Почти через месяц блокады польско-украинской границы Украине удалось добиться первых уступок: 4 декабря частично заработал пункт пропуска «Угринов – Долгобычув». Значит ли это, что скоро границу разблокируют?
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
Из Украины в Польшу 4 декабря в 1:00 впервые за почти месяц блокады начали беспрепятственно пропускать тяжеловесный транспорт – пока только пустые грузовики массой более 7,5 т. За первые 12 часов работы открытый пункт пропуска «Угринов – Долгобычув» пересекли 50 грузовиков, сообщила «Суспильному» пресс-секретарь Львовского пограничного отряда Александра Кучковская. Суточная возможность пункта пропуска – 100 авто.
Открытие этого перехода является первым этапом из перечня мер по разблокированию границы, о котором договорились украинское и польское правительства в пятницу 1 декабря. Далее в системе «єЧерга» должны быть созданы отдельные очереди для пустых фур на крупнейших пунктах пропуска «Ягодин – Дорогуск» и «Краковец – Корчова» и пилотный проект, что позволит регистрацию в системе непосредственно перед пересечением границы на пункте пропуска «Нижанковичи – Мальховице» .
В правительстве рассчитывают, что преодолеть блокаду удастся уже в ближайшие недели, сообщила еще 1 декабря первый вице-премьер – министр экономики Юлия Свириденко. Бизнес более скептичен. Для разрешения нарастающего в течение месяца кризиса потребуется гораздо больше времени – он перейдет в 2024 год, прогнозирует Александр Кирилюк, директор департамента международных автоперевозок группы логистических компаний Zammler. Он называет достигнутые договоренности между правительствами об открытии первых пунктов «маленьким компромиссом».
Близка ли Украина к прорыву блокады соседей?
Вдвое меньше грузов
Открытие «Угринова – Долгобычува» – положительный сигнал. Но чтобы ощутить существенные сдвиги на границе, следует открыть по крайней мере три-четыре таких пункта, указывает Кирилюк. Сейчас, по его словам, пересечения границы с Польшей ожидает более 12 000 фур. «Пропуск 100 авто в сутки – это капля в море», – объясняет он.
Блокада, которую 6 ноября начали польские перевозчики на трех крупнейших пунктах пропуска, а 23 ноября расширили на последний крупный пункт – «Шегини – Медыка», менее чем за месяц сократила украинский экспорт автомобильным транспортом в этом направлении почти вдвое – до 282 000 т, сообщила Свириденко.
В ноябре украинский экспорт автотранспортом сократился почти на 27%, до 783 000 т, а импорт – на 24% (до 967 000 т).
В начале декабря к польским коллегам присоединились словацкие перевозчики, заблокировав главный пункт пересечения границы с Украиной «Вишне Немецке – Ужгород». Впоследствии это повлекло за собой очередь и на смежном пункте пропуска Украины с Венгрией.
На 4 декабря на границе со Словакией и Венгрией в очереди стоят более 1000 грузовиков, сообщила Государственная пограничная служба. Всего выезда из Украины по всей границе сейчас ожидают около 17 000 авто.
«Даже если снять абсолютно все ограничения, накопленные автомобили не успеют пересечь границу до конца года», – говорит Кирилюк. Средний срок ожидания выезда из Украины составляет 12–15 суток, отмечает он.
Прямые потери экономики от блокировки польской границы – уже по меньшей мере 9,3 млрд грн из запланированных 48,5 млрд грн поступлений Государственной таможенной службы в госбюджет за ноябрь, сообщил глава профильного комитета Верховной Рады, народный депутат Даниил Гетманцев.
По итогам года из-за забастовки на границе Украина может потерять 1% роста ВВП: 2,5% вместо 3,5%, заявила 1 декабря первая заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по транспорту и инфраструктуре Юлия Клименко.
Какими могут быть следующие действия
Украинское правительство потеряло слишком много времени, чтобы достичь первых компромиссных решений и услышать польских перевозчиков, убежден Кириленко.
Основные требования организаторов забастовки – отмена так называемого транспортного безвиза для украинских международных перевозчиков, запрет на регистрацию в Польше транспортных компаний с капиталом из Украины. «Большинство требований в принципе невыполнимо», – отмечал в интервью Forbes в начале ноября заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач. Польские перевозчики, имеющие самый большой автопарк в ЕС, опасаются конкуренции с украинскими и пытаются выбить для себя преференции, объяснял он.
Достижение следующих шагов будет зависеть от политической ситуации в Польше. Настроение действующего польского правительства – не в пользу Украины. 28 ноября тот призвал Украину выполнить требования польских перевозчиков. 4 декабря делегации Польши, Словакии и Венгрии проинформировали Европейский Совет о влиянии транспортного безвиза на экономики стран. Польское правительство потребует от ЕС возвращения системы разрешений для украинских перевозчиков, следующих в Польшу, заявил премьер-министр Матеуш Моравецкий, вступивший в должность 27 ноября.
Какую систему разрешений хочет вернуть Польша?
Ограниченное количество разрешений на международные перевозки было критической проблемой для украинских перевозчиков на протяжении последних лет. С момента подписания соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС в 2016 году товарооборот со странами ЕС вырос почти вдвое, а количество грузоперевозок автотранспортом – на 42%.
В то же время количество разрешений на международные перевозки в отдельные страны ЕС сокращалось. Вместо договоренных 200 000 разрешений в 2021 году польская сторона выделила для Украины 160 000. Ежегодно это приводило к большим потерям перевозчиков и экономики в целом.
В июне 2022 года Еврокомиссия разрешила украинским грузовикам пересекать границу со странами ЕС без разрешений. Сейчас, по данным польской стороны, в них уже заехало более 500 000 авто, то есть втрое больше, чем до войны.
Но уже через две недели позиция Польши может поменяться. Если правительство Моравецкого не получит вотум доверия в польском Сейме, право формировать новое правительство перейдет к лидеру польской платформы «Гражданская коалиция» Дональду Туску. У него взгляды на ситуацию на границе с Украиной несколько противоположны.
«Правительство Моравецкого фатально, очень по-дилетантски, непрофессионально и к тому же цинично разыграло украинскую карту», – заявил Туск журналистам 28 ноября. С Украиной нужно жить в дружбе, поддержке, но в то же время не пренебрегать польскими интересами, подчеркнул Туск.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.