Польские перевозчики с начала ноября блокируют четыре пункта пропуска на границе с Украиной. Хотя официально они перекрыли въезд украинских фур только на свою территорию, страдает и обратный маршрут. Простой на границе влияет на наличие импортных товаров на полках украинских магазинов – в частности, сыров, кондитерских изделий и алкоголя. Что это означает для украинских потребителей и ритейлеров?
⚡️ Хто, на вашу думку, заслуговує на звання «Підприємець року 2024»? Дізнайтесь більше про кожного з кандидатів та проголосуйте за посиланням. Ваш голос визначить переможця номінації «Вибір аудиторії».
Очередь на въезд в Украину на польской границе составляет около 10 дней, а на экспорт – 13–14 дней, говорит директор департамента международных перевозок логистической компании Zammler Александр Кирилюк. По его словам, сейчас очередь из украинских грузовиков может составлять до 60 км в глубь Польши. Компания в день теряет €350 за простой одного своего грузовика, оценивает Кирилюк.
Из-за логистических сложностей страдает весь украинский бизнес. «В зависимости от торговой сети стоимость товара, застрявшего на украинско-польской границе, составляла от €300 000 до €5 млн», – рассказывает Наталья Петровская, исполнительный директор общественного союза «Украинский фуд-ритейл альянс». В союз входят крупнейшие украинские сети – «АТБ-Маркет», «Сильпо», Novus, «Варус», «Ашан» и «Коло».
Сроки доставки продукции от европейских производителей за последнюю неделю увеличились на 14–21 день, говорят в пресс-службе «АТБ-Маркета». Помимо польских продуктов через заблокированные пункты перехода компания доставляет товары из стран Балтии, Германии, Голландии, Бельгии. В «АТБ-Маркете» не назвали долю импортных товаров, но отметили, что она «достаточно весома».
Задержка поставок продуктов длится уже неделю, говорит коммерческий директор сети SPAR Эдуард Ляшук. Ритейлер также столкнулся с дефицитом транспорта и ростом стоимости перевозок. «Прогнозируем, что стоимость логистики вырастет на 50%», – говорит Ляшук.
Последствия уже ясны. Из-за блокировки границ у ритейлеров увеличивается риск дефицита импортозависимых категорий. Могут подняться розничные цены и сократиться ценовые акции для потребителей, говорят в пресс-службе «АТБ».
Почему польские перевозчики протестуют?
С 6 ноября перевозчики из Польши начали забастовку на границе с Украиной, заблокировав три пункта пропуска для проезда грузового транспорта: «Корчева – Краковец», «Гребенное – Рава-Русская» и «Дорогуск – Ягодин».
Основные требования организаторов забастовки – отмена так называемого «транспортного безвиза» для украинских международных перевозчиков, запрет на регистрацию в Польше транспортных компаний с капиталом из Украины. «Большинство требований в принципе невыполнимо», – отмечал в интервью Forbes в начале ноября заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач. Польские перевозчики, имеющие самый большой автопарк в ЕС, опасаются конкуренции с украинскими и пытаются выбить для себя преференции, объяснял Деркач.
Как Украина противостоит блокаде? Ассоциация международных перевозчиков готовит иск против польских митингующих. «Что еще мы можем сделать – сложно сказать, ведь создается впечатление, что требования перевозчиков – не столько для того, чтобы урегулировать ситуацию и найти какой-то компромисс, сколько для того, чтобы достичь какого-либо политического решения», – рассказала в интервью Forbes старшая научная сотрудница Института экономических исследований и политических консультаций Ирина Коссе.
Возможен дефицит под Новый год
Какие товары застряли на границе? В первую очередь компания не может получить кондитерские изделия, оливки, сладкую консервацию, говорит Эдуард Ляшук из SPAR.
В «АТБ» на границе заблокированы товары польского производства – молочная продукция, замороженные овощи и фрукты, алкоголь и косметические средства.
«У нас есть задержки по поставкам кондитерки, алкоголя и сыров. Предварительно потери продаж в месяц по этим категориям – на 25–30 млн грн», – говорит генеральный директор сети «Коло» Марина Сергиенко. Компании уже приходится делать запас продуктов на складах под Новый год, добавляет она.
Сейчас задержки электроники, инструментов и сезонных товаров к Новому году, отмечает коммерческий директор торговой сети «Аврора Мультимаркет» Александр Доценко. По его подсчетам, из-за забастовки польских перевозчиков «Аврора» недополучила 80 млн грн выручки. Продажи импортных товаров в компании составляют ориентировочно 35%, говорит Доценко.
«Если ситуация не изменится, то в январе можем и не иметь 6% собственного импорта на полках», – подсчитывает Ляшук из SPAR. Чтобы избежать потенциального дефицита, компания ищет соответствующие предложения в Украине и также размышляет о логистике через другие страны.
Решит ли это проблему? Нет, потому что накопление значительного количества транспорта на других пунктах пропуска не ускорит проход границы и приведет к дополнительным финансовым расходам, говорит Петровская из «Украинского фуд-ритейл альянса».
По ее словам, пересечение украино-румынской границы увеличивает срок доставки на два-три дня и увеличивает ее стоимость за один рейс на €600–1000.
Перегон грузовика с польской границы на венгерскую длится два дня, и на этом компания теряет до €2000, добавляет директор департамента международных перевозок логистической компании Zammler Александр Кирилюк.
«Учитывая, что часть товара все-таки едет через другие пункты пропуска, я не думаю, что возникнет значительный дефицит товаров к Новому году», – резюмирует Наталья Петровская из «Украинского фуд-ритейл альянса».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.