Теперь уже очень известный французский сапожник смог превратить свои флагманские туфли с красными подошвами в золотую жилу. Чем бренд Christian Louboutin завоевал любовь певиц Бейонсе и Тейлор Свифт и всего мира?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
40 лет привязанности клиенток, довольных культовыми туфлями с красными подошвами, сделали из французского дизайнера и модельера Кристиана Лубутена миллиардера. Именно Christian Louboutin, его одноименный бренд, помог дизайнеру попасть в когорту самых богатых. И хотя известным Лубутен стал благодаря туфлям и босоножкам на высоченных каблуках и умопомрачительных платформах, под брендом Louboutin выходят кроссовки, сумки и косметика. А еще есть линии товаров для мужчин и детей.
В 2023 году компанию французского дизайнера инвестиционная фирма Exor оценила в $3,2 млрд. Итальянская семья Аньели, которой принадлежит Exor, купила 24% акций Christian Louboutin в 2021-м около $650 млн. Лубутену все еще принадлежит 35% своего детища, которые Forbes оценивает в $1,1 млрд.
Именно этот актив составляет львиную долю общего состояния дизайнера, а это $1,2 млрд, но есть у него и другие инвестиции. Например, Vermelho Hotel, роскошный курорт на юге Португалии, который Лубутен открыл в прошлом году. Его представители не ответили на просьбу Forbes прокомментировать оценку его состояния.
«Я основал компанию с двумя лучшими друзьями, – рассказал Лубутен в интервью The Business Of Fashion в 2021 году. – Никогда не задумывался о продаже компании. Никогда не думал ни о чем другом, кроме создания красивой обуви».
Красивая обувь разработки Лубутена, цена на которую стартует от $800 и может достигать тысяч долларов, быстро покорила мир. Свой первый бутик Лубутен открыл в Париже в 1991 году. А одной из первых известных клиенток стала принцесса Монако Каролина.
С тех пор ни один красный ковер не обходится без обуви Christian Louboutin с характерной красной подошвой. На нынешней церемонии «Золотой глобус» в обуви этого бренда были американские селебрити Селена Гомез, Лэнни Кравиц, Гайди Клум, Симу Лю и другие.
В прошлом году во время концертных туров Бейонсе и Тейлор Свифт буквально сверкали в обуви Christian Louboutin, созданной специально для певиц.
А благодаря героине Керри Брэдшоу из сериала «Секс и город», которую сыграла Сара Джессика Паркер, «лубутены» стали частью попкультуры.
Из рабочего класса на подиум
Лубутен родился и вырос в Париже в семье представителей рабочего класса. Его отец, родом из Бретани, производил шкафы, пока мама была дома и воспитывала Кристиана и трех его старших сестер. (Многие годы спустя, когда Лубутену было 51, он узнал, что его отцом был египтянин, с которым его мать познакомилась в 40 лет.)
В 10 лет Лубутен посетил Парижский музей искусства Африки и Океании, где увидел табличку, запрещавшую женщинам носить там обувь на шпильках. Мальчику такое правило не понравилось, и это стало началом его увлечения этой обувью.
«Я родился и вырос в женской среде. Именно мои сестры помогли мне понять женщин и, вероятно, привели меня к моей профессии, – говорил дизайнер Forbes в 2016-м. – Я постоянно рисовал обувь, когда рос, но, честно говоря, никогда не думал, что ее создание может быть профессией».
В 16 лет Лубутена исключили из школы, и он уехал путешествовать по Индии. Когда вернулся в Париж, стал стажером Folies Bergère, где разрабатывал обувь для танцовщиц. Затем недолго работал на французского дизайнера обуви Шарля Журдана, а далее был фриланс в Chanel и Yves Saint Laurent. В 1988-м его нанял Роджер Вивье, известный изобретением обуви на шпильках в 1950-х.
«Когда мне было лет 16, кто-то дал мне книгу в красивом золотом переплете о дизайнере обуви Роджере Вивье, – рассказывал Лубутен Forbes в 2016-м. – Тогда я подумал – как это прекрасно, что существует такая профессия и что дизайном обуви можно зарабатывать на жизнь».
После этого он взял короткий перерыв от изготовления обуви, занявшись дизайном террас в Нью-Йорке и садов во Франции. Уже в 1991 году Лубутен открывает свой первый магазин в Париже с помощью двух друзей – Анри Сейда и Бруно Чемберлена. (Сейду продал свою долю в бизнесе в 2021 году во время соглашения с Exor.)
Идея с красной подошвой пришла в голову Лубутену в 1992-м, когда он был разочарован прототипом обуви в ателье. Тогда на глаза ему случилась помощница, которая красила ногти красным лаком. «Пришлось немного подумать, но потом я понял, что мне не нравится черная подошва, – вспоминал Лубутен все в том же интервью 2016 года. – Я схватил лак помощницы и покрасил подошву в красный цвет».
Бренд начал разрастаться, открывая бутики в Нью-Йорке в 1994-м и в Лондоне в 1997-м. В течение следующих 10 лет туфли на шпильках от Лубутена можно было увидеть везде, на всех мероприятиях: от похорон принцессы Дианы до клипов Мадонны. В 2000-м дизайнер зарегистрировал красную подошву как торговую марку, через три года начал продавать сумки, а в 2009-м пришел черед и линейки обуви для мужчин.
Сегодня у Лубутена более 160 бутиков в 32 странах на четырех континентах, в том числе 35 – в США, 23 – в Японии и 20 – в Китае.«Louboutin – это редкий пример бренда обуви, который может заходить в любую другую категорию продуктов, включая одежду и сумочки», – комментирует бизнес модельера Лука Солка, старший исследователь люксовых товаров в Bernstein.
Суды, дома и доходы
Годами компания Лубутена агрессивно защищала свою красную подошву в ряде исков по всему миру. Это привело к судебным баталиям с гигантами индустрии, такими как Zara (принадлежит Inditex Амансио Ортеги), которой французский бренд проиграл, и Yves Saint Laurent (входит в LVMH Бернара Арно), у которой компания Лубутена частично выиграла.
В прошлом году Louboutin выиграла судебные дела в Бразилии и Индии, а также подала иск совместно с Meta против мексиканского производителя подделок, продававшего псевдолубутены через Facebook и Instagram.
Личный портфель недвижимости дизайнера включает в себя объекты по всему миру:
- роскошные апартаменты с полом из красного дерева в Париже возле Оперы Гарнье ;
- дом с лодкой в Луксоре, Египет;
- квартиры в Лос-Анджелесе и Рио-де-Жанейро;
- здание XVII века в Алеппо, Сирия, которое было повреждено во время гражданской войны;
- группа жилых домов на территории более 140 га в Мелидесе, Португалия, возле гостиницы дизайнера;
- вилла на семь комнат в Лиссабоне и замок XIII века (здесь Лубутен якобы хранит свою коллекцию обуви на 8000 экземпляров) во французской деревне – оба в совместной собственности с Чемберленом.
Хотя ассортимент бренда расширился до кроссовок и декоративной косметики, Лубутен все еще играет немаловажную роль в успехе компании. Коллекции осень-зима он создает во французском замке или Португалии, а над коллекцией весна-лето работает в Египте или Бразилии. Его нарисованные разработки затем передают на фабрики в Италии и Испании, где они превращаются в обувь.
Компания Louboutin производит более 1 млн пар обуви в год. И, как в случае со многими люксовыми брендами, высокие цены – это залог успеха. «Финансовые рынки любят роскошные модные бренды, потому что у них более высокая маржа, доходы от инвестиционного капитала и мощное влияние на формирование цен, – объясняет Йорен ван Акен, аналитик бельгийского инвестиционного банка Degroof Petercam. – В конце концов, состоятельным людям безразлично – инфляция достигла 2% или 5%, они несмотря ни на что будут покупать люкс-товары».
После рекордных доходов во время пандемии, в 2023 году рост индустрии люксовых товаров замедлился. В прошлом году именно обувь стала категорией роскошных товаров с самым низким темпом роста – всего 2–3%, сообщает Bain & Company.
Это зацепило и Louboutin. Компания отчитывалась о $37 млн чистой прибыли в первой половине 2023 года, что на 51% меньше, чем за такой же период 2022-го. На это повлияли нехватка сырья и замедление роста в Китае. Однако это не помешало Louboutin открыть 10 новых бутиков и «продолжать приносить незаурядные доходы», говорится в отчете Exor.
О пенсии Лубутен не думает и продолжает заниматься любимым делом всей жизни.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.