В августе 2020 года центр Киева задохнулся в километровых пробках. Мэрия перекрыла часть улиц для съемок фильма «Последний наемник» с Жан‑Клодом Ван Даммом в главной роли. Французский филиал стриминговой платформы Netflix на 50 дней превратил часть Подола в Париж. Улицы были декорированы французскими вывесками и дорожными знаками, а «Сільпо» на улице Ярославской превратился в супермаркет Votre Marche
Почему съемочная группа выбрала Киев? В отличие от Парижа здесь можно перекрывать улицы и снимать в аэропортах. Сценарист сделал реверанс в адрес Украины: в самом начале ленты герой Ван Дамма освобождает похищенного сына украинского олигарха. Пленника сыграл актер из Николаева Захар Шадрин, олигарха – Алексей Горбунов. На этом видимая зрителю роль Украины в проекте заканчивается.
Приехать в Украину Netflix убедила кинокомпания Apple Tree Vision – совместное предприятие украинской Star Media и британской OLLEV. «Мы пять лет доказывали рынку, что снимать в Украине можно и нужно», – говорит гендиректор Star Media Ольга Пантелеймонова. Участвовали в совместных международных проектах, ездили на встречи с иностранными продюсерами. «Это первый опыт работы стриминга в Украине,– говорит вице‑президент Star Media Юрий Артеменко. – Изначально у команды были опасения, так как Украина ассоциируется с войной и коррупцией».
Мнение изменилось, когда менеджеры Netflix и режиссер Давид Шарон приехали в Украину и увидели добродушных людей, подходящие локации и техническое обеспечение, рассказывает Артеменко. Но решающим аргументом стало то, что в октябре 2019 года Украина узаконила кеш‑рибейты – возмещение производственных расходов иностранным продюсерам. Студии снимают в Украине кино, а государство возвращает им часть потраченного.
Для кинокомпаний кеш‑рибейт – важный элемент бизнес‑плана, говорит Пантелеймонова. Компания может брать кредиты на производство и быть уверенной, что в конце съемок у нее будут деньги, чтобы расплатиться с банками. После принятия закона Украина появилась в списке стран, готовых работать с иностранными продюсерами. По оценке Американской ассоциации кинокомпаний, объем мирового рынка кинопроизводства в 2019 году превысил $100 млрд. В 2020 году только Netflix потратил на производство фильмов $11,8 млрд.
«Последний наемник» вышел на платформе Netflix 30 июля 2021 года. Фильм восемь дней держался в топе американского Netflix и пять – британского. Картину, по словам Пантелеймоновой, посмотрели более 40 млн раз.
В Netflix понимали, что станут первым зарубежным продакшеном, который опробует эту систему, но все равно рискнули. Бюджет съемки в Украине, по словам Пантелеймоновой, – около €3,5 млн. Съемочная группа также потратила около €800 000 на проживание, питание и транспорт.
За то, что киношники израсходовали в Украине столько денег, государство должно было вернуть им около €550 000. Заявку на кеш‑рибейт французы подали еще в декабре 2020 года, но до сих пор ничего не получили.
Какую систему предлагает Украина? По завершении съемок иностранная компания должна подать заявку в Госкино на возмещение средств. Угосударственных аудиторов есть полтора месяца на проверку производственных расходов, а у Госкино – еще 40 дней, чтобы проверить картину на соответствие критериям культурного теста и принять решение о выплате. Производитель может рассчитывать на компенсацию 25% расходов, если не менее 50% всех съемочных дней прошли в Украине, были использованы украинские локации и павильоны, привлекались украинские актеры и специалисты. Дополнительно можно получить 5% за наличие украинского культурного нарратива в фильме. После этого государство в течение трех месяцев должно перечислить деньги.
В Украине не самый большой кеш‑рибейт, есть страны, где ставка 30% и выше, но этого достаточно, чтобы заинтересовать крупные компании, говорит директор Украинской киноакадемии Анна Мачух. В 2019 году HBO сняла в Украине около 30% мини‑сериала «Чернобыль». Если бы система рибейтов работала уже тогда, HBO сняла бы в Украине гораздо больше сцен, уверена Мачух.
«Netflix набрал большое количество баллов по культурному тесту, – говорит Пантелеймонова. – Но застрял на этом этапе». Закон требует от иностранной компании предоставить справку из единого государственного реестра юридических лиц, которую компании в принципе негде взять, говорит Пантелеймонова. «Нужно поменять формулировку и требовать регистрационный документ, который принят в стране иностранного кинопроизводителя», – объясняет она.
В законе есть и другие нестыковки. Например, рибейт могут получить только европейские компании. «Хорошо, что фильм снимал французский филиал Netflix, – говорит Пантелеймонова. – Американцы не могли бы рассчитывать на рибейт». По ее словам, снимать в Украине уже хотят компании из Индии, Израиля, Китая.
Чтобы приступить к работе в Украине, Netflix собрал 393 документа. Этих бумаг должно быть вдвое меньше, и собирать их должен украинский партнер, а не иностранная компания, полагает Пантелеймонова.
Чиновники Госкино, Минкульта и представители киноиндустрии дорабатывают поправки к закону, говорит Мачух. Тем временем выплат от государства ждут еще три французских проекта, которые Apple Tree Vision привела в Украину: сериал про космос «Инфинити», вторая часть комедии «Блестящие креветки» и историческая драма о еврейском городке перед началом войны «ШТТЛ». «Netflix обеспокоен тем, что мы до сих пор не выплатили рибейты, – говорит Пантелеймонова. – Но они понимают, что мы хотим создать прозрачную, работающую систему».
Несмотря на задержку выплат, Netflix остался доволен работой в Украине, говорит Артеменко. «Это не та компания, которая раскидывается комплиментами из вежливости», – добавляет он. Оказалось, что Украина технически готова принимать и сопровождать сложные, большие проекты. Netflix даже решил делать постпродакшен в Украине, хотя в начале не собирался.
Украинским киношникам есть чему поучиться у западных коллег, уверен актер Шадрин. Прежде всего – тщательной подготовке к съемке. Сцена может готовиться три часа, зато снимают ее за один‑два дубля. «Они понимают, что чем больше времени потратят на подготовку, тем быстрее снимут», – говорит актер. Работать с западными проектами выгодно. Гонорар, полученный Шадриным от Netflix, оказался в 12 раз больше, чем за сопоставимую работу с отечественным кинопроизводителем.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.