Категория
Компании
Дата

Без сыра и алкоголя. Из-за блокировки границ в магазинах может возникнуть дефицит импортных товаров. Альтернативные маршруты увеличивают стоимость поставок на €600–2000 с машины

Страйк польських перевізників на кордоні з Україною /Getty Images

Забастовка польских перевозчиков на границе с Украиной Фото Getty Images

Польские перевозчики с начала ноября блокируют четыре пункта пропуска на границе с Украиной. Хотя официально они перекрыли въезд украинских фур только на свою территорию, страдает и обратный маршрут. Простой на границе влияет на наличие импортных товаров на полках украинских магазинов – в частности, сыров, кондитерских изделий и алкоголя. Что это означает для украинских потребителей и ритейлеров?

Очередь на въезд в Украину на польской границе составляет около 10 дней, а на экспорт – 13–14 дней, говорит директор департамента международных перевозок логистической компании Zammler Александр Кирилюк. По его словам, сейчас очередь из украинских грузовиков может составлять до 60 км в глубь Польши. Компания в день теряет €350 за простой одного своего грузовика, оценивает Кирилюк.

Из-за логистических сложностей страдает весь украинский бизнес. «В зависимости от торговой сети стоимость товара, застрявшего на украинско-польской границе, составляла от €300 000 до €5 млн», – рассказывает Наталья Петровская, исполнительный директор общественного союза «Украинский фуд-ритейл альянс». В союз входят крупнейшие украинские сети – «АТБ-Маркет», «Сильпо», Novus, «Варус», «Ашан» и «Коло».

Сроки доставки продукции от европейских производителей за последнюю неделю увеличились на 14–21 день, говорят в пресс-службе «АТБ-Маркета». Помимо польских продуктов через заблокированные пункты перехода компания доставляет товары из стран Балтии, Германии, Голландии, Бельгии. В «АТБ-Маркете» не назвали долю импортных товаров, но отметили, что она «достаточно весома».

Пробка из грузовиков на границе /Getty Images

Пробка из грузовиков на границе Фото Getty Images

Задержка поставок продуктов длится уже неделю, говорит коммерческий директор сети SPAR Эдуард Ляшук. Ритейлер также столкнулся с дефицитом транспорта и ростом стоимости перевозок. «Прогнозируем, что стоимость логистики вырастет на 50%», – говорит Ляшук.

Последствия уже ясны. Из-за блокировки границ у ритейлеров увеличивается риск дефицита импортозависимых категорий. Могут подняться розничные цены и сократиться ценовые акции для потребителей, говорят в пресс-службе «АТБ».

Почему польские перевозчики протестуют?

С 6 ноября перевозчики из Польши начали забастовку на границе с Украиной, заблокировав три пункта пропуска для проезда грузового транспорта: «Корчева – Краковец», «Гребенное – Рава-Русская» и «Дорогуск – Ягодин».

Основные требования организаторов забастовки – отмена так называемого «транспортного безвиза» для украинских международных перевозчиков, запрет на регистрацию в Польше транспортных компаний с капиталом из Украины. «Большинство требований в принципе невыполнимо», – отмечал в интервью Forbes в начале ноября заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач. Польские перевозчики, имеющие самый большой автопарк в ЕС, опасаются конкуренции с украинскими и пытаются выбить для себя преференции, объяснял Деркач.

Как Украина противостоит блокаде? Ассоциация международных перевозчиков готовит иск против польских митингующих. «Что еще мы можем сделать – сложно сказать, ведь создается впечатление, что требования перевозчиков – не столько для того, чтобы урегулировать ситуацию и найти какой-то компромисс, сколько для того, чтобы достичь какого-либо политического решения», – рассказала в интервью Forbes старшая научная сотрудница Института экономических исследований и политических консультаций Ирина Коссе.

Возможен дефицит под Новый год

Какие товары застряли на границе? В первую очередь компания не может получить кондитерские изделия, оливки, сладкую консервацию, говорит Эдуард Ляшук из SPAR.

В «АТБ» на границе заблокированы товары польского производства – молочная продукция, замороженные овощи и фрукты, алкоголь и косметические средства.

«У нас есть задержки по поставкам кондитерки, алкоголя и сыров. Предварительно потери продаж в месяц по этим категориям – на 25–30 млн грн», – говорит генеральный директор сети «Коло» Марина Сергиенко. Компании уже приходится делать запас продуктов на складах под Новый год, добавляет она.

Сейчас задержки электроники, инструментов и сезонных товаров к Новому году, отмечает коммерческий директор торговой сети «Аврора Мультимаркет» Александр Доценко. По его подсчетам, из-за забастовки польских перевозчиков «Аврора» недополучила 80 млн грн выручки. Продажи импортных товаров в компании составляют ориентировочно 35%, говорит Доценко.

«Если ситуация не изменится, то в январе можем и не иметь 6% собственного импорта на полках», – подсчитывает Ляшук из SPAR. Чтобы избежать потенциального дефицита, компания ищет соответствующие предложения в Украине и также размышляет о логистике через другие страны.

Решит ли это проблему? Нет, потому что накопление значительного количества транспорта на других пунктах пропуска не ускорит проход границы и приведет к дополнительным финансовым расходам, говорит Петровская из «Украинского фуд-ритейл альянса».

По ее словам, пересечение украино-румынской границы увеличивает срок доставки на два-три дня и увеличивает ее стоимость за один рейс на €600–1000.

Перегон грузовика с польской границы на венгерскую длится два дня, и на этом компания теряет до €2000, добавляет директор департамента международных перевозок логистической компании Zammler Александр Кирилюк.

«Учитывая, что часть товара все-таки едет через другие пункты пропуска, я не думаю, что возникнет значительный дефицит товаров к Новому году», – резюмирует Наталья Петровская из «Украинского фуд-ритейл альянса».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине