Андрей Буренок, 39, имел все основания рассчитывать, что 2020 год станет для его компании лучшим. В сервис для путешественников TripMyDream он вместе с партнером Тарасом Полищуком, 31, только за предыдущий год реинвестировал $200 000. На весну планировались запуск мобильного приложения, ребрендинг и масштабное обновление алгоритмов.
Буренок привык проводить по 200 дней в году за границей, одно из его правил: «Если меня нет в офисе – я есть в офисе». На вторую половину марта у него была запланирована двухнедельная экспедиция по Японии. А что вместо этого? 17 марта на Украину обрушился строгий локдаун с отменой авиарейсов.
«Я тогда думал, что это все максимум на несколько месяцев и скоро закончится»,– вспоминает он.
Буренок 11 лет руководит украинским офисом телекомпании Viasat. TripMyDream он создал в 2013 году вместе с программистом Полищуком, не бросая основное место работы. Официальный запуск состоялся в 2015-м. Затяжная разработка обошлась в $500 000 – в ход пошли личные и семейные сбережения.
Не зря старались. В марте 2016-го TripMyDream признали лучшим туристическим стартапом мира на конкурсе Seedstars Summit. Главный приз – до $500 000 инвестиций. Согласно сервису Crunchbase, компания взяла половину.
TripMyDream стал одним из первых украинских сервисов для организации самостоятельных путешествий. Его фишка– алгоритм, мгновенно предсказывающий цены на покетные предложения: перелет и проживание.
До пандемии TripMyDream зарабатывал на авиабилетах. Комиссия от их продажи давала 65% доходов, абсолютных цифр в компании не называют. Но бизнес точно шел в гору: по статистике Госавиаслужбы, в 2019 году украинские аэропорты обслужили 24,3 млн пассажиров. В 2020-м ожидали рост до 27 млн, а к сентябрю набралось только 5,9 млн.
По итогам марта, доходы TripMyDream просели на 80%, в апреле падение дошло до 90%. Заработки снизились и у других билетных агрегаторов.
У Tickets.ua в марте – апреле 2020 года продажи на украинском авиарынке сократились на 95%. И сегодня показатели на треть ниже прошлогодних, говорит сооснователь Сергей Кравец. С билетами на поезда ситуация аналогичная, рассказывает Антон Библя, основатель сервиса Railwaybot. «В сентябре 2020 года продали на 36% меньше билетов, чем в сентябре 2019-го», – говорит он.
TripMyDream также зарабатывал на комиссии от бронирования отелей, рекламе в собственном медиа и IT-аутсорсе. Но отели стали на паузу, а рекламодатели сократили бюджеты. Упала и посещаемость сайта. В январе было 3 млн визитов, за последний месяц будет меньше 1 млн.
Из активов остались доверие аудитории и команда. «Главной задачей было придумать, как их не потерять»,– рассказывает Буренок. Из 15 человек треть занимались разработкой, остальные – маркетингом. С мая IT-услуги стали продавать активнее. «Есть проект по Data Science для украинской компании. Также работали с датчанами»,– говорит Буренок. Конкретные имена и суммы он не называет, ссылаясь на договор о неразглашении.
Но самым удачным решением оказался выход в онлайн-обучение. Буренок и команда упаковали пять лет опыта в онлайн-курс по комплексному интернет-маркетингу. На первый поток пришли почти 180 слушателей, цены варьировались от $299 до $469. Для следующей группы цена – от $369. Чтобы закрепить успех, компания создала внутри небольшое маркетинговое агентство и запускает онлайн-школу TripMyDream Academy.
Сегодня 65% дохода приносит обучение и только 5%– комиссия от продажи билетов. Так сервис сохранил команду, ее зарплаты и даже офис в Unit.City. Но праздновать рано. «Пока не перекрыли убытки»,– резюмирует Буренок.
ООН оценивает потери туристического сектора от пандемии в $460 млрд. TripMyDream почувствовал это, выбивая из партнеров обязательства. «Мне должны десятки тысяч евро,– сетует Буренок.– При том, что одной компании я уже списал порядка €45000».
В Украине мало поводов для оптимизма. «Те, кто попытался переключиться с выездных направлений на внутренний туризм, в лучшем случае работали на самообеспечение»,– говорит Иван Липтуга, глава Национальной туристической организации.
«До появления нового фактора ничего не поменяется,– говорит Кравец из Tickets.ua.– Нужна вакцина или мгновенный тест на COVID-19».
«Нас не шокируют новости о локдаунах,– резюмирует Буренок.– Мы смотрим на возможности, которые дает нынешняя ситуация». От тушения пожаров компания вернулась к нормальному ритму: выпустила долгожданное приложение, начала продавать ж/д билеты, страховки. У Андрея Буренка наладилось и привычное расписание – интервью Forbes он дал из путешествия по Мексике.
Опубликовано в пятом номере журнала Forbes (ноябрь 2020)
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.