Россия использует тысячи управляемых авиабомб в месяц. Армия РФ уже «стерла» ими Авдеевку. Сейчас же бомбит Волчанск и передовые позиции украинских войск по всему фронту. Что внутри этого оружия?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Весной 2023-го в Белгороде начали происходить странные события. Около 22:15 20 апреля российский самолет Су-34 уронил посреди города бомбу, образовавшую 20-метровую воронку. На следующий день жителей 17 домов эвакуировали – рядом нашли неразорвавшуюся вторую авиабомбу. 4 мая обнаружили еще одну такую же, в селе Головчино, в 10 км от границы РФ с Украиной.
«Российские авиабомбы падали на российские города. Мы не могли понять, почему так происходило», – вспоминает Егор. Он и его коллеги Борис и Максим работают в научно-исследовательском институте, изучающем трофейное российское вооружение и его обломки.
Forbes Ukraine изменил имена спикеров, не раскрывает должностей и названия института из соображений безопасности.
Скорее всего, весной 2023 года россияне тестировали на Белгородщине авиабомбы с универсальным модулем планирования и коррекции (УМПК), говорит Егор. Именно благодаря этому модулю впоследствии враг смог использовать потенциал мощных авиабомб в условиях современной войны.
«Вероятно, были определенные недоработки», – размышляет Егор о природе падений бомб в Белгороде на окраинах.
Через год управляемые авиабомбы с УМПК стали чуть ли не основным оружием россиян. На пике битвы за Авдеевку они сбрасывали до 80–100 бомб на город площадью 30 кв. км. Только за апрель 2024-го применили 3200 управляемых авиабомб, по словам президента Владимира Зеленского.
Forbes Ukraine удалось попасть в научно-исследовательский институт и пообщаться с исследователями о том, как работает УМПК, как именно развивается и из деталей каких иностранных компаний сделан.
Высвобождение потенциала
Первое, что удивляет в модуле УМПК, – это его размер. Он выглядит как небольшой металлический самолетик длиной около полутора метров. Приложив немного усилий, его может поднять один человек. Особенно маленьким он кажется на фоне дрона Shahed-136, едва влезающего в просторную комнату института.
УМПК – простой и дешевый в производстве, рассказывает Егор. Алюминиевый корпус и крылья, пружины для раскрытия крыльев, модуль с навигационной системой и рули, приводящие к движению китайские сервоприводы.
Перед применением УМПК напоминает обычную палку или, скорее, дощечку. Крылья сложены, а модуль крепится снизу к обычной фугасной авиабомбе, которая уже стоит на пилоне самолета-носителя. Когда самолет выходит на пусковой рубеж, бомба отсоединяется, проворачивается, в этот момент раскрываются крылья – и она улетает к заранее заданной цели.
«Нет никакой силовой установки. Это как бумажный самолетик, который запустили и корректируют сигналы со спутника», – говорит Егор. Идею УМПК россияне, вероятно, подсмотрели в американской JDAM-ER, которую западная коалиция применяла во время войны в Югославии. Своего они не придумывают.
ФАБ, КАБ, ФАБ с УМПК – в чем разница?
В украинском медиапространстве принято упрощенно называть все российские управляемые авиабомбы «КАБ». Это не совсем корректно. Есть несколько видов.
ФАБ – классическая фугасная авиабомба, свободно падающая с самолета. Имеет версии 250 кг, 500 кг, 1500 кг, 3000 кг.
КАБ – корректируемая авиабомба, которую разработали еще при СССР. Впервые принята на вооружение в 1975 году и летит до 9 км.
УМПК – универсальный модуль планирования и коррекции. Цепляется в ФАБ и увеличивает дальность бомбы на десятки километров.
Именно ФАБ с УМПК чаще всего применяют россияне.
Такое простое изделие, как УМПК, дало возможность россиянам высвободить огромный потенциал, объясняет Борис. Еще в советское время они сделали невероятное количество свободно падающих фугасных бомб, или ФАБ. «Поэтому у России есть их достаточно», – констатирует Егор.
Но ФАБ враг почти не использовал в первый год войны из-за насыщенности фронта системами ПВО, рассказывают специалисты. Обычный ФАБ можно было забросить максимум на 10 км: самолету перед сбросом нужно было подняться резко вверх и запустить бомбу условно за траекторию «баскетбольного мяча».
УМПК это изменил – теперь самолет может находиться в обычном горизонтальном полете и в идеальных условиях запустить бомбу на расстояние до 80 км.
Бомбы с УМПК взрываются не всегда, рассказывает Борис. Им нужно поразить цель еще и под определенным углом. Иначе просто «проскользят» по земле. Они – не слишком точные, но очень мощные.
«Знакомые бойцы из Крынок говорят, что эти бомбы ни разу не попали по ним. Но если бы бомба приземлилась за тем зданием, – показывает Борис на дом в 150 м, – Мы бы офигели от «бабаха», даже в подвале получили бы контузии».
Сердце и мозг УМПК. Модуль «Комета» и электроника
В распоряжении Forbes есть описание исследования УМПК №КН23-0027876, которое попало к украинским специалистам около месяца назад.
Он изготовлен российским государственным научно-производственным предприятием «Регион» со штаб-квартирой в Москве. Из российского в УМПК – только корпус и один чип. Большинство электроники – из США или Китая.
Мозгом УМПК является навигационный модуль «Комета». Он ведет УМПК по спутниковой связи, рассказывает Максим. Использует американскую систему GPS, европейскую Galileo, российскую ГЛОНАСС, китайскую BeiDou.
Россияне пытаются скрыть все стоящие на УМПК чипы и затирают маркировку. Но украинским специалистам удалось установить их с помощью незатертой «Кометы», найденной в дроне Shahed-136.
Почти все чипы в «Комете» – гражданские, предназначенные для промышленного или гражданского производства, рассказывает Борис. Их характеристик достаточно для одноразового использования.
В «Комете» есть четыре чипа из США: от компаний Intel и Linear Technology Corporation. Модуль – от швейцарской U-Blox и кварцевый генератор от российского «Мориона».
Помимо «Кометы» в УМПК есть инерционный измерительный модуль «Смарт», рассказывает Максим. В зависимости от алгоритма спутниковая и инерционная системы наведения должны корректировать друг друга.
В плате «Смарта» есть элементы американских компаний Texas Instruments, Maxim Integrated, CTS Corporation, American Semiconductor; швейцарских STMicroeletrionics и AXICOM – TE Connectivity; китайских XLSEMI, YXC, MT Microsystems, Yangzhou Yangjie Electronic Technology.
На «хвосте» УМПК стоят китайские сервоприводы. В плате их двигателя также есть два транзистора японской Din-Tek. По сути это электромоторчики, которые получают сигнал и дают команду электрическим рулям, чтобы поправить полет бомбы, упрощенно объясняет Егор.
Китайская загадка. Как УМПК эволюционировали через год
Через год УМПК изменились. Собеседники выделяют три ключевых изменения.
Корпус. В старых версиях он был фрезированный, т.е. его вырезали из больших кусков металла. В новых – литой: металлом заливают подготовленную форму, где он застывает.
Литой корпус свидетельствует о большей массовости, налаживании серийного и более дешевого производства, объясняет Максим.
Совершенствование модуля «Комета». В первых версиях был установлен 4-канальный модуль, в более поздних – каналов стало уже восемь.
Благодаря этому УМПК сложнее подавить средствам радиоэлектронной борьбы, объясняет Егор. Чем больше каналов приема сигнала, тем больше требуется источников радиоэлектронного излучения.
«Даже четыре канала подавить сложно, – добавляет Борис. – Для восьми же нужен КамАЗ с all inclusive РЭБ: огромная станция, работающая на восемь диапазонов одновременно».
Китайские аналоги. На увеличенной в два раза «Комете» выросла доля китайской элементной базы, говорит Егор. Один из примеров: вместо антенок ирландской компании появились новые – не затертые, а сразу изготовленные без маркировок.
У них нет никаких признаков для идентификации, говорит Максим. По гипотезе украинских исследователей, это китайское производство. «Анализ интернет-предложений на сайтах производителей из Китая показывает, что они могут по заказу изготавливать партии без маркировок», – добавляет Егор.
Дать окончательный ответ о производителе – задача для разведки и специалистов по материаловедению. Борис напоминает, как удалось доказать иранское происхождение одной из деталей «Шахеда».
Тогда просто взяли деталь с дрона и деталь иранского производства с китайской гражданской машины и провели физико-химический анализ. «Сравнили химический состав, физические свойства – получили полное совпадение. Такой припой используют только в Иране», – рассказал Борис.
Каннибалы ноутбуков. Как Россия получает электронику
В конце 2022 – начале 2023 года Егор с коллегами удивлялись. В новых партиях ракет Х-101 западную электронику почти вытеснила российская и китайская. «Казалось – санкции заработали. Потому что в первых образцах было много западного компонента», – вспоминает он.
Россияне «поиграли» в импортозамещение буквально в двух-трех партиях этих ракет, говорит Борис. В середине 2023-го снова начали запускать по Украине ракеты с кучей западной электроники.
Это подсвечивает два момента, считает Егор. Либо россияне научились обходить западные санкции, либо российская электроника технически не удовлетворяет требованиям для конкретных образцов оружия. «Скорее всего, и то, и другое», – говорит он.
Как Россия обходит санкции? Чаще всего собеседники указывают на создание в сопредельных странах подставных компаний, которые и завозят в Россию электронику.
Борис приводит пример Армении: по данным Бюро промышленности и безопасности США, между 2021 и 2022 годами импорт микропроцессоров и микросхем из США в Армению увеличился примерно на 500%.
«Вопрос: что производите? Даже при благоприятных обстоятельствах высокотехнологичное производство можно увеличить максимум на 10% в год», – говорит Борис. Поэтому органы контроля западных стран предупреждают основных производителей: если будет пиковый рост на рынке определенных стран более чем на 10%, экспортные партии будут блокированы.
Серые схемы снабжения значительно удорожают стоимость электроники для РФ. С рыночной стоимостью в $100, конечная цена чипа в России может расти до $1000, говорит Егор. Но расходы вряд ли будут останавливать Кремль.
«Был случай, когда россияне закупали большую партию ноутбуков, которые содержали некоторые нужные для них компоненты. Просто их выпаивали, а корпус и экран выбрасывали», – объясняет Егор. Шутки о чипах из стиральных машин и микроволновок в российских ракетах – это точная аллегория.
Последний тренд – китайские электронные компоненты постепенно вытесняют западные из российского оружия. «Но пока слишком медленно. Причина в качестве и производительности», – заключает Егор.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.