Категория
Богатейшие
Дата

Кристиан Лубутен теперь миллиардер. Как парень из обычной французской семьи превратил обувь в культ и заработал на этом $1,2 млрд?

Крістіан Лубутен Christian Louboutin /Getty Images

Дизайнер обуви Кристиан Лубутен на коктейльном приеме Christian Louboutin в The Corner Shop Фото Getty Images

Теперь уже очень известный французский сапожник смог превратить свои флагманские туфли с красными подошвами в золотую жилу. Чем бренд Christian Louboutin завоевал любовь певиц Бейонсе и Тейлор Свифт и всего мира?

40 лет привязанности клиенток, довольных культовыми туфлями с красными подошвами, сделали из французского дизайнера и модельера Кристиана Лубутена миллиардера. Именно Christian Louboutin, его одноименный бренд, помог дизайнеру попасть в когорту самых богатых. И хотя известным Лубутен стал благодаря туфлям и босоножкам на высоченных каблуках и умопомрачительных платформах, под брендом Louboutin выходят кроссовки, сумки и косметика. А еще есть линии товаров для мужчин и детей.

В 2023 году компанию французского дизайнера инвестиционная фирма Exor оценила в $3,2 млрд. Итальянская семья Аньели, которой принадлежит Exor, купила 24% акций Christian Louboutin в 2021-м около $650 млн. Лубутену все еще принадлежит 35% своего детища, которые Forbes оценивает в $1,1 млрд.

Именно этот актив составляет львиную долю общего состояния дизайнера, а это $1,2 млрд, но есть у него и другие инвестиции. Например, Vermelho Hotel, роскошный курорт на юге Португалии, который Лубутен открыл в прошлом году. Его представители не ответили на просьбу Forbes прокомментировать оценку его состояния.

«Я основал компанию с двумя лучшими друзьями, – рассказал Лубутен в интервью The Business Of Fashion в 2021 году. – Никогда не задумывался о продаже компании. Никогда не думал ни о чем другом, кроме создания красивой обуви».

Тейлор Свифт Taylor Swift Christian Louboutin /Getty Images

Тейлор Свифт выступает на сцене на открытии тура Taylor Swift The Eras Tour в сапогах Christian Louboutin Фото Getty Images

Красивая обувь разработки Лубутена, цена на которую стартует от $800 и может достигать тысяч долларов, быстро покорила мир. Свой первый бутик Лубутен открыл в Париже в 1991 году. А одной из первых известных клиенток стала принцесса Монако Каролина.

С тех пор ни один красный ковер не обходится без обуви Christian Louboutin с характерной красной подошвой. На нынешней церемонии «Золотой глобус» в обуви этого бренда были американские селебрити Селена Гомез, Лэнни Кравиц, Гайди Клум, Симу Лю и другие.

В прошлом году во время концертных туров Бейонсе и Тейлор Свифт буквально сверкали в обуви Christian Louboutin, созданной специально для певиц.

А благодаря героине Керри Брэдшоу из сериала «Секс и город», которую сыграла Сара Джессика Паркер, «лубутены» стали частью попкультуры.

Из рабочего класса на подиум

Лубутен родился и вырос в Париже в семье представителей рабочего класса. Его отец, родом из Бретани, производил шкафы, пока мама была дома и воспитывала Кристиана и трех его старших сестер. (Многие годы спустя, когда Лубутену было 51, он узнал, что его отцом был египтянин, с которым его мать познакомилась в 40 лет.)

В 10 лет Лубутен посетил Парижский музей искусства Африки и Океании, где увидел табличку, запрещавшую женщинам носить там обувь на шпильках. Мальчику такое правило не понравилось, и это стало началом его увлечения этой обувью.

«Я родился и вырос в женской среде. Именно мои сестры помогли мне понять женщин и, вероятно, привели меня к моей профессии, – говорил дизайнер Forbes в 2016-м. – Я постоянно рисовал обувь, когда рос, но, честно говоря, никогда не думал, что ее создание может быть профессией».

В 16 лет Лубутена исключили из школы, и он уехал путешествовать по Индии. Когда вернулся в Париж, стал стажером Folies Bergère, где разрабатывал обувь для танцовщиц. Затем недолго работал на французского дизайнера обуви Шарля Журдана, а далее был фриланс в Chanel и Yves Saint Laurent. В 1988-м его нанял Роджер Вивье, известный изобретением обуви на шпильках в 1950-х.

«Когда мне было лет 16, кто-то дал мне книгу в красивом золотом переплете о дизайнере обуви Роджере Вивье, – рассказывал Лубутен Forbes в 2016-м. – Тогда я подумал – как это прекрасно, что существует такая профессия и что дизайном обуви можно зарабатывать на жизнь».

Кристиан Лубутен Christian Louboutin /Getty Images

Дизайнер Кристиан Лубутен во время своего личного показа и автограф-сессии обуви в Saks Fifth Avenue Beverly Hills Фото Getty Images

После этого он взял короткий перерыв от изготовления обуви, занявшись дизайном террас в Нью-Йорке и садов во Франции. Уже в 1991 году Лубутен открывает свой первый магазин в Париже с помощью двух друзей – Анри Сейда и Бруно Чемберлена. (Сейду продал свою долю в бизнесе в 2021 году во время соглашения с Exor.)

Идея с красной подошвой пришла в голову Лубутену в 1992-м, когда он был разочарован прототипом обуви в ателье. Тогда на глаза ему случилась помощница, которая красила ногти красным лаком. «Пришлось немного подумать, но потом я понял, что мне не нравится черная подошва, – вспоминал Лубутен все в том же интервью 2016 года. – Я схватил лак помощницы и покрасил подошву в красный цвет».

Бренд начал разрастаться, открывая бутики в Нью-Йорке в 1994-м и в Лондоне в 1997-м. В течение следующих 10 лет туфли на шпильках от Лубутена можно было увидеть везде, на всех мероприятиях: от похорон принцессы Дианы до клипов Мадонны. В 2000-м дизайнер зарегистрировал красную подошву как торговую марку, через три года начал продавать сумки, а в 2009-м пришел черед и линейки обуви для мужчин.

Сегодня у Лубутена более 160 бутиков в 32 странах на четырех континентах, в том числе 35 – в США, 23 – в Японии и 20 – в Китае.«Louboutin – это редкий пример бренда обуви, который может заходить в любую другую категорию продуктов, включая одежду и сумочки», – комментирует бизнес модельера Лука Солка, старший исследователь люксовых товаров в Bernstein.

Суды, дома и доходы

Годами компания Лубутена агрессивно защищала свою красную подошву в ряде исков по всему миру. Это привело к судебным баталиям с гигантами индустрии, такими как Zara (принадлежит Inditex Амансио Ортеги), которой французский бренд проиграл, и Yves Saint Laurent (входит в LVMH Бернара Арно), у которой компания Лубутена частично выиграла.

В прошлом году Louboutin выиграла судебные дела в Бразилии и Индии, а также подала иск совместно с Meta против мексиканского производителя подделок, продававшего псевдолубутены через Facebook и Instagram.

Личный портфель недвижимости дизайнера включает в себя объекты по всему миру:

  • роскошные апартаменты с полом из красного дерева в Париже возле Оперы Гарнье ;
  • дом с лодкой в Луксоре, Египет;
  • квартиры в Лос-Анджелесе и Рио-де-Жанейро;
  • здание XVII века в Алеппо, Сирия, которое было повреждено во время гражданской войны;
  • группа жилых домов на территории более 140 га в Мелидесе, Португалия, возле гостиницы дизайнера;
  • вилла на семь комнат в Лиссабоне и замок XIII века (здесь Лубутен якобы хранит свою коллекцию обуви на 8000 экземпляров) во французской деревне – оба в совместной собственности с Чемберленом.

Хотя ассортимент бренда расширился до кроссовок и декоративной косметики, Лубутен все еще играет немаловажную роль в успехе компании. Коллекции осень-зима он создает во французском замке или Португалии, а над коллекцией весна-лето работает в Египте или Бразилии. Его нарисованные разработки затем передают на фабрики в Италии и Испании, где они превращаются в обувь.

Джей-Зи и Бейонсе /Getty Images

Джей-Зи и Бейонсе Ноулз, в туфлях Christian Louboutin, во время матча всех звезд НБА в 2011 году Фото Getty Images

Компания Louboutin производит более 1 млн пар обуви в год. И, как в случае со многими люксовыми брендами, высокие цены – это залог успеха. «Финансовые рынки любят роскошные модные бренды, потому что у них более высокая маржа, доходы от инвестиционного капитала и мощное влияние на формирование цен, – объясняет Йорен ван Акен, аналитик бельгийского инвестиционного банка Degroof Petercam. – В конце концов, состоятельным людям безразлично – инфляция достигла 2% или 5%, они несмотря ни на что будут покупать люкс-товары».

После рекордных доходов во время пандемии, в 2023 году рост индустрии люксовых товаров замедлился. В прошлом году именно обувь стала категорией роскошных товаров с самым низким темпом роста – всего 2–3%, сообщает Bain & Company.

Это зацепило и Louboutin. Компания отчитывалась о $37 млн чистой прибыли в первой половине 2023 года, что на 51% меньше, чем за такой же период 2022-го. На это повлияли нехватка сырья и замедление роста в Китае. Однако это не помешало Louboutin открыть 10 новых бутиков и «продолжать приносить незаурядные доходы», говорится в отчете Exor.

О пенсии Лубутен не думает и продолжает заниматься любимым делом всей жизни.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине