Категория
Компании
Дата

Может ли в Украине появиться свой Netflix

Может ли в Украине появиться свой Netflix /Shutterstock

Shutterstock

Сможет ли MEGOGO как самый крупный из отечественных стриминговых сервисов стать Netflix на рынке Восточной Европы

Інвестувати? Почекати? Продавати? Війна змінює все, крім обов’язку лідера приймати виважені рішення. Вже 30 травня 40+ спікерів поділяться досвідом на Першій щорічній конференції про фінанси, інвестиції та економічне зростання. Купуйте квиток за посиланням.

История компании Netflix началась в 1997 году как сервиса проката DVD-дисков с фильмами, а с 2007 года – как сервиса для просмотра потокового видео (стриминга). Сегодня это крупнейшая в мире платформа, предоставляющая доступ к контенту более 70 странам с абонентской базой более 200 млн подписчиков. С октября прошлого года сервис официально представлен в СНГ и Украине. 

Своим успехом Netflix вдохновил другие компании создать платформы, которые смогут конкурировать за пользователей как в отдельно взятой стране, так и по всему миру. Известнейшие компании-гиганты Amazon, Disney, Apple запустили свои стриминговые платформы.

Когда Netflix перешел на стриминг-модель, в Украине уже был популярным EX.UA. Сайт в 2007 году стал крупнейшей в странах СНГ платформой с видеоконтентом, преимущественно «пиратским». Посещение платформы насчитывало более 4 млн уникальных пользователей в день. В 2010 году этот «пиратский» ресурс перестал работать, а позднее и вовсе был закрыт. Его место занял «Первый легальный онлайн-кинотеатр в СНГ MEGOGO», а вслед за ним появились и другие платформы, такие как Divan TV.

Эта история показывает, что в Украине есть люди, способные вовремя различить наметившиеся тренды развития видеосервисов и, основываясь на них, реализовывать бизнес-проекты.

Что нужно для успешной конкуренции на рынке стриминговых сервисов?

Как и 10 лет назад – Content is a King. Поэтому основным условием успеха является наличие в библиотеке тщательно отобранной подборки кинофильмов и сериалов. Сейчас во главу угла выходит наличие собственного оригинального и премьерного показа. 

Поэтому крупнейшие международные стриминговые платформы Netflix, Amazon prime, Hulu, Disney+, Apple TV заказывают и производят свои фильмы и сериалы.

Похвастать же собственным оригинальным продуктом, который стал хитом на родине и в странах Восточной Европы, пока не может ни одна стриминговая платформа в Украине.

Следующим приоритетом для IPTV/ОТТ сервисов является качество картинки и звука, удобство и простота подписки, а также доступность просмотра на различных типах устройств. 

Преимуществами в глазах потребителя являются:

  • возможность «паузы» и «отложенного просмотра»;
  • «запоминание» места фильма, где остановились при просмотре; 
  • напоминание о незаконченном просмотре;
  • уведомление об обновлениях в просмотренных ранее сериалах, 
  • индивидуальный подбор рекомендуемых фильмов,
  • пакетирование услуг, когда кроме доступа к библиотеке фильмов пользователям предоставляется доступ к телеканалам линейного ТВ.

История многих украинских платформ включает создание собственных аппаратно-программных комплексов, развитие удобного пользовательского интерфейса, построение алгоритмов рекомендаций и подбор фильмов для подписчиков. Накопленный на этом пути опыт ничуть не уступает разработкам международных корпораций. 

Более того, поскольку в Украине стоимость доступа в интернет одна из самых низких в мире, а скорость и стабильность интернета находятся на первых местах в мировых рейтингах, то качество картинки отечественных IPTV/OTT платформ даже лучше зарубежных. Причем не только в крупных областных центрах, а и в маленьких украинских городках и даже поселках.

Все это позволяют и MEGOGO, и другим украинским платформам успешно конкурировать с иностранными игроками по доступности, качеству изображений и удобства сервисов.

Важнейшим условием успешности в конкурентной борьбе для украинского сервиса станет способность в короткие сроки (год-два) пополнить свою библиотеку мировыми хитами кино. А также появление своих оригинальных фильмов и сериалов, которые станут такими хитами. 

Кто сегодня является игроком на рынке стриминговых видеосервисов в Украине?

MEGOGO. Более полумиллиона абонентов в Украине. Кроме того компания работает в РФ и других республиках бывшего Советского Союза, Digital screens (ТМ OLL.TV, около 200 000), «Вижн ТВ» (ТМ Viasat ТВ и «Киевстар ТВ», более 150 000).

За ними следуют ОТТ платформы с абонентскими базами до 100 000 – такие как «Диван ТВ» (с одноименной торговой маркой), «Платформа ТВ» (ТМ YOU.TV), «Тринити» (ТМ Sweet.TV), TeNet, Omega TV.

Также в этой же категории представлены Netflix, AppleTV+, ivi.ru, Amediateka. 

Кроме того, свои IPTV/OTT платформы имеют провайдеры кабельного ТВ, такие как Volia, «Ланет» и «Триолан», абонентские базы которых насчитывают от 20 000. до 150 000 подписчиков в Украине.

От платформ-агрегаторов стараются не отставать и медиагруппы. Например, у «1+1 media» есть цифровая платформа «1+1 video», у «Медиа Группы Украина» – Oll.TV, у StarLightMedia – Телепортал. Общественный вещатель также развивает свои диджитал-платформы.

Рынок стриминговых сервисов в Украине уже сегодня высоко конкурентен. Но лидерская позиция сохраняется за отечественной компанией MEGOGO.

Сможет ли MEGOGO как самый крупный из отечественных IPTV/OTT сервисов стать Netflix на рынке Восточной Европы? 

Да, но при определенных условиях.

Такими условиями являются:

  • пополнение библиотеки новыми «международными хитами», а также появление линейки собственного оригинального контента, т.е. снятых по заказу самой платформы сериалов или фильмов;
  • расширение географии предоставления услуг, локализация к новым территориям (появление локальных языковых версий – как интерфейса, так и контента).

Для выполнения этих условий потребуются существенные инвестиции.

Сегодня бюджет более-менее успешных фильмов даже при съемках в отечественных студиях начинается от $2,5 млн.

Если говорить о сериалах уровня «Крепостной», то затраты составляют не менее $70 000 за эпизод, в одном же сезоне «Крепостной» 24 эпизода.

Для успешной конкуренции платформе надо запускать несколько премьер фильмов и сериалов за сезон, т.е. тратить на один сезон контента собственного производства не менее 10 млн долларов. Если сравнивать с Netflix, то там не менее 12 премьер оригинального контента в год, а инвестиции в производство составляют сотни миллионов. 

То же самое можно сказать по поводу озвучивания на разные языки своей библиотеки. Цена полноценного дубляжа даже с учетом скидки за большой объем – не менее 100 евро за 1 час контента. Прайсовая цена без скидок – $5 за 1 минуту, максимальная скидка 60%. И если учесть необходимость 5+ полноценных языковых версий, например, для 1000 наименований контента с хронометражем в десятки тысяч часов, то набегает приличная сумма – около $6 млн.

Причем эти вложения не смогут окупиться за счет подписки при текущих ценах и территории предоставления MEGOGO в течение последующих трех–пяти лет. 

Для выполнения этих условий MEGOGO необходима вертикальная интеграция. Пример такой интеграции – телекоммуникационный оператор «Дата Групп» в конце 2020 года приобрел провайдера Volia. В результате у оператора расширилась география предоставления услуг корпоративным клиентам за счет использования сетей провайдера в городах, а у провайдера появляется возможность снизить себестоимость услуг за счет использования магистральных каналов оператора для связи между городами.

Для стриминговой платформы потенциальными партнерами должны стать крупные студии-производители контента. В частности, для MEGOGO такими партнерами по интеграции могут быть Film UA Group, Star Media.

Но даже для объединения с такими студиями или их приобретения платформе необходимы существенные средства – $50–100 млн, чтобы обеспечить себя на четыре–пять лет собственным контентом, производя 10 фильмов и сериалов в год.

Для MEGOGO, как для любой частной компании, существует два пути привлечения этих средств.

1. Продажа доли в самой компании новому инвестору – стратегическому партнеру, которому такое вложение выгодно не только за счет роста стоимости доли при увеличении стоимости MEGOGO. 

Например, в нашей стране таким инвестором мог бы стать один из мобильных операторов, кто заинтересован в том, чтобы создавать дополнительные преимущества своим абонентам, при этом мобильные операторы имеют существенный финансовый ресурс для инвестирования.

2. Переход из частной компании в публичную, т.е. публичное размещение своих акций на фондовой бирже для финансовых инвесторов. Именно так вопрос финансирования решают международные игроки типа Netflix.

Для обоих путей существует только одно препятствие – справедливая оценка бизнеса и его перспектив текущими владельцами MEGOGO, которая пока не совпадает с оценкой потенциальных инвесторов. Бизнес MEGOGO распространяется на несколько стран, в том числе РФ, а инвесторы, опасаясь расширения санкций, стремятся дисконтировать оценку этой части бизнеса.

Так, в сентябре 2020 года в ряде СМИ прошла новость о потенциальной покупке MEGOGO компанией VEON, которая в Украине владеет оператором «Киевстар». При этом называемая оценка со стороны потенциальных инвесторов не дотягивала до 100 млн евро, что существенно ниже ожидаемой акционерами оценки компании в 150+ млн евро.

Сможет ли MEGOGO все же привлечь дополнительные инвестиции, за счет чего достичь значительного преимущества в Восточной Европе, пока неизвестно. Но окно возможностей ограничено термином – это ближайшие два–три года. Поскольку по прогнозам европейских экспертов (Digital TV Research), если не будет серьезной конкурентной борьбы, то уже через три года лидерство в Восточной Европе, и в том числе Украине, перейдет к Netfliх.

Материалы по теме

 

Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине