Андрей Буренок, сооснователь TripMyDream. /Getty Images
Категория
Инновации
Дата

Мир остался без путешествий, сервис TripMyDream — без денег. Как выжить в ситуации, когда рынок исчез

Андрей Буренок, сооснователь TripMyDream. Фото Getty Images

Андрей Буренок, 39, имел все основания рассчитывать, что 2020 год станет для его компании лучшим. В сервис для путешественников TripMyDream он вместе с партнером Тарасом Полищуком, 31, только за предыдущий год реинвестировал $200 000. На весну планировались запуск мобильного приложения, ребрендинг и масштабное обновление алгоритмов.

🎂 День народження у нас — подарунки вам. Forbes Ukraine чотири роки, тому даруємо 44% знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом FORBES4 до 31 березня. Оформлюйте зараз за цим посиланням

Буренок привык проводить по 200 дней в году за границей, одно из его правил: «Если меня нет в офисе – я есть в офисе». На вторую половину марта у него была запланирована двухнедельная экспедиция по Японии. А что вместо этого? 17 марта на Украину обрушился строгий локдаун с отменой авиарейсов. 

«Я тогда думал, что это все максимум на несколько месяцев и скоро закончится»,– вспоминает он.

Буренок 11 лет руководит украинским офисом телекомпании Viasat. TripMyDream он создал в 2013 году вместе с программистом Полищуком, не бросая основное место работы. Официальный запуск состоялся в 2015-м. Затяжная разработка обошлась в $500 000 – в ход пошли личные и семейные сбережения.

Не зря старались. В марте 2016-го TripMyDream признали лучшим туристическим стартапом мира на конкурсе Seedstars Summit. Главный приз – до $500 000 инвестиций. Согласно сервису Crunchbase, компания взяла половину.

TripMyDream стал одним из первых украинских сервисов для организации самостоятельных путешествий. Его фишка– алгоритм, мгновенно предсказывающий цены на покетные предложения: перелет и проживание.

До пандемии TripMyDream зарабатывал на авиабилетах. Комиссия от их продажи давала 65% доходов, абсолютных цифр в компании не называют. Но бизнес точно шел в гору: по статистике Госавиаслужбы, в 2019 году украинские аэропорты обслужили 24,3 млн пассажиров. В 2020-м ожидали рост до 27 млн, а к сентябрю набралось только 5,9 млн.

По итогам марта, доходы TripMyDream просели на 80%, в апреле падение дошло до 90%. Заработки снизились и у других билетных агрегаторов.

У Tickets.ua в марте – апреле 2020 года продажи на украинском авиарынке сократились на 95%. И сегодня показатели на треть ниже прошлогодних, говорит сооснователь Сергей Кравец. С билетами на поезда ситуация аналогичная, рассказывает Антон Библя, основатель сервиса Railwaybot. «В сентябре 2020 года продали на 36% меньше билетов, чем в сентябре 2019-го», – говорит он.

TripMyDream также зарабатывал на комиссии от бронирования отелей, рекламе в собственном медиа и IT-аутсорсе. Но отели стали на паузу, а рекламодатели сократили бюджеты. Упала и посещаемость сайта. В январе было 3 млн визитов, за последний месяц будет меньше 1 млн.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Из активов остались доверие аудитории и команда. «Главной задачей было придумать, как их не потерять»,– рассказывает Буренок. Из 15 человек треть занимались разработкой, остальные – маркетингом. С мая IT-услуги стали продавать активнее. «Есть проект по Data Science для украинской компании. Также работали с датчанами»,– говорит Буренок. Конкретные имена и суммы он не называет, ссылаясь на договор о неразглашении.

Но самым удачным решением оказался выход в онлайн-обучение. Буренок и команда упаковали пять лет опыта в онлайн-курс по комплексному интернет-маркетингу. На первый поток пришли почти 180 слушателей, цены варьировались от $299 до $469. Для следующей группы цена – от $369. Чтобы закрепить успех, компания создала внутри небольшое маркетинговое агентство и запускает онлайн-школу TripMyDream Academy.

Сегодня 65% дохода приносит обучение и только 5%– комиссия от продажи билетов. Так сервис сохранил команду, ее зарплаты и даже офис в Unit.City. Но праздновать рано. «Пока не перекрыли убытки»,– резюмирует Буренок.

ООН оценивает потери туристического сектора от пандемии в $460 млрд. TripMyDream почувствовал это, выбивая из партнеров обязательства. «Мне должны десятки тысяч евро,– сетует Буренок.– При том, что одной компании я уже списал порядка €45000».

В Украине мало поводов для оптимизма. «Те, кто попытался переключиться с выездных направлений на внутренний туризм, в лучшем случае работали на самообеспечение»,– говорит Иван Липтуга, глава Национальной туристической организации.

«До появления нового фактора ничего не поменяется,– говорит Кравец из Tickets.ua.– Нужна вакцина или мгновенный тест на COVID-19».

«Нас не шокируют новости о локдаунах,– резюмирует Буренок.– Мы смотрим на возможности, которые дает нынешняя ситуация». От тушения пожаров компания вернулась к нормальному ритму: выпустила долгожданное приложение, начала продавать ж/д билеты, страховки. У Андрея Буренка наладилось и привычное расписание – интервью Forbes он дал из путешествия по Мексике.

Опубликовано в пятом номере журнала Forbes (ноябрь 2020)

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине