Минюст, вероятно, завершил работу над иском о конфискации активов группы VS Energy и в ближайшее время может направить его в Высший антикоррупционный суд. Почему именно сейчас и какие активы хочет национализировать государство
«Иск финализируется. В нем более 150 страниц», – говорит Ирина Мудра, заместитель министра юстиции Украины в интервью Forbes, которое опубликуем 12 июня. «Это будет самым громким делом за все время работы Минюста по части взыскания санкционных активов», – добавляет она.
Мудра не подтвердила, что речь идет об иске по конфискации активов группы VS Energy. Однако ее описание совпадает с описанием этой компании, владельцами которой СБУ, ДБР, «Бизнес Цензор», «Экономическая правда», «Радио Свобода» называют подсанкционных:
- Евгения Гинера (президента российского футбольного клуба ЦСКА);
- Михаила Воеводина (по справке Интерпола, имеет статус вора в законе, прозвище – Misha Luzhnetskiy);
- Александра Бабакова (заместителя председателя Государственной думы РФ, в 2014 году голосовал за аннексию украинского Крыма, а в 2022-м – за аннексию Запорожской и Херсонской областей).
«[Они владеют активами] в энергетике, недвижимости, финансовом и гостиничном бизнесе, – говорит Мудра. – В ближайшее время мы увидим весь список активов этой группы». Список активов и доказательную базу Минюст обнародует во время рассмотрения дела в Высшем антикоррупционном суде, объясняет Глеб Каневский, глава аналитического центра StateWatch.
В 2014-м VS Energy сменила официальных владельцев, сообщается на сайте компании. «Гинер перестал быть акционером группы в 2014-м, – уверяют в компании. – Бабаков и Воеводин никогда не владели акциями группы VS Energy».
Конечными бенефициарами компании числятся граждане Евросоюза: Валтс Вигантс (Латвия), Виллис Дамбинс (Латвия), Артурс Альтбергс (Латвия), Олег Сизерман (Германия), Марина Ярославская (Германия).
В ответ на запрос Forbes Валтс Вигантс от имени компании сообщил, что VS Energy владеет лишь пятью облэнерго: «Херсоноблэнерго», «Житомироблэнерго», «Кировоградоблэнерго», «Черновцыоблэнерго», «Ровнооблэнерго». На предприятиях работает более 11 000 работников, а общая протяженность электросетей превышает 135 000 км.
Эти облэнерго были приватизированы за $120 млн еще в начале 2000-х годов, кроме «Черновцыоблэнерго», контрольный пакет которого государство продало в 2012–2014 годах.
Какими еще активами может обладать группа? Например, металлургическим заводом «Днепроспецсталь». Его бенефициар – гражданка Франции Наталья Селиванова. Она – гражданская жена Михаила Воеводина, говорится в расследовании журналистов программы «Схемы», которые ссылаются на его карточку из Интерпола. Ранее Forbes спрашивал Уиллиса Дамбинса, является ли Селиванова гражданской женой Воеводина. Он не ответил на этот вопрос, но отметил, что ее ничто не связывает с Россией, кроме происхождения.
Селиванова вместе с уже упоминавшимся Дамбинсом через компанию Financiere контролирует пять крупных гостиниц Premier в разных городах Украины. В декабре 2022 года суд арестовал отели этой сети, а также киевские ТЦ «Метроград» и «Метрополис», которые, по версии следствия, контролируют Бабаков, Гинер и Воеводин.
Однако единственный успешный кейс национализации активов группы состоялся в начале этого года: Высший антикорсуд взыскал долю Гинера в PINBank (90%) в пользу государства.
Гинер владел PINBank напрямую, поэтому Минюст легко доказал его связь с банком в суде, говорит Каневский. «Кейс с группой VS Energy сложнее, поскольку номинальные владельцы – граждане ЕС, а многие активы должны быть записаны на оффшорные компании в разных юрисдикциях».
Кому принадлежит VS Energy
Издание «Настоящее время» выяснило, что соучредитель «ВС Энерджи Интернейшнл Украина» Марина Ярославская является женой Гинера. Она родилась в Украине и является гражданкой Германии, хотя до марта 2008-го имела российский паспорт. ЭП получило копию указа о ее выходе из гражданства РФ, где отмечается, что дочь Ярославской Юлия имеет фамилию отца – Гинер. А Вигантс и Дамбинс, как свидетельствуют архивы документов Panama Papers, были доверенными лицами Александра Бабакова. По данным «Новой газеты», с помощью этих граждан Латвии Бабаков пытался скрыть свое коммерческое присутствие на Западе.
Кто сейчас конечный бенефициар VS Energy, доподлинно неизвестно. Например, народный депутат, председатель комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус в начале 2021-го утверждал, что доли VS Energy у Гинера и Александра Бабакова выкупил их третий партнер – Михаил Воеводин. Но в официальных реестрах эта сделка так и не была отражена.
В ответ на запрос Forbes Вигантс уверяет, что не имеет отношения к гражданам России и не поддерживает их убеждения. «Я не получаю от них финансирование, ничего им не продаю и ничего у них не покупаю. Россияне являются агрессорами и оккупантами части территории Украины», – говорит он.
«Все, с чем мне и моим партнерам приходится иметь дело в украинских судах, это только публикации СМИ, не подтвержденные фактами», – добавляет он. Также он подчеркнул, что с 24 февраля 2022 года VS Energy предоставила ВСУ гуманитарную помощь и пожертвования на 80 млн грн.
Почему только сейчас Минюст решил национализировать VS Energy
Президент Украины Владимир Зеленский ввел санкции против Бабакова в сентябре 2022-го, против Гинера и Воеводина – в октябре. «Минюст был предметно готов [национализировать активы], когда вышел первый указ президента против Бабакова», – говорит заместитель министра Мудра.
«Но важно выбрать такую доказательную базу, которая будет принята международными судами, – добавляет она. – Не всегда начальные ответы, которые мы получаем [от правоохранителей], удовлетворяют критерии доказательной базы».
Минюст сотрудничает в санкционном процессе с 18 госорганами, объясняет Каневский из StateWatch. «За это время, как мне известно и как подтверждают дальнейшие события, Минюст не смог получить от этих органов информацию, что Гинер, Воеводин или Бабаков имеют прямое или косвенное отношение к VS Energy», – говорит Каневский.
Тогда Минюст пошел другим путем. В мае 2023 года Зеленский ввел санкции против якобы номинальных владельцев энергокомпании VS Energy. Параллельно с этим Минюст сотрудничал с иностранными юрисдикциями. «По подобным кейсам только сбор информации может идти более полугода», — говорит Мудра.
Теперь, вероятно, в суде Минюст не будет пытаться доказать связь VS Energy с Гинером, Воеводиным или Бабаковым, а доказывать связь якобы номинальных владельцев с Россией. «Если, например, одна из них или одна из их компаний платит налоги в бюджет РФ, это уже может служить основанием для национализации», – говорит Каневский. Вероятно, Минюст нашел такую связь, если готов подавать иск, добавляет он.
По закону, у ВАКСа есть 10 дней на рассмотрение дела о конфискации активов первой инстанции и пять дней на апелляцию. Однако могут быть исключения. К примеру, ВАКС до сих пор не рассмотрел апелляцию относительно национализации Николаевского глиноземного завода, хотя решение первой инстанции было еще в феврале 2023-го, напоминает Каневский.
«Мы будем защищать свои права собственности, как это делали неоднократно, – говорит Вигантс. – В том числе и в международных судах».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.