Владелец австралийского металлургического гиганта Fortescue Эндрю Форрест задался целью собрать $100 млрд для послевоенного восстановления Украины. Его поддержал Джо Байден и будет помагать BlackRock. Как будет работать фонд – об этом Форрест рассказал Forbes
Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня
Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням.
До 24 февраля в Украине почти не знали имени австралийского миллиардера Эндрю Форреста, 61, входящего в глобальный список миллиардеров Forbes с состоянием около $20 млрд. Сейчас именно он стал одним из главных промоутеров сбора частных средств для будущего восстановления страны. Зачем это владельцу железорудного гиганта Fortescue?
В ноябре Форрест объявил, что вложит $500 млн в фонд восстановления Украины. Об организации фонда он договорился с крупнейшей в мире инвесткомпанией BlackRock. Финальная цель – собрать $100 млрд, из них $25 млрд уже на первом этапе.
Правда, доступ к этим ресурсам Украина сможет получить только после завершения горячей фазы войны с Россией, признает Форрест. «Привлечь средства частных инвесторов во время войны – эта задача не является нереальной, но это чрезвычайно сложно», – говорит он в разговоре с Forbes.
Но он не сомневается в том, что BlackRock сможет собрать заявленные 100 млрд. В августе бизнесмен посетил Киев, где встретился с президентом Владимиром Зеленским. «Чтобы осознать весь масштаб энтузиазма украинцев, достаточно поехать в Украину и увидеть, как сильно украинцы хотят выиграть эту войну и отстроить свою страну», – рассказывает он во время интервью.
Форрест избегает сравнения своей идеи с «планом Маршалла» для Европы после Второй мировой. Почему? И как он намерен реализовать свой замысел?
Баффет, Байден и Зеленский
16 августа Форрест с особым вниманием наблюдал за рейсом судна Brave Commander, которое вышло по «зерновому коридору» из порта Южный в Одесской области.
Это был первый рейс в рамках Всемирной продовольственной программы, которая везла зерно для Эфиопии. Его профинансировали сам австралийский бизнесмен и Говард Баффет, сын основателя инвесткомпании Berkshire Hathaway Уоррена Баффета. До этого «коридором» на свой страх и риск пользовались только коммерческие суда.
«Когда Путин заявил, что не будет останавливать грузы из Украины, кто-то должен был проверить, не лжет ли он, – объясняет бизнесмен. – Мы зафрахтовали собственное судно, поскольку ни один корабль нельзя было застраховать и отправить в Украину – пусть даже с украинским экипажем на борту, но под иностранным флагом».
Кто такой Эндрю Форрест
Эндрю «Twiggy» Форрест, 61, 90-я позиция у World's Billionaires List 2022 от Forbes с состоянием в $17,8 млрд. Основной актив – Fortescue Metals Group (Перт, Австралия).
Капитализация компании составляет $63,9 млрд, она владеет крупнейшими в стране железорудными месторождениями. Форрест, который в мае занял позицию СЭО, владеет третью акций Fortescue.
Он также имеет активы в животноводстве и коммерческой недвижимости. Отдельное направление инвестиций – возобновляемые источники энергии и зеленая металлургия.
Вместе с женой Николь Форрест бизнесмен руководит благотворительными фондами Minderoo Foundation и Walk Free Foundation, которые занимаются проблемами образования, бедности и рабского труда.
Он сравнивает вторжение РФ в Украину с «травлей на заднем дворе школы, но в глобальном масштабе». Идея основать фонд, который аккумулировал бы средства для предстоящего восстановления, возникла у Форреста через несколько дней после начала войны.
«Сначала я решил обсудить идею с генеральным секретарем Организации экономического сотрудничества и развития Матиасом Корманном, моим хорошим знакомым, – вспоминает миллиардер. – Он отреагировал положительно, но посоветовал убедиться, что инициативу одобряют ЕС, США, Великобритания и Австралия. Я это сделал».
С тех пор он в течение нескольких месяцев встретился с вице-президентом Еврокомиссии Валдисом Домбровскисом, несколькими верховными еврокомиссарами по вопросам Украины, президентом США Джо Байденом, премьер-министром Австралии Энтони Албанизом и инвесторами из Великобритании и Австралии, перечисляет Форрест.
«Когда я понял, что поддержка есть, то обратился к BlackRock, сказав им, что фактически получил «зеленый свет» и готов создать фонд», – вспоминает бизнесмен.
После этого Форрест организовал встречу президента BlackRock Роберта Стивена и Зеленского. «Основную работу по привлечению инвесторов будет вести именно BlackRock», – говорит бизнесмен.
Онлайн-встреча топов BlackRock Роберта Стивена и Лари Финка с президентом Украины, которую упоминает Форрест, состоялась в середине сентября. Тогда речь шла о том, что консультационная команда BlackRock по финансовому рынку (FMA) действительно будет бесплатно консультировать украинское правительство по созданию фонда восстановления (но пока без собственных инвестиций), подтвердили Forbes представители компании.
Борьба с «советским мусором»
Фонд пока не создан. «Планирование в самом разгаре, – говорит Форрест. – Он еще не работает, поскольку этому мешают военные действия на территории Украины».
Кого он ожидает увидеть среди инвесторов? «Если донести логику восстановления Украины, то, думаю, мы увидим среди инвесторов мировые суверенные и пенсионные фонды», – объясняет бизнесмен.
Эта логика должна фокусироваться на замене поврежденной или уничтоженной современной инфраструктуры, говорит Форрест. В центре – переход на зеленую энергетику и полную цифровизацию экономики.
«То, что сейчас уничтожают российские войска, мы называем «советским мусором», – рассказывает он. – С чем, кстати, согласен и сам президент Зеленский».
Несмотря на то, что Форрест прогнозирует реальный запуск фонда только после завершения войны, ему не нравятся аналогии с «планом Маршалла» именно из-за его запоздалого начала.
«Когда Матиас из OECD сравнил мою идею с «планом Маршалла», я ему ответил: «Нет, «план Маршалла» появился спустя 4 года после прекращения военных действий. Через 4 года агонии. А этот план должен быть реализован немедленно и идти в ногу с энтузиазмом, который испытывают украинцы во время освобождения своей страны от захватчиков», – говорит Форрест.
В то же время, Украина должна выполнить собственное домашнее задание. Форрест называет среди приоритетов переход на цифровую, безналичную экономику, чтобы окончательно искоренить коррупцию. «Украина должна выполнить еще ряд пунктов, над которыми мы с Black Rock сейчас активно работаем, чтобы доказать свою готовность к привлечению крупных инвестиций. – говорит он. – Большие инвестиции требуют большой ответственности».
Демократизаторы энергии
Каким будет мир, когда Украина будет восстанавливаться после войны? События 2022 года действительно могут стать оправданием для слабых правительств и компаний, почему они возвращаются к традиционным нефти и газу, признает Форрест. Он активно продвигает идею зеленой энергетики и зеленой металлургии и много инвестпроектов, связанных с этим.
«Возврат к нефти и газу похож на поведение алкоголика, – говорит Форрест. – Да, это решение, которое способно помочь, но только временно. Это отравляет тебя изнутри».
По его словам, чем больше мир использует «горючие» полезные ископаемые, тем больше соблазна в автократических режимов, чтобы превратить ресурсы в оружие. Как, собственно, и произошло сейчас во время войны в Украине.
«Альтернатива очевидна: возобновляемые источники никогда не станут инструментом терроризма, – уверен он. – И даже наоборот, они демократизируют энергию».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.