Три грузовых суда, принадлежащие греческой, израильской и турецко-грузинской компаниям, прибыли 30 июля в один из украинских зерновых терминалов в дельте Дуная. В это время вблизи находились четыре разведывательных самолета НАТО, сообщил накануне Forbes USA. Эти факты вряд ли связаны между собой. Что произошло?
Отримуйте щоденний лист з останніми матеріалами та новинами від Forbes
Ключевые факты
- Приход иностранных судов в украинские порты состоялся впервые после выхода РФ из «зернового соглашения», отметило издание.
- Два судна прошли в направлении украинского порта Измаил через пролив Босфор, еще одно – из севера Турции. Они шли с включенными транспондерами, не скрывая своего курса.
- Как пишет Forbes, за переходом судов наблюдали четыре разведывательных самолета НАТО: патрульный самолет ВМС США P-8, военный Challenger с радаром сканирования поверхности, беспилотник RQ-4 ВВС США и самолет раннего предупреждения E-3 от НАТО.
- Ни один из самолетов не имел на борту оружия, но на дежурстве в Румынии находились истребители НАТО, в том числе итальянские Eurofighter и румынские F-16, пишет издание.
- «Сообщение, что три гражданских судна беспрепятственно дошли до Украины, может свидетельствовать о том, что Россия либо не желает, либо не способна проводить обыски кораблей на данный момент», – цитирует издание Института изучения войны (ISW).
- Уточнено. Следует отметить, что разведывательные самолеты НАТО проводят регулярные полеты над Черным морем. Также постоянно проходят учения военных летчиков, в частности над акваторией Черного моря вблизи территории стран-членов НАТО – Румынии и Болгарии.
- Никакой зерновой блокады нет – все суда, следующие в украинские порты Дуная, проходят Босфор без каких-либо дополнительных инспекций, сказал в комментарии Latifundist.com Иван Ниякий, соучредитель и коммерческий директор логистической компании Soul Marine. Он объяснил, что происходит:
- Никакой зерновой блокады нет. Заявления Минобороны РФ о потенциальных военных целях размыты и заведомо невыполнимы. Если придерживаться этой порочной логики, то союзниками Украины стали половина Африки, Латинской Америки и ряд других экзотических государств (популярные флаги в судоходстве).
- С самого начала великой войны все суда, следующие в украинские порты Дуная, проходят Босфор без каких-либо дополнительных инспекций, комиссий, согласований. Так было до появления зернового коридора, во время его работы, остается таковым до сих пор.
- Местом ожидания захода в Дунай является рейд Сулины (территориальные воды Румынии). Далее суда направляются на Дунай или через румынское Сулинское устье, или через украинское устье Быстрое. Оба канала работают в штатном режиме.
- Маршрут прохождения судов от Босфора до Сулины проходит через территориальное море (12 миль) и близлежащую зону (24 мили) Турции, Болгарии, Румынии. Все три страны являются членами НАТО, поэтому в этом регионе постоянно присутствует авиация, флот и обеспечивается безопасность.
- Некоторые судовладельцы ограничили рейсы на Дунай после угроз со стороны РФ и ударов по Рени, однако это единичные случаи, общая картина не изменилась. Вырос фрахт, но не критично. По данным Marine Traffic, на рейд Сулины в ожидании захода в украинские порты стоит более 100 судов.
Контекст
17 июля РФ направила Турции, Украине и ООН свои возражения по продлению «зернового соглашения» и отказалась его продлевать. Минобороны страны-агрессора заявило, что из-за выхода России из «зернового соглашения» с 20 июля все суда, следующие в акватории Черного моря в украинские порты, будут рассматриваться как потенциальные перевозчики грузов военного назначения.
После выхода из соглашения Россия неоднократно бомбила украинские порты и зерновые склады. По данным вице-премьер-министра по восстановлению Александра Кубракова, только за девять дней в результате атак РФ были повреждены и частично уничтожены 26 объектов портовой инфраструктуры и пять гражданских судов.
Запад оказался не готов ответить на обострение со стороны Путина. Вопрос не столько в самом «зерновом соглашении», сколько в последующих шагах РФ – массированных ракетных ударах по целому ряду объектов зерновой логистики Украины и заявлениях о блокировании северной акватории Черного моря.
Если раньше Россия по крайней мере пыталась аргументировать свои ракетные обстрелы военными целями, в случае ракетного удара по зерновому терминалу или ангарам для хранения зерна в Одесской области невозможно найти хоть какой-то опосредованный военный фактор.
Совет Украина – НАТО, созванный по просьбе президента Украины Владимира Зеленского для попытки инициировать ответ на действия РФ, ограничился достаточно формальным осуждением действий агрессора. Больше об этом читайте в редакционном материале Forbes.



Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.