Подозрение бывшему главе НАК «Нафтогаз Украины» Андрею Коболеву по делу «премий в «Нафтогазе» необоснованно. Такое решение принял судья Высшего антикоррупционного суда Украины, признав недоказанными все утверждения прокурора, сообщил адвокат Алексей Носов.
За 107 років існування Forbes логотип змінювався 18 разів, але таким авангардним і вільним світ його бачить вперше. В новому числі журналу Forbes Ukraine: сучасне мистецтво, топ-50 благодійних фондів, альтернативна енергетика, 30 до 30. Замовляйте вже зараз!
Ключевые факты
- 30 января был провозглашен полный текст постановления об отказе в избрании меры пресечения Андрею Коболеву, сообщил защитник.
- Не установлены никакие риски препятствования уголовному производству. Следственный судья отметил, что все перечисленные прокурором риски нивелируются самостоятельным и добровольным решением Коболева вернуться из-за границы.
- Наблюдательный совет сознательно принял решение о премировании. Следственный судья установил, что следствие продолжается с 2018 года. По состоянию на январь 2023 года члены наблюдательного совета, в том числе его глава не допрошены. При этом в своем письме от 2018 года в адрес премьер-министра они сообщили, что решение принималось по рекомендации Комитета по назначениям и вознаграждениям на основе тщательного анализа подобных судебных побед.
- Следственный судья признал утверждения прокурора манипулятивными. Речь идет об утверждении, что большинство членов наблюдательного совета являются иностранцами, а потому не владеют знаниями украинского законодательства. Эти утверждения судья также признал противоречащими идее корпоративного управления в акционерных обществах и дискредитирующими роль международных экспертов в составе надзорных и контролирующих органов, отметил Носов.
- Ограничения, предусмотренные постановлением КМУ №859, на действия главы правления НАК «Нафтогаз Украины» не распространялись. «Потому что это постановление регулирует ограничения по порядку установления премий уполномоченными на это субъектами, а не процедуру инициирования такой премии другими лицами. А поскольку установление размера премий главе правления относится к исключительной компетенции наблюдательного совета, нарушения требований постановления не было», – отметил адвокат.
- Установление размера вознаграждения является исключительной компетенцией наблюдательного совета. Указанные полномочия определены п. 10 ч. 2 ст. 71 ЗУ «Об акционерных обществах» и пп. 7 п. 69 Устава «Нафтогаза». По словам Носова, суд не установил наличие у Коболева полномочий, которые предоставляли бы ему возможность влиять на принятие решений по установлению размера его вознаграждения.
- Одновременно судья отметил, что процесс принятия решения о выплате премии главе правления НАК многоэтапный и предусматривает участие в нем ряда независимых субъектов. Действия Коболева являются начальным и неопределяющим этапом такого процесса, отметил Носов.
- «Вывод следственного судьи по результатам рассмотрения и оценки доводов сторон: подозрение, предъявленное Андрею Коболеву, необоснованно», – отметил адвокат.
- По его словам, прокуратура подала апелляционную жалобу на решение Высшего антикоррупционного суда Украины до получения полного текста решения.
- «Поэтому теперь Апелляционная палата ВАКС должна оценить как наши доводы, так и выводы следственного судьи, и принять окончательное решение в вопросе избрания меры пресечения», – подчеркнул Носов.
Контекст
В 2018 году «Нафтогаз» победил российский «Газпром» в Стокгольмском арбитраже, как тогда писал Financial Times, в «четырехлетнем эпическом сражении». «Газпром» требовал от Украины компенсацию за разрыв контракта на закупку газа почти в $80 млрд, или две трети ВВП Украины в то время. Встречные требования Украины вдвое более скромные – около $40 млрд недополученного дохода за транзит российского газа.
Результат спора – $4,6 млрд в пользу Украины. $2,9 млрд Россия выплатила в конце 2019-го, остальные – зачислены как оплата за потребленный, но не оплаченный Украиной российский газ.
В апреле 2018-го наблюдательный совет «Нафтогаза» проголосовал за премирование этих сотрудников в $46 млн, или 1% от суммы выигрыша, то есть от $4,6 млрд. Премия Коболева – $22,4 млн, или 609,3 млн грн по среднегодовому курсу 2018-го.
Экс-руководитель «Нафтогаза» Андрей Коболев, 44, почти год не появлялся в Украине. Вернувшись, получил от НАБУ и САП подозрение в хищении более 229 млн грн – части премии за победу над «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже. Коболеву грозит от 7 до 12 лет лишения свободы.
Следствие считает, что Коболев незаконно себя премировал. Нормативно определенный размер таких выплат для Коболева не мог превышать 37,48 млн грн. При этом НАБУ не указывает, где именно прописан этот норматив.
23 января ВАКС отказал прокурору в избрании меры пресечения в виде содержания под стражей с альтернативой залога в 365 млн грн экс-главы НАК «Нафтогаз Украины» Андрея Коболева.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.