Украина может транспортировать горючее из европейских стран через участок продуктопровода «Самара – Западная граница». Об этом рассказал бывший генеральный директор «Укртранснафты» Николай Гавриленко в интервью «Экономической правде».
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Ключевые факты
- На днях может быть подписан договор с крупнейшей венгерской нефтегазовой компанией MOL для транспортировки дизтоплива из других стран через Венгрию по участку продуктопровода «Самара – Западная граница» («труба Медведчука»), рассказал Гавриленко.
- Ранее «Укртранснафта» транспортировала топливо через эту трубу. С тех пор как ее забрали у структур Медведчука и передали «Укртранснафте», остатки горючего так и не передали на баланс госкомпании. После 24 февраля ситуация изменилась и эти объемы решили передать на нужды государства, сказал Гавриленко.
- В начале мая стартовали переговоры с компанией MOL как владельцем активов, в которые входит этот продуктопровод на территории Венгрии. «Наша переговорная позиция была построена на том, чтобы наладить транспортировку этой трубой из Венгрии в Украину 100 000–150 000 т дизтоплива в месяц», – рассказал Гавриленко.
- В MOL заявили, что свободного ресурса топлива у них нет. Как объясняет экс-глава «Укртранснафты», из-за того что предвыборная кампания премьера Венгрии Виктора Орбана построена, в частности, на низких ценах на нефтепродукты. Сейчас в Венгрии цена дизтоплива – €1,2–1,4 за литр, что на 30–40% ниже, чем в других странах Европы. Поэтому существенно вырос спрос, который нужно удовлетворять.
- В то же время венгерская компания заявила о готовности транспортировать топливо из Венгрии в Украину продуктопроводом. «Все, что MOL смогла нам предложить, это лишь вариант, при котором мы будем находить дизтопливо в ЕС, доставлять его в вагонах-цистернах в их терминалы, где он будет перекачиваться в продуктопровод и поставляться им в Украину», – объясняет Гавриленко.
- 19 мая заключено предварительное соглашение о готовности MOL подписать договор транспортировки дизтоплива этим продуктопроводом.
- Гавриленко уволили 24 мая и назначили на эту должность Владимира Цепенду. В «Нафтогазе» (акционер «Укртранснафты») подчеркнули, что перед новым руководителем стоит неотложная и критически важная задача – быть одним из главных факторов разрешения топливного кризиса в Украине в течение следующих недель.
Контекст
23 мая задержанный СБУ Медведчук, которому выдвинуто подозрение в государственной измене и содействии терроризму, рассказал о схеме вывода из государственной собственности части магистрального нефтепродуктопровода «Самара – Западное направление» для дальнейшей прокачки через него дизельного топлива.
Это одно из дел, в котором подозревается Медведчук, – незаконное завладение ООО «Прикарпатзападтранс» участком государственного нефтепровода стоимостью свыше 200 млн грн. В феврале 2021 года СНБО вернул трубопровод в государственную собственность.
Медведчук уверяет, что вопросами трубопровода он занимался по просьбе Порошенко. И, наконец, за год работы трубопровод заработал для его владельцев вдвое больше средств, чем было вложено в его выкуп, – до $42 млн. А с мая 2019 года, то есть после прекращения полномочий Порошенко, прокачка дизеля через магистраль прекратилась.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.