, целесообразно ли проводить выборы во время войны, что вышло, а что не вышло у Зеленского-президента?
Выборы и легитимность
Хотя конституционный срок президентства Зеленского и истекает 20 мая, его легитимность как главы государства не вызывает сомнений. Организовать выборы во время военного положения невозможно, говорит директор Института мировой политики Евгений Магда. А тезис о нелегитимности Зеленского – российский нарратив, уверен он. «России не нужен любой украинский президент и не нужна независимая Украина», – уверен политолог.
Проведение выборов в Украине несет дополнительные риски в противостоянии с Россией, говорит кандидат политических наук Николай Давыдюк. «Тогда российская пропаганда на полную включит свою машину, – объясняет он. – Мы можем столкнуться с непредсказуемыми политическими и социальными рисками».
Из-за потенциального российского вмешательства мы не сможем обеспечить три базовые вещи избирательного процесса: свободу слова, выбора и политическую конкуренцию, подчеркивает Давыдюк.
Чего добился президент Зеленский
Опрошенные политологи разделились во мнениях о достижениях Зеленского как президента. «Он столкнулся с вызовами, которых не было ни перед одним украинским политическим лидером: сначала пандемия, потом полномасштабное вторжение», – говорит Магда.
Что можно занести в плюс?
Во-первых, сохранение украинского государства. Страна смогла сдержать удар после полномасштабного вторжения, говорит Иван Гомза, политолог и заведующий кафедрой государственного управления Киевской школы экономики. Хотя и потеряла важные города, такие как Мариуполь, несмотря на предупреждение США об атаке, добавляет он.
Во-вторых, успехи во внешней политике. Зеленский смог объединить вокруг Украины международную коалицию, говорит Давыдюк. «Он стал лидером Украины в центре этой коалиции», – отмечает он.
В-третьих, запуск рынка земли. «После войны земля будет самым активным товаром, это наш ресурс на восстановление», – объясняет Магда.
В-четвертых, запуск «Дії» и все, что касается digital-страны. «Многие страны начали заимствовать наш опыт, – говорит Давыдюк. – Это создает имидж украинцев как современных драйвовых людей».
Но многое осталось в серой зоне, говорит Давыдюк.
Первое – деолигархизация. «Какие-то олигархи под прицелом, как Коломойский, Фирташ, Жеваго. Но сказать, что олигархи исчезли, нельзя: они были большими, а стали маленькими», – объясняет он.
Второе – обновление власти. «Парламент на 70–80% новый, но где результативность, чем он запомнился?», – подчеркивает Давыдюк.
Тяжелое наследие
Каждого президента Украины портят «любі друзі», Зеленский – не исключение, отмечает Магда. «Вместо того чтобы огромный ресурс доверия направить на создание адекватной меритократической модели управления государством, все пошло привычным межсобойным путем», – объясняет он.
Сейчас Зеленский несет на себе тяжесть огромных проблем и потерь, потому что в стране господствует фактически военно-полевая монархия, говорит Магда.
Ко всем проблемам, которые принесла с собой война, остается и историческая – в Украине так и не преодолена коррупция, отмечает Давыдюк. Будут вспоминать скандалы с Большим строительством и обеспечением армии, объясняет он.
Еще один минус – реформа судебной власти. «Зеленский пришел к власти с четким видением важности реформы суда, потому что у него там не было интересов, – отмечает Давыдюк. – Но при его каденции суды так и не стали «слепым» качественным сервисом».
Три совета Зеленскому
Как и каждый президент Украины, Зеленский приходил к власти с большим кредитом доверия, но население быстро стало отчаиваться, говорит Гомза. «Если бы не война, разочарование пришло бы гораздо быстрее, – подчеркивает он. – Сейчас оно его таки догнало».
На что президенту следует обратить внимание?
Первое и главное – заявить, что он пришел на один президентский срок, считает Магда. Этим он выполнит свое обещание 2019 года.
Второе – создать техническое правительство, а не безынициативное правительство «незаметного» премьера, добавляет политолог.
Даже иностранные партнеры и политологи спрашивают, почему в Украине в условиях войны так и не создано правительство национального единства, соглашается Гомза. «Любая страна в состоянии войны пытается объединить все политические силы, кроме откровенно антигосударственных, в едином правительстве, – отмечает он. – Это дало бы хороший сигнал международным партнерам и перекрыло карту российского ИПСО о нелегитимности президента».
К тому же Зеленскому нужно сделать политическую команду более инклюзивной, говорит Гомза. «Решить ситуацию, когда до президента можно добраться только через отдельных очень влиятельных людей. Например, главу Офиса президента», – объясняет он.
Финальные испытания еще впереди
Политическая карьера и вообще поход в политику Владимира Зеленского весьма созвучны с героическим эпосом, говорит политолог Давыдюк. Зеленский проходит свой жизненный и политический путь по книге «Тысячеликий герой» Джозефа Кэмпбелла. «Пока он прошел все разделы, кроме последнего – «Возвращение героя», – отмечает он.
Зеленского еще ждет финальное испытание. «Не обязательно внешнее, как пандемия или война. Может быть внутреннее – испытание властью. Баллотироваться на второй президентский срок или нет», – объясняет Давыдюк.
Согласно Конституции, мы – в точке подведения итогов, говорит политолог. Пять лет президентства – это промежуточное звено, драма и эпос Зеленского еще не завершились. От того, как завершится война, как изменит страну и самого Зеленского, поймем, герой он или нет, говорит Давыдюк.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.