Уже весной ВСУ могут получить первые многофункциональные легкие истребители F-16. А с ними – и ракеты с дальностью поражения до 300–500 км, анонсировал 5 февраля командующий Объединенными силами Сергей Наев. Forbes спросил у военных экспертов, какие есть варианты дальнобойных ракет к F-16 у наших партнеров и какие из них мы наиболее реалистично можем получить
Истребитель F-16 называют платформой для авиавооружения. На него можно одновременно «прицепить» целый ряд ракет и использовать по разным целям: разрушать мосты и штабы, уничтожать дроны и ракеты, бороться с вражеской авиацией и кораблями. Даже выполнять функции штурмовика на линии фронта.
Украинские пилоты учатся управлять F-16 в Румынии. В распоряжении ВСУ первые самолеты могут появиться уже весной. Нидерланды пообещали Украине суммарно 24 F-16. Дания – восемь в 2024 году и пять – в 2025-м. Бельгия и Норвегия тоже обещают, но пока не называют количество самолетов.
Какие функции F-16 сможет выполнять в российско-украинской войне? Это зависит от модификации истребителя и оружия, предоставленного партнерами.
Спойлер: под нужды Украины подходят семь моделей.
Украина готовится получить F-16. Чем важен этот самолет для ВСУ?
F-16 – это функциональный истребитель четвертого поколения. Первый полет состоялся в 1974 году. Самолет хорошо поддается модернизации, поэтому через 50 лет вышло множество его модификаций.
Новые версии F-16 могут эксплуатироваться до 2060-го, декларирует производитель Lockheed Martin. Это самый распространенный боевой самолет в мире. С момента появления было произведено более 4600 единиц, отмечала компания в 2018 году. На начало 2024 года на активной службе находятся 2145 бортов, или 15% от всех боевых самолетов в мире, по оценке Flight Global.
Еще одна особенность F-16 – совместимость с большим количеством оружия. Lockheed Martin разработала более 3300 конфигураций креплений для более 180 типов вооружения. Детальнее, почему F-16 важен для обороны Украины читайте здесь.
Намек на дальнобойные JASSM?
«В дальнейших пакетах военной помощи Украина ждет самолеты F-16 и ракеты с дальностью поражения 300–500 км», – рассказал 5 февраля командующий Объединенными силами Вооруженных сил Украины генерал-лейтенант Сергей Наев.
Формулировка Наева не обязательно означает, что речь идет о ракетах к F-16, отмечает главред Defense Express Олег Катков. Это могут быть самолеты и отдельно – дальнобойные ракеты, такие как ATACMS.
Если же речь идет о ракетах на 300–500 км именно для F-16 – это, вероятнее всего, AGM-158 JASSM, говорит Катков. Их с 90-х годов разрабатывает американская Lockheed Martin. Стоимость единицы – до $1,5 млн в разных модификациях. В настоящее время существует четыре вариации этой крылатой ракеты:
- «классическая» JASSM с дальностью до 370 км;
- JASSM- ER – до 910 км;
- JASSM- XR или AGM-158B-2 – до 1900 км;
- LRASM – противокорабельная с дальностью до 370 км.
Вероятнее всего выглядит версия до 370 км, считает Катков. Такой модификации достаточно, чтобы простреливать всю глубину временно оккупированных территорий.
Показатель дальности не стоит переоценивать, поскольку западные партнеры против использования Украиной их оружия на территории РФ, добавляет он.
Если Запад решится предоставить ВСУ модификацию JASSM-ER с дальностью 910 км, это потенциально может дать два весомых преимущества:
- строить более сложные траектории – ракета может маневрировать, лететь к цели дугам, минуя районы скопления вражеского ПВО, говорит Катков;
- безопасно стрелять по Крымскому мосту с далекого расстояния, не заходя в зону обнаружения и поражения армией РФ, отмечает авиаэксперт и ведущий научный сотрудник НАУ Валерий Романенко.
Особенности JASSM
JASSM несет в себе боевую часть в 450 кг. Она оснащена технологией stealth и похожа на ракеты Storm Shadow и Scalp. Последние ВСУ запускают с модифицированных советских самолетов Су-24 по целям в глубоком тылу, таким как штаб Черноморского флота РФ в Севастополе.
Минус Storm Shadow и Scalp – они не интегрированы с F-16, отмечает Катков. JASSM может решить вопрос дальнобойного оружия для украинских F-16.
У JASSM сразу три системы наведения, добавляет Романенко. Во время полета она идет по GPS. Ее дублирует система наведения по местности. Это сделано на случай, если GPS будут глушить средства радиоэлектронной борьбы.
На финальном этапе включается инфракрасная система самонаведения.
«На конечном участке ракета поднимается, сканирует местность, сравнивает со снимком в памяти и донаводится на цель. Это позволяет поражать цель с отклонением в несколько метров», – объясняет Романенко.
Официальных подтверждений о том, что Украина получит именно JASSM, нет. Неизвестно и потенциальное количество ракет, которое может поступить ВСУ.
Но JASSM – это основная и массовая тактическая ракета к F-16, отмечает Катков. Всего было произведено и доставлено к заказчикам более 3500 ракет, по данным разработчика Lockheed Martin.
В 2022 году компания открыла второй завод по производству JASSM. В планах – увеличить производство с 500 до 1000 ракет в год, рассказывал Дома ДеСиччиоло, руководитель по развитию бизнеса LRASM в Lockheed Martin.
Какой еще ударный потенциал к F-16 может получить Украина
В арсенале Украины уже есть ракеты, которые могут использовать F-16. В частности, противорадиолокационная AGM-88 HARM, которая наводится на радары зенитно-ракетных комплексов врага.
Эффективность применения HARM из советских МиГ-29 не превышает 15–20%, говорит Романенко. Из F-16 их можно использовать более точно, если самолет будет оборудован станцией донаведения AN/ASQ-213. Она помогает ракете поразить цель, если локатор вражеской системы ПВО изменяет частоты.
«Тогда можно поразить цель одной ракетой, а не запускать несколько», – объясняет Романенко.
В арсенале ВСУ уже есть управляемые авиабомбы JDAM с дальностью 45–70 км, которые пока сбрасывают с МиГ-29. «Главной задачей F-16 будет максимально выгрузить JADAM-ER», – говорит Катков.
Противокорабельные ракеты Harpoon, которые есть у ВМС Украины, также существуют в авиационных версиях для F-16. Цена единицы – от $1,5 млн в зависимости от модификации. Но вряд ли они станут ближайшим приоритетом для Украины. «Пока справляются наши морские дроны», – говорит Романенко.
Классической же для F-16 является противотанковая ракета AGM-65 Maverick, которой нет на вооружении в ВСУ. Но ее дальность поражения – всего до 40 км, поэтому применение этой ракеты может быть слишком рискованно без полного контроля Украины за небом. F-16 нужно будет подлетать слишком близко к фронту.
«Уничтожение потенциальной цели не стоит потери F-16, который может сбить ПВО или истребитель врага», – объясняет Романенко.
F-16 для воздушной защиты
У F-16 есть три элемента для воздушных боев, говорит Романенко.
- Самый простой – скорострельная 20-мм пушка, которая способна производить 6000 выстрелов в минуту.
- Ракеты ближнего радиуса действия. Речь идет об AIM-9 Sidewinder с дальностью до 40 км. Украина получала эти ракеты от Канады и США в 2023 году. В частности, для проекта FrankenSAM – гибрида западных противоракет с советскими ЗРК.
- Ракеты средней дальности. Это AIM-120 AMRAAM, которые Украина использует из наземных установок ЗРК NASAMS. Последние экспортные модификации этих ракет могут уничтожать цели на расстояниях до 150 км, если они запускаются с самолета.
Реалистичнее всего ожидать поставок именно Sidewinder и AMRAAM, считает Романенко. «Всего спектра вооружения к F-16 мы не получим, – добавляет он. – Но ракеты воздушного боя – обязательная программа».
Противодействие российским истребителям – еще один вызов. Для этого F-16 необходимо оборудовать модифицированными радиолокационными станциями. «Борьба с российской авиацией должна стать основным назначением F-16», – заключает Романенко.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.