Категория
Война
Дата

Ситуация на фронте, действующая стратегия Путина, финансирование обороноспособности и возможные угрозы Трампа. О чем Зеленский рассказал в интервью французским журналистам

9 хв читання

Володимир Зеленський /Getty Images

Президент Украины Владимир Зеленский Фото Getty Images

Президент Украины Владимир Зеленский 12 марта дал интервью двум французским медиа: BFM TV и Le Monde. Forbes Ukraine выбрал самые главные его тезисы: как мир и, в частности, Европа могли предупредить нападение России на Украину, о ситуации на фронте, как финансировать усиление обороноспособности, об угрозах Дональда Трампа как президента США и возможном размещении войск других стран в Украине.

🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком

О ситуации на фронте. Только что закончилась военная ставка, там я заслушиваю оффлайн и онлайн отчеты военных командующих с первой линии. Вот новая информация.

Ситуация на фронте намного лучше, чем последние три месяца. Были некоторые сложности из-за нехватки артиллерийских снарядов, дальнобойности, блокировки неба и большой плотности российских дронов. Армия РФ уничтожила Авдеевку и хотела продвигаться дальше. Ситуация выровнена, на Востоке продвижение России остановлено. Враг потерял большое количество авиации.

О ситуации на Черном море. Операция продолжается, очень мощно действуем. Подробности не могу комментировать. Видим серьезные положительные результаты.

О возведении линий обороны. Возведение фортификационных сооружений – это сложный и постоянный процесс, на протяженности более 1000 км. Они должны быть крепкими, независимо от времени года и боевого арсенала врага, которым он по ним работает. Такие постройки строятся.

Есть три линии обороны против врага, строим в отдельных областях Украины: на контактных линиях на Востоке и на Юге, также работаем на Севере. Никто не говорит, что враг способен прийти из Беларуси – ядро российской армии уничтожено. Однако и там строим.

Об уроках падения Авдеевки. Что касается Авдеевки, следует понять тактику армии РФ. Враг стоит на расстоянии возможностей своего дальнобойного оружия, в то время как наши возможности в два раза меньше. Россия не идет прямо вперед, это не какие-то смелые военные. Используются управляемые авиационные бомбы, артиллерия. Все это у них 20 км плюс, даже обычная артиллерия. У нас – до 20 км. У нас артиллерийских дальнобойных снарядов не было весь 2023 год.

Это не о мощи российской армии, а о достаточности оружия, чтобы полностью разрушить Авдеевку, а затем туда заходить.

Боевые действия возле Авдеевки осуществляются на протяжении всей войны, начиная с оккупации Донбасса после 2014 года. Ее захват – не какая-то тактика России, не блицкриг. Это постепенное уничтожение города и населения.

Владимир Зеленский /Офис президента Украины

Скрин из видеоинтервью Владимира Зеленского французским медиа BFM TV и Le Monde Фото Офис президента Украины

О состоянии российской армии. Быть слишком позитивными сейчас сложно, война продолжается. Мы будем позитивными тогда, когда покончим с ней и на нашу землю придет справедливый мир.

Мы должны быть реалистами. Продвижение России на Востоке украинские военные остановили, армия РФ потеряла большое количество людей. Но завтра или через месяц враг может получить дополнительные миллионы артиллерии, что может осложнить нашу позицию. Если помощь, на которую мы рассчитываем, не будет поступать.

О действующей стратегии Путина. Цели у Путина неизменны: разрушение Украины и всего здесь живого любым методом, разрушение нашей независимости. Он даже не знает, чем все кончится. Самое главное, чтобы Украина как государство не выжила. Он неадекватный человек.

О запугивании РФ «ядеркой». Человек, который так любит жизнь и угрожает ядерным оружием… Что касается других государств, в том числе ядерных, например Франции, думаю, это просто риторика. Угрожать ядерным оружием стране, которая является ядерным государством, или странам, которые в НАТО и защищены ядерными государствами, это просто несерьезно. Я в это не очень верю.

Что Путин может сделать – сухопутную операцию в странах Балтии, Молдове. Уверен, что он будет дестабилизировать Казахстан, чтобы иметь диалог с Китаем. Планы Путина ясны – много дестабилизационных точек в мире. Чем больше, тем крепче его переговорная позиция. Ему не нужно уничтожить полностью то или иное государство в мире, для переговоров достаточно его дестабилизировать и занять какую-то его часть.

О возможной попытке Путина ликвидировать Зеленского во время встречи последнего с премьером Греции в Одессе. Хотел ли Путин попасть по мне или была у него другая цель, не имеет значения.

Когда в Украину приезжает представитель другого государства, и ты (Путин. – Forbes) делаешь опасные шаги и попадаешь баллистической ракетой в нескольких сотнях метров от него, это действия нездорового человека.

Расценивать ли это как предупреждение Путина для Зеленского и других западных лидеров, которые могут приехать в Украину?

Не уверен, что нам всем нужно реагировать на предупреждение Путина. Потому что не уверен, что его предупреждение адекватно. Сила у Путина набирает мощи только тогда, когда лидеры боятся его предупреждений, когда общества боятся одного неадекватного человека.

О возможности переговоров с Россией. Во-первых, Путина не интересуют никакие переговоры. Свой формат диалога в порту Одессы он уже показал.

Во-вторых, мирные переговоры мы уже проходили. Нормандский формат, Минский процесс, исходивший из нормандского решения. Было более сотни встреч.

Возможная пауза для Путина – это как кислород. Дополнительная возможность и время для восстановления боеспособности армии РФ, находящейся сегодня в сложном положении. Для тренировочных миссий, для промывания мозга ребятам, не желающим идти воевать, для наращивания производства оружия.

Это возможность для Путина подготовиться и в следующий раз прийти с целью полной оккупации Украины, но уже проанализировав ошибки, которые он совершил в самом начале войны, когда ядро его армии уничтожили ВСУ.

Мы наработали план. Весной планируется первая встреча лидеров цивилизованных государств в Швейцарии на саммите мира. Мы должны выйти с четким планом справедливого мира и списком стран, которые готовы его поддержать. Это будет политическое преимущество. Не просто политическая изоляция для Путина.

Затем технически в деталях разработать этот план. Соответствующие государства должны передать его представителям России для того, чтобы они приняли его или не приняли. Это не та пауза, а конкретика действий. Должны быть шаги к окончанию войны, только действия.

Владимир Зеленский /Офис президента Украины

Скрин из видеоинтервью Владимира Зеленского французским медиа BFM TV и Le Monde Фото Офис президента Украины

О заявлениях Эмманюэля Макрона о возможной отправке войск в Украину и рисках решения. Мы все детально с ним проговорим, когда он приедет в Украину. Есть отдельные пункты такого сотрудничества: киберзащита, тренировочные миссии и ремонт военной техники. Не вижу в этом никаких рисков.

В киберзащите мы с некоторыми партнерами уже работаем. Это не присутствие их военных в Украине. Это специалисты, которые работают и обмениваются разведданными.

Что касается тренировочной миссии – не секрет, что Украина отправляет своих военных за границу на учения. После этого ребята возвращались в Украину и должны были еще здесь адаптироваться, пройти несколько месяцев тренировок. Процесс затягивался вдвое. Если тренировочную миссию проводить сразу в Украине, рисков не вижу. Речь не об армии Франции в Украине, а об инструкторах.

Запад предоставляет ВСУ военную технику, она может поломаться на войне. Мы ее отправляем на ремонт в другие страны. Процесс затягивается. Почему Западу не отправить технический персонал в Украину, чтобы эту технику ремонтировать у нас, чтобы Украина получила лицензию.

О словах Макрона, что «ничего нельзя исключать». Думаю, это связано с Путиным. Потому что пока стоит Украина, армия Франции будет на территории Франции. Если же Путин пойдет войной на какую-либо из стран НАТО, уже Альянсу решать, как и в каком количестве отправлять или не отправлять своих воинов на войну на территорию той или иной страны НАТО.

Об изменении риторики Макрона по поводу Путина и войны в Украине. Думаю, он понял, что Путин обманул его. Президент РФ лично давал Макрону слово и соответствующие месседжи другим западным лидерам, что полномасштабного вторжения в Украину не будет. Он теперь гораздо больше знает и меньше доверяет Путину. Для этого понадобилось некоторое время, но как есть.

Другая причина – в разговоре со мной Макрон сказал, что делает это ради Франции. Он глубоко понимает, что защита Украины – это защита Франции, каждого из государств ЕС, европейского континента в целом.

О возможности предоставления ВСУ французских самолетов Dassault Rafale или Mirage. Уверен, что в Украину Макрон приедет с решением. Мы должны работать, чтобы это решение было, оно важно для нас обоих. Не хотел бы комментировать, какое конкретное решение он может привезти.

Владимир Зеленский /Офис президента Украины

Скрин из видеоинтервью Владимира Зеленского французским медиа BFM TV и Le Monde Фото Офис президента Украины

Об усилении мобилизации и соответствующем законопроекте. Мобилизация в Украине происходит с самого начала войны, каждые несколько месяцев.

Действующее законодательство не идеально, оно касается мирного времени. Но когда ты в войне, приходишь к некоторым более практичным деталям. Именно такие изменения в закон о мобилизации относительно некоторых практических шагов находятся в парламенте. Сейчас депутаты спорят о ротациях, отпусках, когда и кого можно увольнять со службы, какие группы лиц.

Об обновлении команды. Военное командование обновляем. Это происходит параллельно аудиту ВСУ, который должен завершиться в этом месяце.

Что касается экономического направления – Кабмина, некоторые шаги состоятся в ближайшее время. Но они преимущественно направлены на аккумуляцию дополнительных денег, есть шаги по сокращению тех или иных позиций.

У нас есть бюджет войны, приоритеты – это война и защита гражданского населения. Мы направляем на это все деньги, которые у нас есть. Если во время войны это требует сокращения некоторых институтов, даже министерств, мы будем это делать.

Об источниках финансирования усиления обороноспособности. С западными партнерами заключены двусторонние договоры по гарантиям безопасности, ими предусматривается соответствующая сумма поддержки ежегодно. Есть двусторонние договоренности с некоторыми партнерами в Европе. Мы благодарны решению ЕС по выделению €50 млрд долгосрочной поддержки. Еще важна помощь США, которая, к сожалению, сейчас зависла в Конгрессе.

И наше внутреннее направление – находить резервные деньги для собственного производства оружия.

Мы уже наладили некоторые процессы производства дополнительных РЭБ-систем, которые сегодня являются одним из приоритетов, большого количества дронов: FPV, камикадзе, разведывательных различных типов. На это также требуются дополнительные финансы. Ну и системы ПВО. Мы готовы брать их и в кредит, и в лизинг, и покупать. Это пункт номер один для защиты инфраструктуры и людей.

Владимир Зеленский /Офис президента Украины

Скрин из видеоинтервью Владимира Зеленского французским медиа BFM TV и Le Monde Фото Офис президента Украины

Об угрозе Трампа как возможного президента США. Выборы – это одна история, человек, который на них победит, – это вторая история, и общество – это третья история. Если американское общество не изменит своего отношения к Украине, к нашим общим ценностям, к Путину, не важно, кто станет президентом США – Байден или Трамп. Он будет всегда смотреть на общественное мнение и учитывать его.

О разделении Европы вокруг ситуации в Украине. Не сказал бы, что Европа разделена вокруг ситуации в Украине. Европа разделилась перед полномасштабным вторжением: кто-то из стран балансировал между Россией и Украиной, кто-то был на стороне России, кто-то на стороне Украины.

Полномасштабное вторжение объединило Европу. 90% европейских лидеров сейчас на стороне Украины. Это помогло нам остановить Россию. Венгрия иногда выражает другие мнения. Ее премьер-министр Орбан играет в опасную игру, прежде всего для Венгрии. Венгрия знает, что такое полномасштабное вторжение, что такое последствия фашистского режима. Я удивлен, что иногда месседжи официального Будапешта по отношению к Украине звучат так несбалансированно и радикально. Заигрывание с Дональдом Трампом ничего не даст. Трамп – самостоятельный человек, он будет самостоятельно принимать решения. Слабых друзей никто не любит.

Позиция должна быть сильной, даже если она отличается от других. Тогда тебя будут уважать.

Об ошибках Европы и мира – как можно было предупредить войну. До начала полномасштабного вторжения мир совершил много ошибок в отношении Путина. Все хотели как-то пожать ему руку, чтобы он обратил внимание на кого-то, хотели показать, что можно затушить этого зверя. Относились по-разному, но недостаточно жестко и после оккупации Крыма. После оккупации Донбасса нужно было, чтобы мир поставил Путина на место. Это первый момент.

Второй – перед самим полномасштабным вторжением вся Европа ожидала, применят ли США жесткие санкции против России. Но тогда каждому из этих субъектов геополитики требовалось показать свое лидерство и жестко ввести санкции за угрозы России.

Третий – замедление поставок того или иного оружия иногда происходит не из-за чьего-то нежелания, а из-за технических проблем. Сейчас может произойти третья ошибка, которую постоянно раскачивает Россия, – расфокусировка внимания вокруг Украины. Ее нужно не допустить.

Путин не так силен, как был и как всем казалось. Он пожилой человек с большим количеством комплексов, который очень хочет жить и выжить. Более того – очень хочет пережить эту войну. Сейчас единение мира, которого не хватало до полномасштабной войны, должно проявиться в жестких решениях и предупреждениях Путину: предоставить Украине оружие, оказать поддержку. Всем вместе и до конца.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд