Справа в СОТ та відкриття дискримінаційних розслідувань є елементами серйозного тиску на Польщу, Угорщину та Словаччину, щоб змусити їх погодитися на компромісний варіант, узгоджений між Єврокомісією та Україною. /Иллюстрация Getty Images / Анна Наконечная
Категория
Деньги
Дата

Зерновая контратака. Украина подала иск в ВТО против Польши, Венгрии и Словакии из-за запрета на импорт ее зерна. Есть ли шансы выиграть? Рассказывает юрист Елена Омельченко

4 хв читання

Дело в ВТО и открытие дискриминационных расследований — элементы серьезного давления на Польшу, Венгрию и Словакию с целью заставить их согласиться на компромиссный вариант, согласованный между Еврокомиссией и Украиной. Фото Иллюстрация Getty Images / Анна Наконечная

Европейская комиссия с 15 мая отменила запрет на импорт пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника украинского происхождения в Болгарию, Румынию, Венгрию, Польшу и Словакию. Однако последние три страны с этим не согласились и ввели свои ограничения на импорт зерновых. Украина в свою очередь подала требования во Всемирную торговую организацию и может принять ответные ограничительные меры. Партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» и руководительница практики международной торговли Елена Омельченко рассказала о процедуре подобных исков в ВТО и есть ли у Украины шансы выиграть.

⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося. 

Долучайтеся до форуму!

15 сентября Европейская комиссия сообщила, что не продляет запрет на импорт пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника украинского происхождения в Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию и Словакию, который действовал со 2 мая. При этом отметила, что благодаря работе координационной платформы и временным мерам было устранено искажение рынка в этих пяти государствах-членах, граничащих с Украиной.

Украина же со своей стороны согласилась контролировать собственный экспорт и согласовывать объемы продукции по четырем группам зерновых, чтобы предотвратить возможные искажения рынка у соседей. Объемы экспорта Минэкономики Украины будет согласовывать с этими пятью странами ЕС и лишь после этого выдавать разрешения. По сути это самоограничение, являющееся хорошим компромиссным вариантом для выхода из спорной ситуации.

Однако Польша, Венгрия и Словакия не согласились с этим и заявили о введении национальных ограничений на импорт украинского зерна.

Украина же отреагировала подачей трех требований в арбитраж Всемирной торговой организации (ВТО) против этих трех государств на проведение консультаций в рамках процедуры урегулирования споров. А также сообщила, что открывает антидискриминационное расследование, по результатам которого может принять ответные ограничительные меры.

Процедура рассмотрения подобного иска в ВТО и особенности кейса

Консультации – это первый этап урегулирования спора. Он может длиться 60 дней до того, как будет созвана панель «арбитров» для урегулирования спора. Однако на практике были случаи, когда процесс завершался на этапе консультаций, а панель так и не была создана.

На сайте ВТО еще нет информации и документов, как правило, секретариату нужно несколько дней для публикации. Полагаю, Украина могла заявить, что ограничения, примененные Польшей, Венгрией и Словакией, несовместимы с несколькими положениями статьи XI:1 Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) – они запрещают или ограничивают импорт сельхозтоваров из Украины на территорию этих стран; статьи V:2 ГАТТ 1994 в части ограничения свободы транзита украинских сельскохозяйственных товаров, а также статей 4.2, 5 Соглашения о сельском хозяйстве.

Украина будет настаивать, что эти меры дискриминационны, поскольку применяются только к украинскому импорту, а не к импорту других членов ВТО.

Кроме того, данное дело имеет процедурную особенность – Украина судится с тремя государствами, а не с Европейским союзом, который является членом ВТО.

С одной стороны, это неудивительно, поскольку Европейская комиссия отменила свои торговые ограничения и поддерживает компромиссный план Киева – контроль над экспортом и выдачу лицензий (разрешений) после согласования объемов с принимающей стороной.

Похоже, что действия Брюсселя и Киева согласованы, хотя и они понимают, что компромиссный план является непростым, но действенным для урегулирования спора без юридических процедур.

С другой стороны, торговая политика относится к полномочиям Европейской комиссии, а не к национальных органов государств – членов ЕС. Поэтому торговые ограничения Польши, Венгрии и Словакии нарушают не только нормы ВТО и Соглашение об ассоциации, но и правила внутреннего рынка ЕС.

Европейская комиссия однозначно будет участвовать в этом деле и окажется в неудобном положении, поскольку должна маневрировать между защитой собственного решения и позициями Польши, Венгрии и Словакии.

Шансы на выигрыш

У Украины есть шанс выиграть дело в ВТО. Но процесс продлится несколько лет и решения о компенсации ущерба не будет.

Мы можем ожидать решения, в котором будет указан факт нарушения и необходимость сторон вернуться в правовое поле правил ВТО. Лишь в случае невыполнения решения органа урегулирования споров Украины будет иметь право инициировать встречные мероприятия.

Однако правительство Украины уже объявило, что готово применить встречные запреты на импорт товаров из Польши, Венгрии и Словакии, если торговые запреты не будут отменены. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль отметил, что правительство начинает расследование по установлению фактов дискриминационных и недружественных действий этих стран.

Если по результатам расследования будет установлен факт подобных действий этих государств, могут применить эмбарго, лишение режима наибольшего содействия или льготного специального режима, введение специальной пошлины и режима лицензирования внешнеэкономических операций, установку квот. Но такие меры могут стать нарушением собственного законодательства, Соглашения об ассоциации и норм ВТО со стороны Украины.

Проблема в том, что два анонсированных Украиной ответа – обжалование в ВТО и введение ответного запрета – противоречат друг другу. Похоже, Киев не готов ждать несколько лет результата урегулирования спора в ВТО и в критическом случае пойдет на радикальные шаги, объясняя их исключениями из соображений безопасности.

В настоящее время дело в ВТО и открытие дискриминационных расследований являются элементами серьезного давления на Польшу, Венгрию и Словакию с целью заставить их принять компромиссный вариант, согласованный между Еврокомиссией и Украиной.

Украине следует помнить, что после полномасштабного вторжения России и начала блокировки черноморских портов для поддержки украинской экономики Евросоюз в одностороннем порядке предоставил Киеву дополнительный беспошлинный доступ к своему рынку. Иными словами, ЕС отменил все ограничения для украинской продукции – режим, который Украина должна была получить только после обретения полноценного членства в ЕС. Естественно, ЕС может отозвать или пересмотреть свое решение. Украине крайне важно, чтобы оставалось единство в ЕС по украинскому вопросу.

Этот прецедент свидетельствует, что переговоры о вступлении в ЕС будут очень сложными для Украины, поскольку европейские производители умеют защищать собственные интересы, а общая сельскохозяйственная политика ЕС претерпевает существенные изменения, потому что Украина может стать крупнейшим получателем субсидий ЕС.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд