Сможет ли MEGOGO как самый крупный из отечественных стриминговых сервисов стать Netflix на рынке Восточной Европы
История компании Netflix началась в 1997 году как сервиса проката DVD-дисков с фильмами, а с 2007 года – как сервиса для просмотра потокового видео (стриминга). Сегодня это крупнейшая в мире платформа, предоставляющая доступ к контенту более 70 странам с абонентской базой более 200 млн подписчиков. С октября прошлого года сервис официально представлен в СНГ и Украине.
Своим успехом Netflix вдохновил другие компании создать платформы, которые смогут конкурировать за пользователей как в отдельно взятой стране, так и по всему миру. Известнейшие компании-гиганты Amazon, Disney, Apple запустили свои стриминговые платформы.
Когда Netflix перешел на стриминг-модель, в Украине уже был популярным EX.UA. Сайт в 2007 году стал крупнейшей в странах СНГ платформой с видеоконтентом, преимущественно «пиратским». Посещение платформы насчитывало более 4 млн уникальных пользователей в день. В 2010 году этот «пиратский» ресурс перестал работать, а позднее и вовсе был закрыт. Его место занял «Первый легальный онлайн-кинотеатр в СНГ MEGOGO», а вслед за ним появились и другие платформы, такие как Divan TV.
Эта история показывает, что в Украине есть люди, способные вовремя различить наметившиеся тренды развития видеосервисов и, основываясь на них, реализовывать бизнес-проекты.
Что нужно для успешной конкуренции на рынке стриминговых сервисов?
Как и 10 лет назад – Content is a King. Поэтому основным условием успеха является наличие в библиотеке тщательно отобранной подборки кинофильмов и сериалов. Сейчас во главу угла выходит наличие собственного оригинального и премьерного показа.
Поэтому крупнейшие международные стриминговые платформы Netflix, Amazon prime, Hulu, Disney+, Apple TV заказывают и производят свои фильмы и сериалы.
Похвастать же собственным оригинальным продуктом, который стал хитом на родине и в странах Восточной Европы, пока не может ни одна стриминговая платформа в Украине.
Следующим приоритетом для IPTV/ОТТ сервисов является качество картинки и звука, удобство и простота подписки, а также доступность просмотра на различных типах устройств.
Преимуществами в глазах потребителя являются:
- возможность «паузы» и «отложенного просмотра»;
- «запоминание» места фильма, где остановились при просмотре;
- напоминание о незаконченном просмотре;
- уведомление об обновлениях в просмотренных ранее сериалах,
- индивидуальный подбор рекомендуемых фильмов,
- пакетирование услуг, когда кроме доступа к библиотеке фильмов пользователям предоставляется доступ к телеканалам линейного ТВ.
История многих украинских платформ включает создание собственных аппаратно-программных комплексов, развитие удобного пользовательского интерфейса, построение алгоритмов рекомендаций и подбор фильмов для подписчиков. Накопленный на этом пути опыт ничуть не уступает разработкам международных корпораций.
Более того, поскольку в Украине стоимость доступа в интернет одна из самых низких в мире, а скорость и стабильность интернета находятся на первых местах в мировых рейтингах, то качество картинки отечественных IPTV/OTT платформ даже лучше зарубежных. Причем не только в крупных областных центрах, а и в маленьких украинских городках и даже поселках.
Все это позволяют и MEGOGO, и другим украинским платформам успешно конкурировать с иностранными игроками по доступности, качеству изображений и удобства сервисов.
Важнейшим условием успешности в конкурентной борьбе для украинского сервиса станет способность в короткие сроки (год-два) пополнить свою библиотеку мировыми хитами кино. А также появление своих оригинальных фильмов и сериалов, которые станут такими хитами.
Кто сегодня является игроком на рынке стриминговых видеосервисов в Украине?
MEGOGO. Более полумиллиона абонентов в Украине. Кроме того компания работает в РФ и других республиках бывшего Советского Союза, Digital screens (ТМ OLL.TV, около 200 000), «Вижн ТВ» (ТМ Viasat ТВ и «Киевстар ТВ», более 150 000).
За ними следуют ОТТ платформы с абонентскими базами до 100 000 – такие как «Диван ТВ» (с одноименной торговой маркой), «Платформа ТВ» (ТМ YOU.TV), «Тринити» (ТМ Sweet.TV), TeNet, Omega TV.
Также в этой же категории представлены Netflix, AppleTV+, ivi.ru, Amediateka.
Кроме того, свои IPTV/OTT платформы имеют провайдеры кабельного ТВ, такие как Volia, «Ланет» и «Триолан», абонентские базы которых насчитывают от 20 000. до 150 000 подписчиков в Украине.
От платформ-агрегаторов стараются не отставать и медиагруппы. Например, у «1+1 media» есть цифровая платформа «1+1 video», у «Медиа Группы Украина» – Oll.TV, у StarLightMedia – Телепортал. Общественный вещатель также развивает свои диджитал-платформы.
Рынок стриминговых сервисов в Украине уже сегодня высоко конкурентен. Но лидерская позиция сохраняется за отечественной компанией MEGOGO.
Сможет ли MEGOGO как самый крупный из отечественных IPTV/OTT сервисов стать Netflix на рынке Восточной Европы?
Да, но при определенных условиях.
Такими условиями являются:
- пополнение библиотеки новыми «международными хитами», а также появление линейки собственного оригинального контента, т.е. снятых по заказу самой платформы сериалов или фильмов;
- расширение географии предоставления услуг, локализация к новым территориям (появление локальных языковых версий – как интерфейса, так и контента).
Для выполнения этих условий потребуются существенные инвестиции.
Сегодня бюджет более-менее успешных фильмов даже при съемках в отечественных студиях начинается от $2,5 млн.
Если говорить о сериалах уровня «Крепостной», то затраты составляют не менее $70 000 за эпизод, в одном же сезоне «Крепостной» 24 эпизода.
Для успешной конкуренции платформе надо запускать несколько премьер фильмов и сериалов за сезон, т.е. тратить на один сезон контента собственного производства не менее 10 млн долларов. Если сравнивать с Netflix, то там не менее 12 премьер оригинального контента в год, а инвестиции в производство составляют сотни миллионов.
То же самое можно сказать по поводу озвучивания на разные языки своей библиотеки. Цена полноценного дубляжа даже с учетом скидки за большой объем – не менее 100 евро за 1 час контента. Прайсовая цена без скидок – $5 за 1 минуту, максимальная скидка 60%. И если учесть необходимость 5+ полноценных языковых версий, например, для 1000 наименований контента с хронометражем в десятки тысяч часов, то набегает приличная сумма – около $6 млн.
Причем эти вложения не смогут окупиться за счет подписки при текущих ценах и территории предоставления MEGOGO в течение последующих трех–пяти лет.
Для выполнения этих условий MEGOGO необходима вертикальная интеграция. Пример такой интеграции – телекоммуникационный оператор «Дата Групп» в конце 2020 года приобрел провайдера Volia. В результате у оператора расширилась география предоставления услуг корпоративным клиентам за счет использования сетей провайдера в городах, а у провайдера появляется возможность снизить себестоимость услуг за счет использования магистральных каналов оператора для связи между городами.
Для стриминговой платформы потенциальными партнерами должны стать крупные студии-производители контента. В частности, для MEGOGO такими партнерами по интеграции могут быть Film UA Group, Star Media.
Но даже для объединения с такими студиями или их приобретения платформе необходимы существенные средства – $50–100 млн, чтобы обеспечить себя на четыре–пять лет собственным контентом, производя 10 фильмов и сериалов в год.
Для MEGOGO, как для любой частной компании, существует два пути привлечения этих средств.
1. Продажа доли в самой компании новому инвестору – стратегическому партнеру, которому такое вложение выгодно не только за счет роста стоимости доли при увеличении стоимости MEGOGO.
Например, в нашей стране таким инвестором мог бы стать один из мобильных операторов, кто заинтересован в том, чтобы создавать дополнительные преимущества своим абонентам, при этом мобильные операторы имеют существенный финансовый ресурс для инвестирования.
2. Переход из частной компании в публичную, т.е. публичное размещение своих акций на фондовой бирже для финансовых инвесторов. Именно так вопрос финансирования решают международные игроки типа Netflix.
Для обоих путей существует только одно препятствие – справедливая оценка бизнеса и его перспектив текущими владельцами MEGOGO, которая пока не совпадает с оценкой потенциальных инвесторов. Бизнес MEGOGO распространяется на несколько стран, в том числе РФ, а инвесторы, опасаясь расширения санкций, стремятся дисконтировать оценку этой части бизнеса.
Так, в сентябре 2020 года в ряде СМИ прошла новость о потенциальной покупке MEGOGO компанией VEON, которая в Украине владеет оператором «Киевстар». При этом называемая оценка со стороны потенциальных инвесторов не дотягивала до 100 млн евро, что существенно ниже ожидаемой акционерами оценки компании в 150+ млн евро.
Сможет ли MEGOGO все же привлечь дополнительные инвестиции, за счет чего достичь значительного преимущества в Восточной Европе, пока неизвестно. Но окно возможностей ограничено термином – это ближайшие два–три года. Поскольку по прогнозам европейских экспертов (Digital TV Research), если не будет серьезной конкурентной борьбы, то уже через три года лидерство в Восточной Европе, и в том числе Украине, перейдет к Netfliх.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.