Категория
Мир
Дата

Забастовка докеров остановила половину морского судоходства США. Цена вопроса – до $5 млрд ежедневного ущерба и влияние на международные цепи поставок. Как порты США оказались на пороховой бочке?

4 хв читання

страйк докерів порт США /Getty Images

Забастовка ILA в Бруклине, Нью-Йорк, 2 октября 2024 года. Докеры бастуют из-за зарплаты, использования автоматизированных технологий в портах и других трудовых проблем. Фото Getty Images

Уже второй день забастовка докеров блокирует работу 36 портов восточного побережья США. Почему работники портов вышли на протесты и как это отразится на цепи морских поставок от США до Азии. Обзор ситуации от Bloomberg, Reuters и FT

Форум «Енергія бізнесу» у Києві вже 9 жовтня

Бізнес будує нову енергореальність, забезпечуючи незалежність в умовах блекаутів. 9 жовтня на форумі «Енергія бізнесу» обговоримо технології та інвестиції, що змінюють правила гри на енергоринку. Дізнайтеся, як адаптувати бізнес до майбутніх енергетичних викликів, за посиланням. 

1 октября Объединение профсоюзов докеров портов атлантического побережья Северной Америки (ILA) начало забастовку за повышение зарплат и против автоматизации терминальных операций в портах США, сообщает Bloomberg. Это первая масштабная забастовка портов атлантического побережья США за почти полвека – последняя состоялась в 1977 году.

В забастовке, остановившей примерно половину американского океанского судоходства, принимают участие десятки тысяч докеров, пишет FT. В настоящее время закрыты 36 портов вдоль восточной части США и побережья Мексиканского залива: от штата Мэн до Техаса. Забастовка может стоить экономике США примерно $5 млрд в день, пишет Reuters.

Причины забастовки

У конфликта, спровоцировавшего забастовку докеров, две стороны. С одной стороны, профсоюз International Longshoremen's Association (ILA) представляет интересы 45 000 работников в 36 портах на востоке США и побережье Мексиканского залива. С другой – альянс судоходных компаний United States Maritime Alliance (USMX), нанимающий американских докеров для погрузки и разгрузки судов. Шесть лет ILA и USMX заключают договор сотрудничества. Срок очередного договора истекал 30 сентября, и стороны еще с мая вели переговоры об условиях нового документа. Но так и не смогли договориться из-за обострения конфликта вокруг темы автоматизации терминальных операций и повышения зарплат работникам портов.

USMX предложила увеличить зарплаты докерам почти на 50% по сравнению с предыдущим предложением. Тем временем глава ILA Гарольд Даггетт заявил, что профсоюз настаивает на повышении зарплаты на 61,5%, пишет Reuters. Поэтому ILA отклонила окончательное предложение USMX, сделанное в понедельник, 30 сентября, добавив, что оно «далеко не отвечает требованиям ее членов ратифицировать новый договор», поясняет Reuters.

Ранее же ILA заявила, что не сядет за стол переговоров с USMX, пока на терминале Maersk в порту Мобили нарушаются условия договора по запрету автоматизации. «Такие работодатели, как оператор контейнерных судов Maersk и его североамериканские терминалы APM Terminals, не предложили соответствующего повышения заработной платы и не согласились с требованиями остановить проекты автоматизации портов, которые угрожают сокращением рабочих мест», – пояснил Гарольд Даггетт логику решений ILA.

Воздействие на судоходство

Судоходные компании, включая MSC, Maersk и Hapag-Lloyd AG, уже предупредили клиентов о последствиях закрытия портов. Компаниям и потребителям следует ожидать задержки товаров и более высоких тарифов на фрахт в краткосрочной перспективе. Если забастовки затянутся на неделе, компании отменят рейсы, чтобы их суда не простаивали у гаваней, пишет Bloomberg.

Для компаний эта забастовка – лишь последняя из ряда потрясений, нарушивших систему, разработанную без особой гибкости: судно, которое опоздало войти в порт на неделю, опоздает на неделю в обратный рейс, поясняет Bloomberg. Конечный результат, говоря отраслевым языком, – «меньшая емкость».

Однако ограничение пропускной способности может стать плюсом для контейнерных морских перевозчиков, пишет Bloomberg. Как вариант они могут повысить тарифы на услуги. Поэтому ситуация с забастовкой может положительно повлиять на прибыль контейнерных перевозчиков в четвертом квартале 2024 года, объясняют транспортные аналитики Bloomberg Intelligence Кеннет Лох и Линдсей Чен.

Потенциальное влияние на экономику

Глубина влияния забастовки докеров на экономику США зависит от ее продолжительности. Если она продлится всего неделю или две, задержанные грузы в скором времени прибудут и убытки для ВВП США будут незначительными, пишет Bloomberg.

Прогнозы по убыткам от утраченной активности варьируются от $1 млрд до $5 млрд ежедневно. Это небольшая часть экономики США с объемом в $29 трлн, отмечает Bloomberg.

Проблемы же начнут усугубляться, если забастовка продлится несколько недель. Дефицит запчастей и продукции будет давить на промышленное производство и потребительские настроения, пишет Bloomberg. В настоящее время в США не работают 36 портов, включая Нью-Йорк, Балтимор и Хьюстон, в которые прибывают различные контейнерные грузы: от бананов до одежды и автомобилей. Это вызывает обеспокоенность у компаний, экспортирующих морем товары или важный импорт, пишет Reuters. При этом большинство автопроизводителей отметили Bloomberg, что у них есть достаточные складские запасы, чтобы пережить несколько недель забастовки.

Из-за забастовки в портах Нью-Йорка уже «заморожены» и ожидают разгрузки почти 100 000 контейнеров. Не считая еще 35 контейнеровозов, которые прибудут в Нью-Йорк в течение следующей недели, сообщил Reuters Рик Коттон, исполнительный директор Управления порта Нью-Йорка и Нью-Джерси.

«ILA держит всю страну на пороховой бочке», – наметил изданию Reuters ситуацию Стив Хьюз, гендиректор компании HCS International, специализирующейся на закупке и доставке автомобильных товаров.

«Мы ожидаем, что забастовка продлится 5–7 дней до вмешательства правительства. Но его негативное влияние, вероятно, будет ощущать вся морская логистическая сеть от Европы до Азии, по меньшей мере, до января–февраля 2025 года», – сказал Reuters Питер Санд, главный аналитик платформы ценообразования на морские перевозки Xeneta.

Глава ILA Гарольд Даггетт заявил, что докеры будут бастовать столько, сколько потребуется для выполнения их условий.

Политический аспект

Администрация президента США Джо Байдена имеет все полномочия прекратить забастовку и приказать профсоюзу вернуться к работе в соответствии с законом Тафта-Хартли. Но не все так просто, отмечает Bloomberg.

Бизнес-ассоциации, такие как Торговая палата США и Национальная ассоциация производителей, призвали Байдена вмешаться в ситуацию и прекратить забастовку, пока ее последствия не стали разрушительными для экономики страны, пишет Bloomberg. Однако ILA и профсоюз Teamsters предупредили федеральное правительство «держаться подальше от этого и не препятствовать процессу коллективных переговоров».

Представители Байдена неоднократно заявляли, что президент не будет вмешиваться в ситуацию, но призывает обе стороны прийти к согласию, пишет Reuters. Белый дом заявил, что отслеживает влияние забастовки на цепочки снабжения. Там отмечают, что первоначальное влияние на американских потребителей будет минимальным. Министерство сельского хозяйства США также не ожидает роста цен на продовольствие или его доступности в ближайшей перспективе.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд