Герман Хан и Михаил Фридман. Иллюстрация monobank / Анна Наконечная /Александр Чекменев
Категория
Новости
Дата

Миллиардеры Михаил Фридман и Герман Хан предлагали за monobank более $1 млрд. Почему сделка не состоялась?

2 хв читання

Герман Хан и Михаил Фридман. Иллюстрация monobank / Анна Наконечная Фото Александр Чекменев

Международный консорциум во главе с LetterOne (основные владельцы – российские миллиардеры Михаил Фридман, Герман Хан и их партнеры) планировал купить monobank за более чем $1 млрд, рассказали Forbes два не связанных друг с другом финансиста

📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку

Об этом говорится в материале Forbes «Как устроена финансовая империя Сергея Тигипко». О переговорах с неназванными инвесторами Forbes рассказал и Сергей Попенко, глава набсовета Универсал Банка, на базе которго работает mono. «Инвесторы к нам приходили, вы же читали прессу», – говорит он. Источник, близкий к владельцам LetterOne, не подтвердил и не опроверг эту информацию. 

Почему сделка не состоялась? Партнеры не смогли договориться между собой, объясняет Forbes Олег Гороховский, один из основателей Fintech Band (паритетно владеет monobank вместе с группой ТАС Сергея Тигипко).

«Были интенсивные переговоры. Наша сторона еще не готова к транзакции, – сказал Попенко. – Это был интерес, который привел к нашим размышлениям. Но наша готовность была недостаточной».

Оценку mono в $1 млрд, которую ранее озвучивал и Гороховский, Попенко считает обоснованной: проект нужно оценивать по мультипликаторам не банков, а технологических компаний, полагает он.

«Если применить мультипликатор по прибыли, который даже в Украине составляет 6, стоимость mono составит $1 млрд, – говорит Попенко. – Будучи нулевым активом три года назад, monobank сейчас обслуживает больше четырех миллионов клиентов и имеет второй по размеру ритейловый портфель в стране после ПриватБанка. Когда есть такая успешная история, рынок и риск страны вторичны. В такие компании инвесторы готовы вкладываться по любым мультипликаторам».

Мировой финтех-бум подтверждает аргументы Попенко. В третьем квартале 2021-го один из трех новых стартапов-единорогов в мире – финтехкомпания. В частности, 46 финтехкомпаний вышли на биржу в этом году, тогда как за весь 2020-й это сделала 31 компания такого направления. По данным Forbes.com бразильский необанк Nubank подал заявку о выходе на IPO, что может повысить его оценку до $55 млрд. Доход необанка в первой половине 2021 года составил $716 млн, а чистая прибыль – $13,7 млн без учета операций в Мексике и Колумбии. Шведский финтех-стартап Klarna в июне 2021 года был оценен в $45,6 млрд, а Revolut, среди соучредителей которого украинец Влад Яценко, оценивается в $33 млрд. 

Прогноз по прибыли monobank в 2021-м по состоянию на начало октября – 4 млрд грн, говорил Forbes Попенко. Однако банк может заработать и больше – около 5 млрд грн, уточнил Гороховский. 

В январе – сентябре 2021-го Универсал Банк получил 2,5 млрд грн чистой прибыли, или в шесть раз больше, чем годом ранее. Количество активных карт mono к сентябрю 2021-го выросло до 4,3 млн штук – вдвое больше, чем в 2020-м. Розничный кредитный портфель за год вырос в полтора раза – до 23,3 млрд грн, что сделало его вторым на рынке по объемам кредитов физлицам. Объем расчетов в сети POS-терминалов на одного клиента, по словам Гороховского, увеличился почти втрое – с 3075 грн в сентябре 2020-го до 8055 грн в сентябре 2021-го.

Совладельцы mono пока не получали новых от потенциальных покупателей. Один из дальнейших сценариев, по словам Гороховского, – продажа части mono через SPAC или IPO в горизонте трех лет.

Михаил Фридман занимает 11-ю строчку в рейтинге богатейших людей России от Forbes с оценкой в $15,5 млрд, Герман Хан – 18-й в рейтинге с оценкой в $10 млрд. В мировом рейтинге миллиардеров Фридман на 128-м месте, Хан – на 224-м. В Украине им принадлежит Альфа Банк Украина, «Киевстар» – крупнейший телеком-оператор и IDS Borjomi (бренды «Моршинская», «Миргородская»). 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд