Российские авиакомпании провели предварительные переговоры, по крайней мере, с одной крупной западной лизинговой фирмой по использованию государственных средств для покупки некоторых из более чем 400 самолетов, застрявших в России после ее вторжения в Украину, пишет Reuters со ссылкой на документы и источники.
Ключевые факты
- Предложение, которое потребует одобрения ЕС и проверит возможность компромисса в экономической войне между Москвой и Западом, может снизить стоящий перед арендодателями и страховщиками многомиллиардный счет и позволить российским авиакомпаниям получить официальное право собственности на самолеты с потенциально большой скидкой.
- Источник в российской авиации сказал, что это предложение все еще обсуждается, но некоторые российские официальные лица настроены пессимистично по поводу того, что оно получит одобрение Европейского союза.
- До вторжения в Украину Россия была крупным рынком сбыта для лизингодателей самолетов, которые покупали самолеты у Boeing и Airbus и сдавали их в аренду российским авиакомпаниям. Но после того, как западные санкции заставили арендодателей расторгнуть эти контракты, Москва запретила вывоз самолетов, в результате чего последние стоимостью почти $10 млрд оказались в России и вызвали претензии лизингодателей к их страховщикам.
- Подробности переговоров между российскими авиакомпаниями и одним арендодателем всплыли в ходе судебного разбирательства в Ирландии, где крупные лизингодатели судятся с страховщиками, в том числе с Lloyd's of London, чтобы обеспечить выплату своих требований. Санкции ЕС, распространяющиеся на Ирландию, где зарегистрировано большинство арендованных самолетов, запрещают поставку авиационной техники российским организациям и устанавливают крайний срок для расторжения контрактов 28 марта.
- Поддержка переговоров со стороны РФ была продемонстрирована в письме министерства транспорта от 30 августа, адресованном 23 авиакомпаниям. «По вопросам приобретения самолетов иностранных лизингодателей просьба предоставить информацию о каждом самолете, который предлагается выкупить за счет средств Фонда национального благосостояния», – говорится в письме.
- Лизингодатель номер 2 в мире SMBC сообщил в письме от 15 сентября, отправленном в Верховный суд Ирландии, что он разговаривал с российским «Аэрофлотом» и его страховой компанией «АльфаСтрахование». SMBC, зафиксировавшая обесценение в размере $1,6 млрд за 34 самолета, сообщила в письме, что 2 сентября «АльфаСтрахование» предложила ей $644,2 млн за 17 самолетов, переданных в лизинг «Аэрофлота», за вычетом $82 млн, уже выплаченных в виде депозитов и резервов.
- SMBC также сообщила в письме, что к ней обратилось ООО «Эльбрус Страховые Брокеры» от имени российской авиакомпании NordStar и отдельно от авиакомпании S7 для обсуждения «потенциальных решений по претензиям».
Контекст
Российские авиакомпании, в том числе крупнейшая государственная авиакомпания «Аэрофлот», разбирают самолеты, чтобы обеспечить запасные части, которые они больше не могут покупать за границей из-за западных санкций, пишет Reuters со ссылкой на четыре источника в отрасли. Совет использовать некоторые авиалайнеры на запчасти, чтобы другие самолеты иностранного производства могли продолжать летать по меньшей мере до 2025 года, авиакомпаниям в июне дало российское правительство, говорится в сообщении.
Санкции, введенные против России после вторжения в Украину, не позволяют российским авиакомпаниям получить запасные части или пройти техническое обслуживание на Западе. Уничтожение базирующихся в России самолетов является лишь вопросом времени, считает источник в западной авиационной промышленности. Сотрудники не менее пяти российских авиакомпаний, в том числе группы «Аэрофлот», и более 10 аэропортов получили повестки в военкомат в течение суток после объявления в РФ частичной мобилизации. По оценкам источников, потенциально мобилизовать могут 50–80% работников.
Осенью в России анонсировали производство замены самолетов Boeing и Airbus. Эксперты уверены, что без западных запчастей это невозможно.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.