Глава парламентского Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев предлагает создать банк «плохих активов» (bad bank), об этом он написал в Telegram. По словам депутата, неработающие кредиты остаются существенной проблемой для банков, несмотря на их сокращение за последние полгода.
Неработающие кредиты оказывают отрицательное давление на балансы банков и сдерживают кредитование.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Ключевые факты
- По итогам первой половины года доля неработающих кредитов (NPL) как процент от общего кредитного портфеля снизилась до 34,6%.
- По словам Гетманцева, сокращение доли NPL отражает наращивание общих объемов кредитования (на 78,8 млрд грн с начала года) и соответственно увеличение доли здорового кредитного портфеля, а также умеренное списание самих NPL банками прежде всего в розничном сегменте (потребительские кредиты населению).
- За полгода портфель NPL сократился на 4,2 млрд грн, до 418,2 млрд грн. Однако проблема NPL остается «существенным тормозом» для восстановления кредитования, добавил депутат.
- За время войны портфель «плохих кредитов» увеличился на 37% (на 113,1 млрд грн), 90% этого прироста составляют кредиты бизнеса.
- «Одним из возможных вариантов решения проблемы является создание банка «плохих активов» (bad bank) для урегулирования текущей и будущей проблемной задолженности, накопленной во время полномасштабной войны», – сказал Гетманцев.
- Он отметил, что такое специализированное учреждение может быть создано на базе одного из небольших банков, который из-за санкций недавно перешел в собственность государства, возможно, при дополнительном участии доноров.
- Основной миссией такого банка будет взять на свой баланс с определенным дисконтом всю или большую часть текущих и будущих военных NPL с целью дальнейшего пассивного или активного управления такими стрессовыми активами, в частности, обеспечивать их продажу, секьюритизацию, восстановление их стоимости, добиваться компенсаций за разрушенные активы за счет централизованных исков против РФ и т.д.
- «Это разгрузило бы обычные коммерческие банки, позволив им сконцентрироваться на наращивании здорового кредитного портфеля, и ускорило бы возобновление кредитования», – объяснил Гетманцев.
Контекст
До полномасштабного вторжения РФ доля неработающих кредитов (NPL) в украинских банках неизменно сокращалась с 2018 года (с 55% до 27% по состоянию на 1 марта 2022 года).
По состоянию на 1 января 2024 года доля неработающих кредитов в банковском секторе составила 37,4%, что на 0,8 процентных пункта ниже показателя на 1 января 2023 года. Объем неработающих кредитов за год сократился на 9,7 млрд грн, до 422,4 млрд грн.
Несмотря на активную работу банков по урегулированию неработающих кредитов, их доля остается достаточно высокой. Важной причиной этого является полномасштабная война, обусловившая новую волну дефолтов клиентов, отметил НБУ.
На 1 апреля доля неработающих кредитов в банковском секторе составила 36,1%, что на 1,3 процентных пункта ниже показателя на 1 января. Объем неработающих кредитов за январь–март сократился на 2 млрд грн, до 420,3 млрд грн, преимущественно в результате списания неработающих розничных кредитов банками с украинским частным капиталом.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.