Российским авиаперевозчикам удается отыскать запчасти для содержания гражданского авиафлота, обслуживающего немалую страну /Shutterstock
Категория
Мир
Дата

Российские авиалинии придумывают уловки, чтобы обходить санкции и продолжать летать. Однако законы физики не обмануть

5 хв читання

Российским авиаперевозчикам удается отыскать запчасти для содержания гражданского авиафлота, обслуживающего немалую страну Фото Shutterstock

Российским авиаперевозчикам удается отыскать запчасти для содержания гражданского авиафлота, обслуживающего немалую страну

За 12 років консалтингова компанія Franchise Group створила 600+ франшиз. Як масштабувати бізнес за допомогою франшизи в часи турбулентності? Отримайте інсайти і стратегії на Форумі підприємців від власниці та СЕО Franchise Group Мирослави Козачук. Купуйте квиток за посиланням.

С начала российской войны в Украине флоридского дистрибьютора авиазапчастей GA Telesis забросали подозрительными запросами. Они поступали от теневых компаний, основанных в течение последнего года в Объединенных Арабских Эмиратах и бывших республиках СССР, таких как Казахстан и Таджикистан.

Помня о санкциях против России, GA Telesis просит доказательства того, что запчасти предназначены для конкретной авиалинии и самолета. По словам основателя компании Абдолла Мобери, после этих просьб такие заказчики быстро исчезают.

«У нас большой юридический отдел, следящий за соблюдением всех норм и законов, – говорит Мобери. – Но такой есть не у всех».

Когда Штаты и Европа ввели санкции после неспровоцированного полномасштабного вторжения Кремля в Украину год назад, авиационные эксперты ожидали, что российские авиалинии будут вынуждены прибегать к «каннибализации» запчастей, чтобы удерживать свой флот на лету. Несмотря на признаки стресса, авиалинии доказали свою устойчивость, находя достаточно запчастей для самолетов, от которых зависит соединение с отдаленными общинами.

Количество международных рейсов российских авиалиний существенно упало из-за запретов полетов в ряд стран, но авиаперевозки внутри страны остаются на хорошем уровне.

Согласно данным дата-провайдера OAG, в феврале пассажиро-километры внутри России (ключевой показатель внутренних объемов перевозок) снизились лишь на 13% по сравнению с тем же месяцем прошлого года.

В то же время газета «Коммерсантъ» сообщила об увеличении количества внутренних пассажиров на около 50 000 – до 6,5 млн. В апреле российские авиалинии запланировали увеличение внутренних пассажиро-километров на 2% по сравнению с прошлым годом.

Безопасность не превыше всего

Если говорить о безопасности, то российские самолеты не слишком внушают доверие. Запчастей, которые удается достать на черном рынке или «каннибализовать», мало, и на то, чтобы их получить, уходит много времени. Об этом рассказал Андрей Патраков, основатель московской фирмы RunAvia, которая производит ПО для управления обслуживанием и логистикой.

Эти задержки приводят к увеличению интервалов между обслуживанием, а самолеты летают со сломанными запчастями, если запасная система поддержки или минимальное количество обязательных систем работает.

«У нас гораздо лучше ситуация, чем мы ожидали, но в то же время мы видим увеличение рисков безопасности», – говорит Патраков.

Истории ужасов подтверждают это. В конце февраля Boeing 737 авиакомпании «Россия» совершил аварийную посадку после того, как кабина разгерметизировалась. За несколько недель до того самолет Air Boeing 767 компании Azur Air остановил взлет в Пхукете, Таиланд, когда из двигателя вырвалось пламя. Ни в одном инциденте никто не пострадал.

«Я уверен, что полеты не стали более опасными, и это не связано с наличием или отсутствием оригинальных запчастей, – заявил в этом году российским СМИ Александр Нерадко, глава Федерального агентства воздушного транспорта. – Всегда была распространена практика взаимозамены запчастей самолетов, даже в советское время».

По состоянию на среду на прошлой неделе в России было 793 крупных пассажирских и грузовых самолета, что на 101 меньше, чем в феврале прошлого года, сообщила фирма авиационной аналитики Cirium. Значительная часть уменьшения произошла из-за возвращения около 59 из 483 самолетов, которые иностранные владельцы предоставляли российским авиалиниям в лизинг, утверждает Cirium.

На пользу российским авиалиниям пошло то, что многие их самолеты простаивали во время пика пандемии, поэтому детали не изнашивались. А теперь, когда количество международных авиаперелетов резко упало, у них больше судов, чем нужно.

По данным Planespotters.net, у «Аэрофлота», крупнейшей авиалинии России, около 20% самолетов не летают. По словам Патракова, в меньших авиалиниях эта цифра превышает 30%. В январе правительство легализовало «каннибализацию» простаивающих самолетов.

Инфографика. Российский авиафлот до войны и теперь

Российский авиафлот до войны и сейчас. График отображает изменения в количестве иностранных самолетов на службе у российских авиалиний после начала войны

На руку российским авиалиниям играет относительная молодость и надежность самолетов западного производства, рассуждает Джон Гоглиа, бывший авиамеханик и член Национального совета транспортной безопасности США. 249 самолетов Airbus на службе российских авиакомпаний в среднем чуть старше 10 лет, сообщает Cirium, а 277 судов Boeing не достигли 14 лет.

Чтобы раздобыть авиазапчасти, Россия пользуется трюками, которые разработал Иран – страна, что давно под санкциями. Трюк состоит в том, что посредники используют ряд промежуточных компаний, чтобы скрыть окончательное назначение заказа. Считается, что России в этом помогают бывшие советские республики и такие страны, как Турция, Индия и Китай.

Но такая схема обходится в копеечку. Поскольку каждая промежуточная компания берет себе процент за услуги, окончательная цена может быть в два-пять раз выше нормальной, рассказывают источники индустрии, и ждать приходится дольше.

Джейсон Дикстайн, вашингтонский авиационный юрист, проводящий проверки дью-дилидженс для американских дистрибьюторов запчастей, объясняет, что обычная динамика рынка помогает России обходить санкции.

«Если какой-нибудь брокер говорит компании, что хочет у нее купить товар и чтобы его доставили другому брокеру, который уже потом продаст этот товар авиакомпании, никто и глазом не сморгнет. Все потому, что вот уже десятки лет бизнес так и ведется», – говорит юрист.

Российские самолеты также обслуживают в странах, которые все еще разрешают полеты из России. По словам Патракова, в основном это делается тихо, но в прошлом месяце Федеральное агентство воздушного транспорта открыто дало разрешение дубайской компании Global Jet Technic на обслуживание российских самолетов Boeing 737 и Airbus.

После месяцев давления со стороны США Турция на прошлой неделе запретила дозаправку и обслуживание принадлежащих России самолетов Boeing. Чиновник Министерства торговли США на условиях анонимности рассказал Forbes, что правительство предупреждает бывшие советские республики, чьи авиакомпании обслуживают российские самолеты, о том, что они могут попасть под американские санкции.

Россия также начинает производить собственные запчасти к западным самолетам. В прошлом году Федеральное агентство воздушного транспорта предоставило разрешение A-Technics, сервисной компании «Аэрофлота», выполняющей работу и для других авиалиний, производить такие запчасти. Речь идет о запчастях для кабины и кухни (на самолете), для систем кондиционирования и освещения, для тормозов и фюзеляжа.

Законы физики не обмануть

Российские авиалинии могут столкнуться с более острой проблемой: поиск запчастей для доморощенного Sukhoi Superjet 100 (судно на 87–100 пассажиров). По словам Патракова, это региональное судно на 70% состоит из иностранных запчастей, которые труднее найти из-за меньшего количества таких самолетов по сравнению с самолетами Airbus и Boeing.

Есть информация о том, что российские авиалинии обеспокоены тем, что за неимением американских свечей зажигания придется приземлить значительную часть из их 160 Sukhoi Superjet.

Shutterstock

Есть информация о том, что российские авиалинии обеспокоены тем, что за неимением американских свечей зажигания придется приземлить значительную часть из 160 Sukhoi Superjet Фото Shutterstock

Ведутся работы для налаживания внутреннего производства этих свечей, а также для разработки замены для всех иностранных деталей самолета, включая двигатель. Эта программа разработки замены началась еще в 2018 году.

Полностью российская версия Superjet является ключевым звеном плана правительства снизить долю самолетов с иностранными запчастями до 20% к 2030 году.

Более новые суда более надежны, но такие самолеты, как A320neo и A350, составляют другую проблему: запчасти к ним идут напрямую от производителя, а потому их труднее получить.

Когда что-то ломается, более высокое содержание программного контента усложняет россиянам процесс решения проблемы после того, как Boeing и Airbus закрыли им доступ к программным обновлениям и поддержке продукта. Об этом рассказал Карл Стивенс, основатель британской компании TrustFlight, разрабатывающей авиационное ПО.

Федеральное агентство воздушного транспорта пытается разработать инструкции по обслуживанию иностранных самолетов, чем раньше занимались западные регуляторы, а также сертифицировать запчасти на замену. И все это – без доступа к оригинальным дизайнерским и инженерным схемам.

Патраков говорит, что в случае с такими запчастями, как шины, это будет не так сложно. Но с такими филигранными компонентами, как двигатель, это будет очень сложная задача.

Мобери считает, что двигатели станут «бетонной стеной», в которую врежутся российские авиалинии. Из-за их размеров целые двигатели трудно получить на черном рынке, а их обслуживание осуществляют производители или небольшой круг авторизованных мастерских, получающих запчасти напрямую от производителей.

«Если эта война будет продолжаться пять лет, я не думаю, что Россия сможет летать на западных самолетах, потому что двигатели выгорят», – говорит Мобери.

Расходы растут, а доходы падают, поэтому Патраков ожидает, что все больше российских авиалиний потерпят крах. По некоторым сообщениям, девять авиалиний прекратили полеты в прошлом году – у четырех из них отобрали лицензии. Со временем, говорит он, надежность и безопасность будут все более сомнительными.

«Можно сказать, что самолет безопасен, – говорит Патраков. – Можно врать себе или людям, но обмануть законы физики невозможно».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине