Дик Вульф – американский продюсер и сценарист, специализирующийся на криминальных драмах. Автор сериалов-франшиз «Закон и порядок», «Чикаго» и «ФБР» стал миллиардером, производящим 200 часов телевизионного контента в год. Теперь он планирует трансформацию стриминга. Какой урок можно извлечь из его опыта?
⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося.
Продюсерская компания Wolf Entertainment Дика Вульфа, 77, является одной из самых прибыльных и плодотворных в истории Голливуда. За свою более чем 30-летнюю карьеру сам Вульф, по оценке Forbes, заработал $1,9 млрд до уплаты налогов и отчисления комиссионных агентов.
С учетом его домов, яхт и большой коллекции произведений искусства собственный капитал продюсера составляет $1,2 млрд. И это даже несмотря на то, что Вульф недавно пожертвовал 200 художественных работ времен Барокко и Ренессанса, а также внушительную сумму средств Музею искусств Метрополитен. Такое состояние позволило ему присоединиться к очень небольшой группе миллиардеров, разбогатевших на телевидении. В числе таких звездных миллиардеров Опра Уинфри и Тайлер Перри.
Пока большинство продюсеров гоняется за деньгами Netflix, Apple, Amazon и других стриминговых компаний, на Wolf Entertainment держатся за традиционное телевидение и американские каналы. Семь сериалов Вульфа, среди которых «ФБР» и «Пожарные Чикаго», входят в 16 самых популярных программ сезона 2022–2023 годов.
Его статус безоговорочного короля телеэфира, производящего почти 200 эпизодов в год, принес Вульфу невиданное до сих пор соглашение с Universal Television. Данная договоренность предполагает, что Вульф забирает почти половину доходов от каждой продажи его сериалов другим каналам, а также от продажи прав на повторную трансляцию (телевизионная синдикация) кабельным каналам, стриминговым платформам или иностранным рынкам.
И это вдобавок к оплате его роли в качестве исполнительного продюсера сериалов. Эта «зарплата» составляет $350 000 за серию его популярнейшего шоу, согласно оценке Forbes, и он получает ее до выхода сериала в рамках бюджета. Это исключительная практика для Голливуда.
Wolf Entertainment создала не одного миллионера,
Клифф Гилберт-Лури, юрист Дика Вульфа
С годами соглашение Вульфа начало включать бонусы, определенную защиту и обещания, а также условия, давно не являющиеся стандартом индустрии. К примеру, после пяти лет в эфире его сериалам гарантируется полное финансирование процесса производства в следующем сезоне, даже если расходы превышают ранее согласованные с каналом.
Даже после того как Вульф рассчитался с зарплатами сотрудников, агентов и адвокатов, самому продюсеру осталось $125 млн (до уплаты налогов) в результате работы последних 12 месяцев, подсчитал Forbes.
Да, Вульф не единственный с выгодными соглашениями на телевизионную синдикацию его сериалов, поскольку на ум сразу приходит Чак Лорри с его ситкомами «Два с половиной человека» и «Теория большого взрыва» или Шонда Раймс с медицинской драмой «Анатомия Грей».
Но Вульфа от них отличает количество и продолжительность трансляции его шоу. «Закон и порядок», впервые появившийся на экранах в 1990-м, стал вторым самым длинным сериалом канала NBC с 22 сезонами, и его продолжают снимать. Опережает его только другой сериал Wolf Entertainment, «Закон и порядок. Специальный корпус», у которого 24 сезона и более 500 серий.
В общей сложности Вульф и его компания создали свыше 2000 эпизодов для телевидения, и останавливаться они в ближайшее время не собираются.
От рекламщика до сценариста
Свою карьеру в Нью-Йорке Дик Вульф начинал с рекламного копирайтера, и ему удалось поработать над крупными кампаниями для зубной пасты Crest и авиаперевозчика National Airlines.
В 1980-х он начинает писать сценарии для «Полицейских с Хилл-стрит» и «Полиции Майами», а в 1990-м уже дебютирует его «Закон и порядок». Революция первого самостоятельного детища Вульфа заключается в том, что он берет истории из заголовков газет, а серию делит на две части – само преступление в первой части и развертывание моральной дилеммы во второй.
«Закон и порядок» стал мегапопулярным, получив 11 номинаций «Эмми» и одну победу в категории «Лучший драматический сериал» в период между 1992-м и 2002-м.
В 2004 году у Вульфа также уже шли в эфире успешные спин-оффы его первого сериала – это «Закон и порядок. Специальный корпус» и «Закон и порядок. Преступные намерения». Кроме того, близился срок окончания его соглашения с Universal.
Случилось так, что Universal именно тогда был в процессе слияния с NBC, и Universal нужны были сериалы Вульфа для лучшего рычага влияния в переговорах о распределении доходов. Переговоры Вульфа со студией были «безжалостными», как говорит сам продюсер, но конечный результат того стоил.
Тогда они договорились о почти равноценном партнерстве в вопросе создания проектов, благодаря чему Wolf Entertainment работает как мини-студия, пять исполнительных директоров которой контролируют работу более 3000 сценаристов, актеров и другого киношного персонала.
Традиционная модель телевизионной синдикации, о которой обычно договариваются после трансляции 100 эпизодов и являющаяся главным источником заработков на телевидении, поощряет Вульфа снимать как можно больше серий. Но уже в 2011 году дела у него шли не лучшим образом, и в эфире был только один его сериал.
Оригинальный «Закон и порядок» был закрыт со скандалом в 2010-м после 456 серий. «Преступные намерения» постигла та же участь в следующем году после 10 сезонов, а спин-офф франшизы, события которого разворачиваются в Лос-Анджелесе, продержался в эфире всего один год. Необходима была новая стратегия.
Как не дать отменить свои проекты
Вульф нанимает Рика Росена, агента в медиакомпании William Morris Endeavor Entertainment, который должен был помочь возродить империю Wolf Entertainment. Вместе они предлагают NBC новую идею: снимать те же процедурные драмы, но в Чикаго, где штат ввел налоговые льготы на съемку.
В ходе съемки пилотной серии, которая позже станет началом «Пожарных Чикаго» (2012), у Вульфа появляется еще одна идея: создать вселенную сериалов, события которых разворачиваются в Чикаго, и транслировать их один за другим в тот же день.
Поначалу боссы студии были против, но впоследствии изменили свое мнение и не прогадали. Этот формат изменит телевидение на следующие 10 лет. В 2014 году состоялась премьера «Полиции Чикаго», а в следующем году выходят «Медики Чикаго». Эта троица занимает три часа эфира NBC каждую среду, а общие персонажи и события убеждают зрителей, что они не могут пропустить ни один из них.
После этого в эфире канала CBS появилась троица сериалов вселенной «ФБР», которая тоже создала Wolf Entertainment. Успех этих франшиз позволил Вульфу реанимировать «Закон и порядок» в 2020-м и даже в 2021-м добавить «Закон и порядок. Организованная преступность», в котором на экраны возвращается любимый персонаж зрителей Эллиот Стеблер в исполнении Кристофера Мэлони. Эти двое вместе с «Закон и порядок. Специальный корпус» заняли вечерний эфир NBC каждый четверг.
Другие каналы прибегли к такой же стратегии для собственных сериалов, как «NCIS» и «9-1-1». «Что ж, здорово, если вам это удается, – смеется Вульф. – В конце концов, подражание – это самая искренняя форма лести».
В теории такая стратегия полезна не только для привлечения зрителей. Если сериалы связаны друг с другом, закрыть хотя бы один из них становится сложнее. Кроме того, в этой стратегии формат сериала является звездой, а не какие-то актеры или сюжеты; то есть, по сути, они могут продолжаться вечно.
Наследие Дика Вульфа
Пока Вульф убежден, что «не стоит верить в прогнозы о близкой смерти эфирного телевидения», ведь оно остается лучшим способом обратиться к 10 млн человек за один вечер. Он хочет создать еще больше новых сериалов и действительно стать последним героем телевидения.
Но он также и реалист. «Если оно исчезнет, то исчезнет, – говорит Вульф. – Думаю, что у нас еще есть лет 10–12, прежде чем стриминг полностью вытеснит телевидение».
Для стримингового будущего у Вульфа тоже есть план. Вспомнив 30-минутные драмы своего детства, он хочет адаптировать свою трехчасовую модель с общим сюжетом и затолкать в три часа шесть получасовых серий шести сериалов. У себя в голове он уже создает успешные франшизы и общие вселенные.
Первой попыткой в стриминге станет сериал «На дежурстве» о работе полиции, премьера которого должна состояться в 2024-м на Amazon Prime Video. Он был создан совместно с Эллиотом Вульфом, третьим из пяти детей Дика Вульфа. Эллиот, 30-летний продюсер, присоединился к семейному бизнесу в 2018 году, чтобы заняться цифровизацией компании, включающей полный ребрендинг, увеличение присутствия в соцсетях и запуск производства подкастов.
Приход в компанию нового поколения семьи не означает, что старший Вульф спешит на пенсию. Он сказал, что планирует работать еще 20 лет, то есть до 97.
Вульф повлиял на не одно поколение актеров и деятелей кинематографа. В некоторых случаях дети старых сотрудников Wolf Entertainment появлялись на экранах или работали вместе со своими родителями. Вульф рассказал, что только к созданию нью-йоркских сериалов было привлечено более 35 000 актеров.
Иногда именно эти шоу ветерана телевидения дали старт карьерам десятков популярных сегодня актеров, таких как Тимоти Шаламе, Адам Драйвер, Сара Полсон, Дженнифер Гарнер, Чедвик Боузман и другие.
Задержавшиеся в компании на несколько десятилетий нашли карьеру своей жизни и существенно улучшили свое материальное положение. Это и актриса Мариска Гаргитай из «Закон и порядок. Специальный корпус», и актер Кристофер Мэлони, и ряд сценаристов, режиссеров и продюсеров сериалов Вульфа.
По словам Клиффа Гилберт-Лури, юриста Вульфа, телеимперия продюсера обогатила не только своего основателя. «Wolf Entertainment создала не одного миллионера», – говорит он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.