Верховная Рада внесла изменения в госбюджет 2022 года. Народные депутаты увеличили расходы на 387 млрд грн. Большая часть средств будет направлена на нужды безопасности и обороны. Запланировано финансирование за счет дополнительных внутренних заимствований. Где правительство будет искать средства и как это повлияет на инфляцию и девальвацию гривны?
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
14 октября депутаты уже в восьмой раз с начала войны увеличили расходы государственного бюджета. В этот раз – на рекордные 387 млрд грн. Соответствующий законопроект №8126 был принят в целом. Большинство средств будет направлено на финансирование армии. Общий бюджет сектора обороны уже превышает 1,6 трлн грн, что на 100 млрд больше, чем весь размер бюджета 2021 года.
«Источник покрытия – внутренние заимствования (в том числе «печать»)», – сообщил первый заместитель председателя парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Ярослав Железняк.
Для чего дополнительные деньги из госбюджета
«С начала года изменениями в бюджет расходы на нужды безопасности и обороны увеличены ориентировочно на 812 млрд гривен, – прокомментировал глава бюджетного комитета ВР Юрий Аристов. – Каждая вторая гривна в 2022 году направляется на оборону, и эта сумма в 4,85 раза превышает аналогичный показатель за прошлый год».
Еще в начале марта правительство сообщило, что семьи погибших украинских военных смогут получить единовременную финансовую помощь в размере 15 млн грн, это гарантируется Постановлением Кабмина №168. По словам Железняка, нынешнее увеличение госбюджета должно профинансировать эти выплаты. Если такое количество денег будет выплачено населению, это может оказать существенное влияние на инфляцию, показатели которой продолжают расти. В сентябре годовая инфляция в Украине ускорилась до 24,6%.
Из всей суммы 268 млрд грн выделено на программу «Обеспечение деятельности Вооруженных Сил Украины, подготовка кадров и войск, медицинское обеспечение личного состава, ветеранов военной службы и членов их семей, ветеранов войны», – говорит Александра Бетлий, эксперт Института экономических исследований и политических консультаций.
В то же время, обновленного паспорта этой бюджетной программы нет, говорит эксперт. В законопроекте не прописано, какое количество средств может быть выплачено людям в качестве компенсации. В старой программе (которая была до 24 февраля) было прописано, что туда входят расходы на горюче-смазочные материалы, фортификационные сооружения и питание, отмечает Бетлий.
Также предусмотрено, что дополнительные 92 млрд грн будут израсходованы на развитие, закупку, модернизацию и ремонт вооружения, военной техники, средств и оборудования. Это нужная статья расходов, поскольку помощь партнеров покрывает эти потребности далеко не всегда, говорит Бетлий.
Куда направят дополнительное финансирование госбюджета:
- Министерство обороны – 360 млрд грн;
- Национальная гвардия – 4,8 млрд грн;
- Государственная специальная служба транспорта – 4,4 млрд грн;
- Служба безопасности Украины – 3,7 млрд грн;
- Национальная полиция – 3,2 млрд грн;
- Главное управление разведки Министерства обороны – 3,2 млрд грн;
- Государственная служба по чрезвычайным ситуациям – 3 млрд грн;
- Государственная пограничная служба – 2 млрд грн;
- Государственная служба специальной связи и защиты информации –1,3 млрд грн.
Воздействие на инфляцию и курс гривны
«Любое расширение дефицита бюджета оказывает негативное влияние на устойчивость публичных финансов и экономики, – говорит Мария Репко, заместитель директора Центра экономической стратегии. – Но особого выбора нет, такие вещи нужно финансировать.
По ее словам, увеличение расходов на оборонные нужды было неизбежно. Поступление денежной помощи от иностранных партнеров нерегулярно. Так, в сентябре иностранные вливания упали более чем вдвое по сравнению с $4,7 млрд в августе. А с начала войны Украина получила почти $22 млрд финансовой помощи от доноров, но это на $13 млрд меньше обещанного.
Пока оценить влияние законопроекта на инфляцию и девальвацию сложно. «Если это будут выплаты людям – это повлияет как на инфляцию, так и на валютный рынок, – говорит Бетлий. – Если средства будут рассеяны между разными статьями, влияние будет зависеть от распределения финансирования».
Ключевой вопрос: как государство планирует профинансировать возросшие расходы?
Законопроект предусматривает, что все финансируется за счет внутренних заимствований. «Найти почти 400 млрд грн на внутреннем рынке невозможно», – говорит Михаил Демкив, финансовый аналитик компании ICU. С ним согласна и Бетлий. «Если говорить о рыночных размещениях военных облигаций, этот план выглядит нереалистичным», – говорит эксперт.
Последний аукцион Минфина по привлечению средств через размещение ОВГЗ был удачным: в госбюджет привлекли 17,22 млрд грн в эквиваленте. Большая часть средств была привлечена через валютные ОВГЗ. В то же время, дальнейшее сохранение Минфином низких ставок на первичных аукционах не способствует формированию спроса на военные бонды в значительных объемах. Привлечения в нацвалюте уменьшаются. Финансирование дефицита бюджета критично зависит от эмиссии НБУ и международной помощи.
Если депутаты рассчитывают на существенный рост прямого финансирования дефицита Нацбанком, то это приведет к рискам, о которых говорит НБУ: большая инфляция и большие проблемы на валютном рынке, в частности стремительная девальвация гривны, говорит Бетлий.
С начала войны НБУ выкупил 327,5 млрд грн и еще 75 млрд грн запланировано до конца года. Так что осуществить эмиссию почти аналогичного объема до конца года – это незаурядная задача, на которую руководство Нацбанка, очевидно, не пойдет.
Недавнее изменение руководства Нацбанка может привести к изменению политики регулятора в части эмиссионной помощи правительства для финансирования дефицита бюджета, предполагают специалисты Центра анализа публичных финансов и публичного управления при Киевской школе экономики.
Однако новый Глава НБУ Андрей Пышный перед назначением отметил, что «эмиссии должна быть контролированной и не должна быть единственным источником финансирования. Эмиссия должна быть только в пределах макроэкономических показателей, которые определяет НБУ». Риск, что НБУ запустит печать средств, аналитики оценивают как низкий.
Скорее всего, будут финансировать расходы внешними средствами в виде грантов и кредитов (в частности, от ЕС), считает Демкив из ICU. «Подозреваю, что осторожный Кабмин не может закладывать такие вещи в проект бюджета», – говорит он.
Донорская помощь поступает нерегулярно, но правительство надеется, что потребности этой осенью помогут перекрыть партнеры в достаточном объеме, чтобы НБУ мог печатать только «плановые» 30 млрд в месяц. Украина должна получить следующий пакет макрофинансовой помощи от ЕС в сумме €5 млрд тремя траншами. Первый – в сумме €2 млрд – ожидается в октябре. Также Украина должна получить грант от США в сумме $4,5 млрд.
«Оборонку мы финансируем из доходов и заимствований, в том числе через НБУ, а международная помощь перекрывает другие расходы», – объясняет Мария Репко из ЦЭС.
С начала войны иностранная помощь покрыла 56% потребности в дополнительном финансировании бюджета (дефицит и погашение долгов) – объема, который не удалось собрать в виде налогов и пошлин, посчитали в ЦЭС.
В общей сложности иностранная помощь ориентировочно покрыла 36% расходов бюджета с начала полномасштабной войны, а налоги и пошлины чуть больше – 38%. Остальные профинансировали печатью гривны НБУ (18%) и военными облигациями (8%).
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.