Категория
Новости
Дата

Три иностранных судна «впервые» после выхода РФ из «зернового соглашения» зашли в украинский порт. Что происходит (уточнено)

Три грузовых суда, принадлежащие греческой, израильской и турецко-грузинской компаниям, прибыли 30 июля в один из украинских зерновых терминалов в дельте Дуная. В это время вблизи находились четыре разведывательных самолета НАТО, сообщил накануне Forbes USA. Эти факты вряд ли связаны между собой. Что произошло?

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

Ключевые факты

  • Приход иностранных судов в украинские порты состоялся впервые после выхода РФ из «зернового соглашения», отметило издание.
  • Два судна прошли в направлении украинского порта Измаил через пролив Босфор, еще одно – из севера Турции. Они шли с включенными транспондерами, не скрывая своего курса.
  • Как пишет Forbes, за переходом судов наблюдали четыре разведывательных самолета НАТО: патрульный самолет ВМС США P-8, военный Challenger с радаром сканирования поверхности, беспилотник RQ-4 ВВС США и самолет раннего предупреждения E-3 от НАТО.
  • Ни один из самолетов не имел на борту оружия, но на дежурстве в Румынии находились истребители НАТО, в том числе итальянские Eurofighter и румынские F-16, пишет издание. 
  • «Сообщение, что три гражданских судна беспрепятственно дошли до Украины, может свидетельствовать о том, что Россия либо не желает, либо не способна проводить обыски кораблей на данный момент», – цитирует издание Института изучения войны (ISW).
  • Уточнено. Следует отметить, что разведывательные самолеты НАТО проводят регулярные полеты над Черным морем. Также постоянно проходят учения военных летчиков, в частности над акваторией Черного моря вблизи территории стран-членов НАТО – Румынии и Болгарии.
  • Никакой зерновой блокады нет – все суда, следующие в украинские порты Дуная, проходят Босфор без каких-либо дополнительных инспекций, сказал в комментарии Latifundist.com Иван Ниякий, соучредитель и коммерческий директор логистической компании Soul Marine. Он объяснил, что происходит:
  1. Никакой зерновой блокады нет. Заявления Минобороны РФ о потенциальных военных целях размыты и заведомо невыполнимы. Если придерживаться этой порочной логики, то союзниками Украины стали половина Африки, Латинской Америки и ряд других экзотических государств (популярные флаги в судоходстве).
  2. С самого начала великой войны все суда, следующие в украинские порты Дуная, проходят Босфор без каких-либо дополнительных инспекций, комиссий, согласований. Так было до появления зернового коридора, во время его работы, остается таковым до сих пор.
  3. Местом ожидания захода в Дунай является рейд Сулины (территориальные воды Румынии). Далее суда направляются на Дунай или через румынское Сулинское устье, или через украинское устье Быстрое. Оба канала работают в штатном режиме.
  4. Маршрут прохождения судов от Босфора до Сулины проходит через территориальное море (12 миль) и близлежащую зону (24 мили) Турции, Болгарии, Румынии. Все три страны являются членами НАТО, поэтому в этом регионе постоянно присутствует авиация, флот и обеспечивается безопасность.
  5. Некоторые судовладельцы ограничили рейсы на Дунай после угроз со стороны РФ и ударов по Рени, однако это единичные случаи, общая картина не изменилась. Вырос фрахт, но не критично. По данным Marine Traffic, на рейд Сулины в ожидании захода в украинские порты стоит более 100 судов.

Контекст

17 июля РФ направила Турции, Украине и ООН свои возражения по продлению «зернового соглашения» и отказалась его продлевать. Минобороны страны-агрессора заявило, что из-за выхода России из «зернового соглашения» с 20 июля все суда, следующие в акватории Черного моря в украинские порты, будут рассматриваться как потенциальные перевозчики грузов военного назначения.

После выхода из соглашения Россия неоднократно бомбила украинские порты и зерновые склады. По данным вице-премьер-министра по восстановлению Александра Кубракова, только за девять дней в результате атак РФ были повреждены и частично уничтожены 26 объектов портовой инфраструктуры и пять гражданских судов.

Запад оказался не готов ответить на обострение со стороны Путина. Вопрос не столько в самом «зерновом соглашении», сколько в последующих шагах РФ – массированных ракетных ударах по целому ряду объектов зерновой логистики Украины и заявлениях о блокировании северной акватории Черного моря.

Если раньше Россия по крайней мере пыталась аргументировать свои ракетные обстрелы военными целями, в случае ракетного удара по зерновому терминалу или ангарам для хранения зерна в Одесской области невозможно найти хоть какой-то опосредованный военный фактор.

Совет Украина – НАТО, созванный по просьбе президента Украины Владимира Зеленского для попытки инициировать ответ на действия РФ, ограничился достаточно формальным осуждением действий агрессора. Больше об этом читайте в редакционном материале Forbes.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине