Накануне голосования за законопроект о криминализации контрабанды крупнейшие бизнес-ассоциации выступили за его существенную доработку. На это у депутатов немного времени – документ нужно принять в ближайшие дни, чтобы Украина в этом году получила €1,5 млрд от Европейского Союза. Как депутаты предлагают урегулировать спорные вопросы относительно контрабанды
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Имевший статус неотложного, президентский законопроект о криминализации контрабанды №5420 пролежал в парламенте почти три года. В первом чтении депутаты приняли документ еще в июле 2021-го.
Второй раз о документе вспомнили в этом году – незадолго до дедлайна. Криминализация контрабанды – одно из обязательных условий Еврокомиссии, прописанное в меморандуме о предоставлении Украине макрофинансовой помощи. От принятия документа зависит последний транш макрофинансовой помощи – €1,5 млрд, которые правительство ожидает получить до конца декабря.
Кроме того, против закона выступает бизнес. Заявления о необходимости существенно усовершенствовать законопроект опубликовали Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА), Американская торговая палата (The American Chamber of Commerce in Ukraine, АСС), Союз украинских предпринимателей (СУП) и ряд отраслевых бизнес-ассоциаций.
Вечером 7 декабря парламентарии наконец-то достигли компромисса относительно законопроекта.
В каком виде документ попадет в зал голосования ВР?
Что не устраивает бизнес в криминализации контрабанды
Несмотря на то, что законопроект о криминализации контрабанды должны вынести на голосование 8 декабря (это важно, поскольку иначе Еврокомиссия может не успеть согласовать транш макрофина к рождественским праздникам), дискуссии вокруг него еще продолжались и вечером накануне, говорят три депутата из финансового, правоохранительного и бюджетного комитетов Рады.
В чем проблема?
Наиболее приемлемый для бизнеса вариант закона – криминализация только подакцизной контрабанды (табачные, алкогольные изделия и т.д. – Forbes), а не всех товаров. «Введение уголовной ответственности за контрабанду неподакцизной продукции не будет способствовать противодействию теневой экономике, а наоборот приведет к возникновению многочисленных коррупционных рисков и предпосылок для злоупотреблений контролирующих и правоохранительных органов», – говорится в сообщении АСС.
В парламенте думали над таким вариантом документа еще в начале осени, но его не приняли из-за принципиальности позиции Европейской комиссии, говорят два депутата от «Слуги народа». Они попросили не указывать свои имена в этой статье из-за сенситивности темы.
То, что криминализация товарной контрабанды – одно из требований ЕС, отмечает и заместитель главы финансового комитета Ярослав Железняк. В меморандуме о макрофине действительно идет речь о криминализации крупномасштабной контрабанды всех товаров, дедлайн исполнения – четвертый квартал.
Другое важное требование бизнеса – поднятие порога ответственности за такие правонарушения. В редакции документа, за который проголосовали в первом чтении, уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты налогов, сборов на сумму от 1,3 млн грн для подакцизных товаров (для неподакцизных товаров порог ниже – 671 000 грн – Forbes). «Это необоснованно низкий порог», – говорится в сообщении на сайте ЕБА. Для сравнения, ответственность за уклонение от уплаты налогов наступает при неуплате около 3 млн грн, добавляют в ЕБА.
Еще одна норма, которой не удовлетворен бизнес – слишком широкие разногласия относительно меры наказания: от 17 000 грн штрафа до лишения свободы на 11 лет. Это также беспокоит бизнес-ассоциации из-за коррупционных рисков.
Спорный пункт – законопроект должен четко выделить единственный правоохранительный орган, контролирующий вопросы контрабанды. «Таким органом целесообразно было бы определить БЭБ, но только после перезагрузки этой структуры», – говорят в ЕБА.
Все три бизнес-ассоциации (ЕБА, АСС, СУП) соглашаются, что без указанных изменений документ будет иметь негативное влияние на бизнес, который и так сталкивается с проблемами из-за блокирования границ польскими перевозчиками.
Как документ хотят изменить депутаты
Часть изменений, на которых настаивает бизнес, учтены в финальной версии, сообщил в Telegram депутат Железняк из финкомитета. Эту информацию подтвердил Forbes и депутат президентской фракции.
Что изменилось ко второму чтению:
- лимит, после которого для бизнеса наступает уголовная ответственность, увеличен в пять раз – до более чем 6 млн грн;
- порог для акцизных товаров увеличен в два раза – до более чем 1,3 млн грн;
- уголовная ответственность за контрабанду в случае принятия закона вступает в силу через полгода, то есть с 1 июля 2024-го.
Переходный период нужен для перезагрузки работы БЭБ, объясняет Железняк. «Чтобы этот закон не вредил честному бизнесу, нужен нормальный контролирующий орган, который будет нацелен именно на выявление контрабанды, – говорит депутат. – В нынешнем виде БЭБ на это не способно». Законопроект о том, что другие правоохранители не будут иметь отношения к делам о контрабанде, сейчас готовит правительство, отметил собеседник в руководстве президентской фракции, который попросил не указывать свое имя в этой статье, поскольку не уполномочен давать официальные комментарии по этой теме.
Потенциально угрожающую бизнесу норму о привлечении к ответственности за ошибки в декларации, скорее всего, не будут убирать, говорит чиновник из «Слуги народа». «Этой нормой может злоупотреблять серый бизнес», – объясняет он.
Голосование за финальную версию законопроекта предположительно состоится на этой неделе, говорят депутаты из правоохранительного, финансового и бюджетного комитетов. Если нардепы не будут успевать, заседания Рады могут проходить и в выходные дни, уточняет один из них.
В подготовке материала участвовал редактор Forbes Сергей Шевчук
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.