Forbes узнал имя претендента на Сенс Банк Фридмана. Это крупная бизнес-группа из Польши. Реальна ли сделка несмотря на санкции против российских владельцев /forbes.pl/getty images/коллаж Александра Карасева
Категория
Деньги
Дата

Forbes узнал имя претендента на Сенс Банк Фридмана. Это крупная бизнес-группа из Польши. Реальна ли сделка несмотря на санкции против российских владельцев

4 хв читання

forbes.pl/getty images/коллаж Александра Карасева

Польская Grupa Polsat Plus интересуется украинским Сенс Банком, принадлежащим россиянам Михаилу Фридману, Петру Авену и партнерам. Потенциальное соглашение усложняется санкциями против владельцев бывшей «Альфы» и желанием государства национализировать банк. Чем занимается возможный инвестор в Польше и есть ли у него шансы купить банк в Украине?

Корпорация одного из богатейших бизнесменов Польши Зигмунта Соложа Grupa Polsat Plus рассматривает покупку украинского Сенс Банка (бывший Альфа-Банк). Об этом Forbes независимо друг от друга рассказали два собеседника, знакомых с обстоятельствами переговоров, – на банковском рынке Украины и представитель международной финансовой компании.

Накануне о предметных контактах с неназванным польским инвестором сообщило доверенное лицо российских акционеров Сенс Банка Симеон Дянков. Стороны готовят due diligence банка и планируют возможное соглашение через покупку польской стороной долей Михаила Фридмана и партнеров в материнской компании «Сенса» – люксембургской ABH Holdings.

На момент публикации Grupa Polsat Plus не ответила на просьбу Forbes прокомментировать данную информацию.

Есть ли у Сенс Банка шанс сменить владельца, несмотря на санкции против Фридмана и его партнеров по российской «Альфа-Групп»?

Кто такие Зигмунт Солож и его Grupa Polsat Plus

Глава наблюдательного совета Сенс Банка Роман Шпек в комментарии Forbes не стал раскрывать имя потенциального инвестора, однако уточнил, что это польская компания с активами в финансовом секторе, телекоме и энергетике.

Это описание соответствует бизнес-профилю Grupa Polsat Plus. Ее основные активы:

  • платформа спутникового ТВ Cyfrowy Polsat. Это третья по размеру частная компания Польши, согласно рейтингу топ-100 Forbes Polska, с оценкой $3,65 млрд;
  • телеком-оператор Polkomtel (бренд Plus). Доля рынка в 2022-м, по данным компании, – 26%;
  • ряд телеканалов, включая один из наиболее рейтинговых в стране Telewizja Polsat;
  • интернет-провайдер Netia;
  • медиакомпания Interia;
  • крупнейший частный энергетический холдинг Польши Zepak (инвестирует в возобновляемые источники энергии);
  • крупный девелоперский проект с жилой и коммерческой недвижимостью в центре Варшавы Port Praski (50%).

Зигмунту Соложу, 66, принадлежит 61% акций Grupa Polsat Plus. В рейтинге богатейших польского Forbes, опубликованном в конце февраля, он занимал четвертое место с состоянием $2,4 млрд. В рейтинге глобального Forbes Billionaires 2022 Солож был 1053-м с оценкой капитала в $2,9 млрд. Годом ранее у него было место в первой тысяче и $3,2 млрд.

В Польше Солож также владеет миноритарной долей в местном Plus Bank.

forbes.com / PHOTO BY KACPER PEMPEL/REUTERS

Зигмунт Солож Фото forbes.com / PHOTO BY KACPER PEMPEL/REUTERS

Реально ли Фридману и партнерам продать Сенс Банк

Компания уже направила письмо о намерениях в Национальный банк Украины, уточнил один из собеседников Forbes, близко знакомый с ситуацией. Он попросил не указывать его имя и должность в этой статье. Накануне НБУ подтвердил, что получил письмо от заинтересованного инвестора по Сенс Банку, однако пакета документов о приобретении банка регулятор пока не видел.

Потенциальный покупатель несколько дней назад только приступил к due diligence, отметил представитель наблюдательного совета Сенс Банка Шпек. Он не уточнил, сколько времени может занять эта процедура.

В случае согласования продажи российские акционеры «Сенса» не получат денег за банк, утверждает Шпек. «Средства уйдут в капитал», – отмечает банкир. В конце прошлого года он говорил о необходимости докапитализации банка на $400–600 млн.

Возможное соглашение будет состоять из двух этапов: на первом планируется только «существенно снизить долю подсанкционных акционеров» в «Сенсе», их полный выход из капитала состоится уже на втором этапе, рассказывал Симеон Дянков в интервью Finclub.

Как менялся состав акционеров «Альфы«/«Сенса» во время войны /sensebank.com.ua

Как менялся состав акционеров «Альфы«/«Сенса» во время войны

(нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)

По состоянию на начало 2022-го структура собственности люксембургской ABH Holdings, владеющей Сенс Банком частично напрямую, а частично – через кипрскую ABH Ukraine Limited, была следующей.

32,86% – у Фридмана, 20,97% – у Германа Хана, 16,32% – у Алексея Кузьмичева, 12,4% – у Петра Авена. Еще 9,9% – у итальянской UniCredit (эту долю она получила в 2016 году, обменяв на нее свой украинский актив Укрсоцбанк, который поглотила «Альфа»), 3,87% – у американской организации The Mark Foundation for Cancer Research.

Под санкциями ЕС и Великобритании находятся все акционеры «Сенса» – физлица, кроме Косогова. В марте 2022-го он принял доли Хана и Кузьмичева став крупнейшим акционером банка, однако полгода спустя НБУ запретил это соглашение из-за того, что Косогов попал под санкции в Украине.

Поскольку под международными санкциями находятся большинство российских акционеров учреждения, данный вопрос будет ключевым для возможного соглашения с польским инвестором. С мая 2022 года Фридман безуспешно пытается получить разрешение европейских регуляторов на то, чтобы вывести из-под санкций $1 млрд для докапитализации украинского банка.

Реагируя на заявление Дянкова, пресс-служба НБУ опубликовала категорический комментарий регулятора. «Украинское законодательство не предусматривает механизмов для того, чтобы подсанкционные лица воспользовались правом на отчуждение акций банка до момента снятия санкций», – говорится в сообщении.

Вариант смены владельца, который обсуждался в прошлом году, – сделать это через этап национализации. Такая «схема» фигурировала в консультациях о возможной покупке тогда еще «Альфы» азербайджанским инвестхолдингом NEQSOL, о чем Forbes рассказывали три собеседника – в одной из сторон переговоров, а также у НБУ и из числа политического руководства страны. Региональный директор NEQSOL в Украине Владимир Лавренчук отрицал предметный интерес холдинга к банку.

Getty Images

Михаил Фридман Фото Getty Images

Так или иначе, это соглашение в конце концов не состоялось, однако вероятность национализации Сенс Банка остается высокой. В конце 2022 года Верховная Рада приняла закон о выводе с рынка системных банков во время войны в случае проблем с ликвидностью.

Впрочем, банк пока не дает такого повода. 13 марта глава парламентского комитета по финансам Даниил Гетманцев сообщил о представлении другого законопроекта, позволяющего выводить с рынка через национализацию системный банк, но уже на основании санкций против его акционера.

В настоящее время документ находится на рассмотрении комитета. Принять его в целом Рада может уже в мае, прогнозирует один из собеседников Forbes среди инициаторов законопроекта.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд