Forbes узнал имя претендента на Сенс Банк Фридмана. Это крупная бизнес-группа из Польши. Реальна ли сделка несмотря на санкции против российских владельцев /forbes.pl/getty images/коллаж Александра Карасева
Категория
Деньги
Дата

Forbes узнал имя претендента на Сенс Банк Фридмана. Это крупная бизнес-группа из Польши. Реальна ли сделка несмотря на санкции против российских владельцев

forbes.pl/getty images/коллаж Александра Карасева

Польская Grupa Polsat Plus интересуется украинским Сенс Банком, принадлежащим россиянам Михаилу Фридману, Петру Авену и партнерам. Потенциальное соглашение усложняется санкциями против владельцев бывшей «Альфы» и желанием государства национализировать банк. Чем занимается возможный инвестор в Польше и есть ли у него шансы купить банк в Украине?

У Forbes Ukraine есть twitter. Если вам удобно читать нас там – подписывайтесь по этой ссылке.

Корпорация одного из богатейших бизнесменов Польши Зигмунта Соложа Grupa Polsat Plus рассматривает покупку украинского Сенс Банка (бывший Альфа-Банк). Об этом Forbes независимо друг от друга рассказали два собеседника, знакомых с обстоятельствами переговоров, – на банковском рынке Украины и представитель международной финансовой компании.

Накануне о предметных контактах с неназванным польским инвестором сообщило доверенное лицо российских акционеров Сенс Банка Симеон Дянков. Стороны готовят due diligence банка и планируют возможное соглашение через покупку польской стороной долей Михаила Фридмана и партнеров в материнской компании «Сенса» – люксембургской ABH Holdings.

На момент публикации Grupa Polsat Plus не ответила на просьбу Forbes прокомментировать данную информацию.

Есть ли у Сенс Банка шанс сменить владельца, несмотря на санкции против Фридмана и его партнеров по российской «Альфа-Групп»?

Кто такие Зигмунт Солож и его Grupa Polsat Plus

Глава наблюдательного совета Сенс Банка Роман Шпек в комментарии Forbes не стал раскрывать имя потенциального инвестора, однако уточнил, что это польская компания с активами в финансовом секторе, телекоме и энергетике.

Это описание соответствует бизнес-профилю Grupa Polsat Plus. Ее основные активы:

  • платформа спутникового ТВ Cyfrowy Polsat. Это третья по размеру частная компания Польши, согласно рейтингу топ-100 Forbes Polska, с оценкой $3,65 млрд;
  • телеком-оператор Polkomtel (бренд Plus). Доля рынка в 2022-м, по данным компании, – 26%;
  • ряд телеканалов, включая один из наиболее рейтинговых в стране Telewizja Polsat;
  • интернет-провайдер Netia;
  • медиакомпания Interia;
  • крупнейший частный энергетический холдинг Польши Zepak (инвестирует в возобновляемые источники энергии);
  • крупный девелоперский проект с жилой и коммерческой недвижимостью в центре Варшавы Port Praski (50%).

Зигмунту Соложу, 66, принадлежит 61% акций Grupa Polsat Plus. В рейтинге богатейших польского Forbes, опубликованном в конце февраля, он занимал четвертое место с состоянием $2,4 млрд. В рейтинге глобального Forbes Billionaires 2022 Солож был 1053-м с оценкой капитала в $2,9 млрд. Годом ранее у него было место в первой тысяче и $3,2 млрд.

В Польше Солож также владеет миноритарной долей в местном Plus Bank.

forbes.com / PHOTO BY KACPER PEMPEL/REUTERS

Зигмунт Солож Фото forbes.com / PHOTO BY KACPER PEMPEL/REUTERS

Реально ли Фридману и партнерам продать Сенс Банк

Компания уже направила письмо о намерениях в Национальный банк Украины, уточнил один из собеседников Forbes, близко знакомый с ситуацией. Он попросил не указывать его имя и должность в этой статье. Накануне НБУ подтвердил, что получил письмо от заинтересованного инвестора по Сенс Банку, однако пакета документов о приобретении банка регулятор пока не видел.

Потенциальный покупатель несколько дней назад только приступил к due diligence, отметил представитель наблюдательного совета Сенс Банка Шпек. Он не уточнил, сколько времени может занять эта процедура.

В случае согласования продажи российские акционеры «Сенса» не получат денег за банк, утверждает Шпек. «Средства уйдут в капитал», – отмечает банкир. В конце прошлого года он говорил о необходимости докапитализации банка на $400–600 млн.

Возможное соглашение будет состоять из двух этапов: на первом планируется только «существенно снизить долю подсанкционных акционеров» в «Сенсе», их полный выход из капитала состоится уже на втором этапе, рассказывал Симеон Дянков в интервью Finclub.

Как менялся состав акционеров «Альфы«/«Сенса» во время войны /sensebank.com.ua

Как менялся состав акционеров «Альфы«/«Сенса» во время войны

(нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст)

По состоянию на начало 2022-го структура собственности люксембургской ABH Holdings, владеющей Сенс Банком частично напрямую, а частично – через кипрскую ABH Ukraine Limited, была следующей.

32,86% – у Фридмана, 20,97% – у Германа Хана, 16,32% – у Алексея Кузьмичева, 12,4% – у Петра Авена. Еще 9,9% – у итальянской UniCredit (эту долю она получила в 2016 году, обменяв на нее свой украинский актив Укрсоцбанк, который поглотила «Альфа»), 3,87% – у американской организации The Mark Foundation for Cancer Research.

Под санкциями ЕС и Великобритании находятся все акционеры «Сенса» – физлица, кроме Косогова. В марте 2022-го он принял доли Хана и Кузьмичева став крупнейшим акционером банка, однако полгода спустя НБУ запретил это соглашение из-за того, что Косогов попал под санкции в Украине.

Поскольку под международными санкциями находятся большинство российских акционеров учреждения, данный вопрос будет ключевым для возможного соглашения с польским инвестором. С мая 2022 года Фридман безуспешно пытается получить разрешение европейских регуляторов на то, чтобы вывести из-под санкций $1 млрд для докапитализации украинского банка.

Реагируя на заявление Дянкова, пресс-служба НБУ опубликовала категорический комментарий регулятора. «Украинское законодательство не предусматривает механизмов для того, чтобы подсанкционные лица воспользовались правом на отчуждение акций банка до момента снятия санкций», – говорится в сообщении.

Вариант смены владельца, который обсуждался в прошлом году, – сделать это через этап национализации. Такая «схема» фигурировала в консультациях о возможной покупке тогда еще «Альфы» азербайджанским инвестхолдингом NEQSOL, о чем Forbes рассказывали три собеседника – в одной из сторон переговоров, а также у НБУ и из числа политического руководства страны. Региональный директор NEQSOL в Украине Владимир Лавренчук отрицал предметный интерес холдинга к банку.

Getty Images

Михаил Фридман Фото Getty Images

Так или иначе, это соглашение в конце концов не состоялось, однако вероятность национализации Сенс Банка остается высокой. В конце 2022 года Верховная Рада приняла закон о выводе с рынка системных банков во время войны в случае проблем с ликвидностью.

Впрочем, банк пока не дает такого повода. 13 марта глава парламентского комитета по финансам Даниил Гетманцев сообщил о представлении другого законопроекта, позволяющего выводить с рынка через национализацию системный банк, но уже на основании санкций против его акционера.

В настоящее время документ находится на рассмотрении комитета. Принять его в целом Рада может уже в мае, прогнозирует один из собеседников Forbes среди инициаторов законопроекта.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине