Объем параллельного импорта в Россию превысил $20 млрд, но его дальнейший рост под вопросом из-за нехватки складской инфраструктуры в транзитных странах, включая Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, пишет «Коммерсантъ». Спрос на такие площади со стороны российских логистов и ритейлеров возрос вдвое.
Ключевые факты
- Интерес к рынкам СНГ начал резко расти еще в прошлом году, когда нужно было налаживать логистические цепочки для параллельного импорта в Россию, говорят аналитики.
- По состоянию на начало весны число запросов российских компаний на склады в постсоветских странах увеличилось вдвое, почти до 400 000 кв. м, подсчитали в NF Group. Беларусь, Казахстан и среднеазиатские страны стали основным альтернативным каналом ввоза продукции из Европы, США, Японии в РФ и вывоза российских товаров на зарубежные рынки, объясняют в ГК «Деловые линии».
- По данным Федеральной таможенной службы, к декабрю 2022 года объем параллельного импорта с начала его запуска в марте составил $20 млрд, или около 2,4 млн т товаров.
- По словам вице-президента Noytech Supply Chain Solutions Евгения Макарова, ряд международных компаний рассматривают работу в СНГ как возможность продолжения бизнеса с РФ.
- Основной спрос на склады формируют крупные ритейлеры, включая e-commerce, и логистические операторы, отмечают в NF Group. Около 80% запросов исходит от Wildberries и Ozon.
- В то же время рост спроса российских компаний на складские помещения в странах СНГ столкнулся с серьезным недостатком предложения.
- По словам экспертов, в Казахстане, Грузии, Армении, Кыргызстане и Таджикистане свободных площадей практически нет, в Беларуси уровень вакантности в логистических парках не превышает 2,8% из 1,6 млн кв. м готовых объектов, в Узбекистане – 4,5% из 207 000 кв. м.
- Один из логистических операторов считает, что нехватка складской инфраструктуры затрудняет дальнейший рост объемов параллельного импорта в Россию.
Контекст
В августе 2022 года вице-премьер РФ Денис Мантуров сообщил, что продажи на сером рынке в России, также известном как параллельный импорт, по официальным подсчетам, уже достигли почти $6,5 млрд и к концу года могли составлять $16 млрд. В то же время западные бренды готовятся к судам из-за подделок и несанкционированного импорта в Россию.
Крупнейшие российские маркетплейсы хотят наладить продажу брендов, чьи владельцы приостановили работу в РФ. Они пытаются сами организовать параллельный импорт таких товаров, пишет «Коммерсантъ». Некоторые площадки рассчитывают даже начать торговлю «тяжелым люксом».
По состоянию на конец февраля 2023 года в Россию до сих пор въезжают грузовики с Coca Cola, туристы возвращаются из-за границы с товарами Zara, а местные онлайн-маркеты скупают мебельные запасы IKEA и даже предлагают подделки. Хотя западные бренды ушли из страны, их товары до сих пор там продаются, но по более высоким ценам, пишет Reuters.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.