Война в Украине открыла зависимость Германии от России. Но, похоже, не только от нее. Китай уже 10 лет является одним из самых больших рынков для немецкой химической, автомобильной и машиностроительной отраслей.
Financial Times проанализировал особенности германо-китайских отношений – Forbes выбрал ключевые факты.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Недавно Олаф Шольц оказал услугу Китаю: протянул через немецкое правительство соглашение о покупке 25-процентной доли в гамбургском морском терминале китайской компанией Cosco. Но не все в немецком правительстве рады такому соглашению.
Госсекретарь Сюзанне Бауманн написала гневное письмо о том, что такое соглашение «слишком усиливает стратегическое влияние Китая на немецкую и европейскую транспортную инфраструктуру, а также увеличивает зависимость Германии от Китая».
Дело из Cosco разочаровало тех, кто надеялся, что Шольц займет другую позицию по отношению к Пекину и решительно положит конец меркантилизму времен Ангелы Меркель. Особенно такое положение дел не устраивает Партию зеленых, входящую в провластную коалицию вместе с партией социал-демократов Шольца и либералами.
«Опыт Германии с Россией свидетельствует, что мы больше не можем себе позволить критическую зависимость от какой-либо страны, не разделяющей наши ценности, – сказала министр иностранных дел Анналена Бербок, член Партии зеленых. – Полная экономическая зависимость оставляет нас уязвимыми к политическому шантажу».
Именно зеленые стали инициаторами пересмотра отношений Германии с Китаем, и в следующем году должна быть представлена «Китайская стратегия», которая станет началом новых взаимоотношений с Поднебесной на основе более реалистичных условий.
Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер сказал, что Германия должна «усвоить урок» по ситуации с Россией и ее войне в Украине. «Этот урок состоит в том, что с любой зависимостью нужно покончить. Это особенно касается Китая», – подчеркнул Штайнмайер.
Соглашение с Cosco продемонстрировало глубокие разногласия в правительстве, ведь несмотря на предупреждения коллег Шольц продолжает говорить о негативных последствиях «развода» с Китаем.
«Разрыв связей – это неправильный ответ», – сказал канцлер на бизнес-конференции в прошлом месяце.
«Не складывай все яйца в одну корзину»
Шольц, который ранее был городским главой Гамбурга, долгое время был убежден, что у Германии нет другого выхода, кроме как торговать с такими странами, как Китай. «Танцевать нужно с теми, кто в комнате, это касается политики так же, как и сельской дискотеки», – сказал он в 2018-м.
В то же время основы управления рисками говорят о том, что компаниям необходима диверсификация. «Это основной урок, который преподают на третьем семестре в бизнес-школе: не складывай все яйца в одну корзину, – сказал он в августе. – Это касается как импорта и цепей поставок, так и экспорта».
С последним его утверждением согласны и другие ведущие деятели немецкого правительства, а вот некоторые немецкие бизнесмены, похоже, услышали только мнение канцлера о необратимости тесных связей с Китаем.
Например, BASF в июле объявила об окончательном одобрении плана строительства огромного завода на юге Китая, который обойдется в €10 млрд. Кроме того, BASF планирует снизить присутствие в Европе, ведь, говорят в компании, рост цен на энергоресурсы делает бизнес неконкурентоспособным.
Гендиректор BASF Мартин Брудермюллер защищает свой подход и инвестиции в Китай: «Думаю, нам крайне необходимо прекратить притеснять Китай и более критично посмотреть на себя».
Эксперты говорят, что у BASF нет другого выхода, кроме как сосредоточиться на Китае. «У Китая 60% химических компаний и талантов мира, а также 40% ресурсов, – сказал советник китайского правительства Ван Ивэй. – Если не в Китай, то куда им инвестировать?».
И BASF такая не одна. Aldi, немецкий дискаунтер, планирует открыть сотни новых магазинов в Китае. Поставщик автозапчастей Hella вдвое увеличивает мощность своего завода в Шанхае, а Siemens на прошлой неделе сообщила о большом расширении подразделения «цифровых индустрий» в Китае.
Контрмеры правительства
Исследование «Движение на полной скорости в ложном направлении» от Немецкого экономического института показало, что немецкий бизнес лишь в первой половине этого года инвестировал в Китай рекордные €10 млрд.
Такая статистика не понравилась министрам, и они решили принять меры. Обычно правительство гарантирует компаниям, вкладывающим деньги в молодые экономики, защиту инвестиций от политических рисков.
Но в мае министерство экономики отказалось продлить гарантии инвестиций Volkswagen в Китай, сославшись на репрессии уйгуров на западе Китая. В настоящее время министерство работает над ограничением таких гарантий на инвестиции в Китай.
Но многие в Берлине считают, что такие меры вряд ли на что-нибудь повлияют. Уже есть доказательства того, что компании готовы и дальше инвестировать в Китай даже без гарантий. Некоторые члены правительства признают, что они почти не влияют на принятие решений в корпорациях.
Эра Ангелы Меркель
Годами Германия больше всего выигрывала от открытия Китая. Аппетиты китайцев к немецким инструментам, холодильникам и автомобилям, похоже, безграничны, а импорт на китайские рынки способствовал сногсшибательному подъему немецкой экономики в последние 10 лет.
В 2021 году Китай шестой год подряд стал крупнейшим торговым партнером Германии – в том году именно ему продали 9,5% всех экспортируемых товаров.
Ангела Меркель за 16 лет своего правления 12 раз была в Китае, часто в сопровождении огромных деловых делегаций. Иногда она критиковала нарушение прав человека Пекином, но экономические связи всегда были на первом месте.
Когда Китай разрешил иностранным автобрендам зайти на свой рынок за счет совместных проектов с государственными производителями, такие компании, как VW, быстро воспользовались этим. В результате немецкий след на китайском рынке продолжил расти.
Volkswagen продает 20% своих машин в Китае, а 13% доходов Siemens и 15% доходов BASF приходятся на Китай. Недавнее исследование аналитического центра Ifo показало, что 46% промышленных компаний возлагаются на непосредственные инвестиции от Китая.
В середине 2010-х Китай объявил о планах увеличить внутренние инновации и снизить зависимость от иностранных технологий. После этого немецкая промышленная ассоциация VDMA начала сообщать о проблемах, которые такая политика вызвала для их компаний:
- китайские конкуренты начали получать льготы, что ставило иностранные компании в невыгодное положение;
- рост случаев воровства интеллектуальной собственности.
Ходят разговоры о том, что некоторые все же рассуждают о том, чтобы поискать и другие рынки. Йорг Вуттке, президент торговой палаты ЕС в Китае, сказал, что в то время как крупные компании остаются на месте, «другие сегменты, преимущественно малые и средние фирмы, ставят китайские операции на автопилот и ищут альтернативы где-либо в мире».
«Бизнес не может ждать, пока Китай разберется со своей стратегией выхода из пандемии», – добавил он.
Согласно недавнему опросу Ifo, почти половина немецких производителей, которые во многом полагаются на импорт из Китая, планируют это изменить. В ответ на вопрос «почему» 79% сослались на «диверсификацию цепей поставок и избегание зависимостей».
Немецкие компании, тесно связанные с Китаем, уже имеют проблемы с бизнесом. «Уже появляются малые и средние немецкие компании, которые сообщают о том, что их не допускают к международным тендерам, если они говорят, что определенные детали или запчасти поставляются только из Китая или их заводов в Китае», – рассказал Мартин Ванслебен, глава Ассоциации немецких торговой и промышленной палат
Кроме того, американские компании, составляющие кредитные рейтинги компаний, начинают учитывать и геополитические риски, поэтому без диверсификации европейским компаниям, которые очень полагаются на Китай, может быть сложно получить рефинансирование.
Гамбургский терминал
Предварительное соглашение о покупке доли в гамбургском терминале на китайском Cosco было заключено в прошлом году. Согласно ему, Cosco Shipping Ports должна получить 35% контейнерного терминала за €65 млн от логистической компании HHLA. До подписания соглашения его должно одобрить правительство, но шесть министерств были против соглашения из-за опасности влияния Китая на критическую инфраструктуру Германии.
Шольц настоял на компромиссе: китайская компания покупает лишь 24,9% терминала, и у нее не будет права вето в стратегических решениях о бизнесе и сотрудниках. Большинство министерств в конце прошлого месяца неохотно согласились на компромисс, но не МИД во главе с Бербок, который продолжил сопротивляться соглашению с Cosco.
Эксперт исследовательской фирмы Rhodium Group Ной Баркин говорит, что продвижением соглашения с Cosco Шольц облегчает жизнь Китаю. «Китаю нужна Германия, особенно сейчас, когда американо-китайское соперничество набирает обороты, – говорит он. – Поэтому у Шольца есть рычаг влияния. Но соглашение дает сигнал о том, что этот рычаг влияния он отдает другой стороне».
Впрочем, похоже, что Шольц не захотел, чтобы срыв соглашения затмил его визит в Пекин в эту пятницу, ведь он имеет огромное символическое значение для Китая и Германии. Кроме того, он станет первым из лидеров G7, который лично встретится с президентом Си от начала пандемии.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.