Северное море, ветроэлектростанция Нордергрюнде в устье реки Везер. /Getty Images
Категория
Мир
Дата

Ветровые фермы на 260 гигаватт. Как Северное море может стать энергетическим кормильцем Европы. Объясняет The Economist

Северное море, ветроэлектростанция Нордергрюнде в устье реки Везер. Фото Getty Images

Похоже, что у Европы есть регион, который может помочь справиться с энергетическим кризисом и достичь климатических целей. Согласно данным The Economist, этим спасителем может стать Северное море.

Forbes выбрал главное из материала.

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Эсбьерг – датский портовый городок и хаб европейской ветроэнергетики. Две трети турбин, которые сейчас крутятся в Северном море у берегов Эсбьерга, могут обеспечить электроэнергией 40 млн европейских домов. Портовый оператор города планирует втрое увеличить мощность этой ветровой фермы к 2026-му.

Meta купила 212 га земли недалеко от Эсбьерга, чтобы создать дата-центр, который будет работать на возобновляемой энергии, а на дно Северного моря укладывают кабели, которые будут проводить 30% международного трафика данных в Норвегию.

Немного стратегического мышления и капля удачи могут помочь городам и городкам на Северном море способствовать подъему европейской экономики, которая пытается достичь амбициозных климатических целей и урегулировать энергетический кризис, созданный тиранами, такими как Путин.

Северное море всегда было важно с экономической точки зрения. Страны, побережье которых омывает это ледяное море, а именно Бельгия, Британия, Дания, Германия, Нидерланды и Норвегия, не одно столетие используют его для транспортировки. В ХХ веке здесь открыли нефтяные и газовые месторождения, которые на пике давали столько черного золота, сколько дает ОАЭ. Но теперь бурные воды становятся все более привлекательными благодаря другим ресурсам.

Золотой ветер

Самая ветреная погода в мире и мягкое дно, позволяющее легче устанавливать турбины, делают Северное море идеальным местом для морских ветровых электростанций. Эд Нортем из инвестиционной фирмы Macquarie Group, вложившей деньги в 40% всех морских ветровых электростанций Британии, говорит, что турбины на море работают на 60% своей мощности, в то время как наземные – на 30–40%.

В 2022 году страны Северного моря распродали на аукционе 25 гигаватт мощности, а на следующие три года уже забронировали тендеров на 30 гигаватт.

В мае Еврокомиссия и четыре страны на Северном море договорились построить ветровые фермы до 150 гигаватт электрической емкости, что в пять раз превышает европейскую и втрое мировую современные емкости. В сентябре эта группа и еще пять стран согласились увеличить эту цифру до 260 гигаватт, что является эквивалентом работы 24 000 крупнейших современных турбин.

Ветровые турбины возле Роттердама /Gettyimages

Самая ветреная погода в мире и мягкое дно, позволяющее легче устанавливать турбины, делают Северное море идеальным местом для морских ветровых электростанций. Фото Gettyimages

В результате электроемкость нескольких строящихся ветровых ферм теперь превышает 1 гигаватт, что чаще всего можно увидеть на атомных электростанциях. Ветровая ферма Dogger Bank, которая должна начать работу летом 2023-го, в 2026-м обещает достичь своей полной емкости в 3,6 гигаватт.

Большие экономики пытаются снизить стоимость электроэнергии, что способствует конкурентоспособности ветроэнергетики. В июле Британия заключила соглашение с пятью поставщиками, которые будут предоставлять электричество по £37 ($44) за мегаватт-час – это одна шестая от оптовой цены на электричество в стране в декабре.

Побочная польза

Ветер не только приносит пользу, но также может повреждать электросети, однако современные технологии помогают справиться и с этим. Один из способов противодействия суровой погоде – создание больше линий связи: сначала между морской ветровой фермой и сушей (сейчас большинство ферм имеют одну линию связи с сушей, что неэффективно), а затем и между самими фермами.

Еще один способ справиться с изменчивостью ветра – использовать ее для расцепления молекул воды для производства зеленого топлива, такого как водород и аммиак. В мае Еврокомиссия и боссы тяжелой индустрии пообещали к 2025 году в 10 раз увеличить производственные мощности европейских электролизеров, которые и выполняют расцепление. Это позволит производить 10 млн тонн зеленого топлива до 2030 года.

Инвесторы в восторге: так, фирма частного капитала Copenhagen Infrastructure Partners собрала €3 млрд в фонд, который будет инвестировать исключительно в «водородные» активы. В Европе же объявили о десятках водородных проектов, три самых больших из которых вместе будут давать 20 гигаватт энергии.

По данным исследовательской фирмы SINTEF, в настоящее время в разработке есть по крайней мере 10 проектов, которые могут создать в Северном море архипелаг «энергетических островов», где будут жить работники по обслуживанию, а электричество и водород будут производиться в большом количестве.

В 2023 году должны разыграть тендер на создание такого острова в 100 км от датского побережья, который станет хабом для 10 ближних ветровых ферм и будет соединяться с соседними странами.

Вторая жизнь газовых месторождений

Однако не лишь ветром и водородом единым. Некоторые индустрии, такие как цементная или химическая, трудно или невозможно сделать экологичными и уменьшить их углеродные выбросы. Именно для таких индустрий предлагают резервуары для сбора и хранения углерода, которые производятся на базе опустошенных газовых месторождений. Экоактивисты не в восторге, но приверженцы идеи считают, что лучше хотя бы что-нибудь, чем ничего.

Так, компания Porthos пытается получить одобрение в Роттердаме на прокладку трубы до компрессорной станции, через которую углерод будет попадать в опустошенное газовое месторождение в Северном море.

Запуск проекта был отложен, но получил зеленый свет. Хранилище может принимать около 2,5 млн тонн углерода в год в течение 15 лет, а это почти 2% углеродных выбросов Нидерландов.

По данным аналитического центра Global CCS Institute, в Европе сейчас более 70 таких проектов находятся на разных стадиях разработки.

Информация – это сила… и деньги

Еще одна золотая жила Северного моря – это информация. Страны региона – это отличное место для обработки и хранения информации.

  • Низкие цены на электроэнергию делают работу дата-центров дешевле.
  • Холодный климат позволяет охлаждать процессоры с помощью циркуляции воздуха извне, а не использовать дорогостоящие охлаждающие системы
  • Сам же регион может похвастаться квалифицированными работниками, стабильной государственной системой и самыми лучшими в мире законами о данных.

По данным TeleGeography, 13 новых кабелей были проложены в Северном море с 2020 года.

Дата-центры и облачные сервисы тоже хотят стать более экологичными и декарбонизировать свои цепи поставок. Так, Amazon Web Services (AWS) и Microsoft Azure создали серверные фермы в северных странах, а о Meta упоминалось ранее. По оценкам консалтинговой компании Altman Solon, в среднем спрос на дата-центры в северных странах вырастет на 17% к концу десятилетия.

Промышленники, идите на север

Большое количество возобновляемой энергии делает регион привлекательным и для других отраслей промышленности. Так, на севере Норвежского моря фирма Aker Horizons хочет создать промышленный хаб, который будет питать ветроэнергия с моря.

Литье железа /Getty Images

В Швеции компания H2 Green Steel уже строит первый за полвека новый металлургический завод в Европе, который будет работать не на угле или газе, а на зеленом водороде. Фото Getty Images

В Швеции компания H2 Green Steel уже строит первый за полвека новый металлургический завод в Европе, который будет работать не на угле или газе, а на зеленом водороде.

Этот водород будет производить один из крупнейших в мире электролизных заводов, который будет использовать ветровую и водную энергию. H2 Green Steel также надеется экспортировать булат (губчатое железо), полупродукт производства железа.

У германской государственной энергетической компании Uniper тоже большие планы на Северное море. Только в этом году она построила в городе Вильгельмсгавен первый немецкий терминал для приема сжиженного газа, а вскоре планирует возвести объект для производства водорода из аммиака. Кроме того, на старом угольном заводе компания построит водородный завод и предоставит достаточно места для бизнесов, которым требуется большое количество энергии.

Привлекательным регион считают и производители электротранспорта, которые также используют много энергии, и производители ветровых турбин, недавно пострадавшие из-за разорванных цепей поставок. Vestas, крупнейший в мире производитель таких турбин, закрывает завод в Китае и откроет один в Польше, частично чтобы быть ближе к новой ветровой ферме на Балтийском море.

Препятствия к Северному морю

В настоящее время существует несколько проблем с развитием экономики Северного моря и превращением его в энергетический и промышленный хаб.

  • Не слишком привлекательная погода. На теплом Среднем Востоке или в солнечной Испании можно производить так же дешевую, если не более дешевую, возобновляемую энергию
  • Может понадобиться 10 или более лет, чтобы получить разрешение в ЕС на создание новых ветровых ферм и парков.
  • Американский Закон об уменьшении инфляции Байдена включает в себя $370 млрд субсидий и налоговых скидок для экологических продуктов и услуг, производимых в Штатах. В ЕС боятся, что такие привлекательные условия заставят инвесторов покинуть блок – там даже рассматривают, не противоречит ли этот закон правилам международной торговли.

Если преодолеть эти препятствия, влияние экономики Северного моря на континент может быть монументальным.

 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине