Широко анонсированное «большое наступление» российской армии, вероятно, на исходе. Москва возвращается к обороне.
России не удалось организовать новую атаку на Киев, заморозить Украину, уничтожив энергоструктуру, и навязать миру свои условия окончания войны, но определенных тактических успехов она добилась.
Практичний МBA від Forbes на реальних кейсах, щоб прокачати навички управління на прикладі Володимира Кудрицького, ексголови правління «Укренерго».
Премʼєра другого сезону YouTube проєкту «Директорія» вже на каналі Forbes Ukraine!
Сразу два авторитетных западных института заявили, что российская наступательная кампания достигла кульминации.
Министерство обороны Британии со ссылкой на данные разведки сообщило, что Россия возвращается к «оборонному оперативному плану» после неубедительных попыток провести всеобщее наступление. Институт изучения войны ISW также пришел к выводу, что российское наступление подходит к концу.
В прошлом году, после масштабных поражений в Харьковской и Херсонской областях, российское руководство пыталось заверить, что кризис на фронте – временное явление.
Тогда РФ завершила мобилизацию 300 000 новобранцев и 50 000 заключенных. Логично было бы отложить наступательные действия, пока новые войска наберутся опыта. Но Россия решила не ждать весны и повести в бой большую неопытную армию.
Как и в прошлом году, командование РФ сделало ставку на зимнюю кампанию. Отсутствие листьев на деревьях и холод делает статическую оборону сложной задачей.
По всей видимости, российская стратегия полагалась на то, что Украину удастся «дожать». Быстрый перехват военной инициативы и масштабный удар по энергетической инфраструктуре должны были заставить украинское руководство отказаться от идеи победы на поле боя.
В Кремле все еще надеются на мирный пакт, который заморозит линию фронта и позволит презентовать внутренней аудитории новые «территориальные достояния» как окончательную победу.
России не удалось добиться ни одной из поставленных целей. Продвижение российских войск на фронте имело ограниченный тактический успех, не сопоставимый с потерями. Отключения света хоть и повлияли на экономику Украины, однако настроения населения существенно не изменились.
Выключить поддержку населения
Невозможно заставить капитулировать страну, в которой 80% поддерживают продолжение борьбы.
Ракетный террор России имел конкретные политические цели – создание гуманитарного кризиса столь огромного масштаба, чтобы сломить общественные настроения. Кроме того, гуманитарный кризис должен был оттянуть на себя значительные ресурсы государства, не давая финансировать военных.
23 ноября Украина была вынуждена в аварийном порядке отключить все атомные электростанции. Прогнозы на зиму были неутешительными: Украину мог ждать блэкаут или даже серия блэкаутов, которые ударили бы по системам отопления и водоснабжения.
Официально обсуждался план эвакуации Киева. Это могло обернуться катастрофой: эвакуация сотен тысяч людей требует огромных ресурсов и, вероятно, повлекла бы за собой хаос.
Тогда казалось, что Россия подошла очень близко к своей цели. Но даже в условиях постоянных отключений света украинцы существенно не изменили свою позицию – почти 87% из них не допускали никаких территориальных уступок.
Новый год украинцы встречали под ракетные обстрелы и звуки сирен воздушной тревоги. Но уже в январе интенсивность обстрелов стала уменьшаться.
По данным министра обороны Украины Алексея Резникова, уже в январе Россия исчерпала практически весь запас «Калибров» и была вынуждена все чаще полагаться на ракеты Х-555/Х-101 и даже применять гиперзвуковые ракеты «Кинжал» стоимостью более $10 млн за ракету.
Наступление на фронте
В начале зимы наибольшую тревогу вызывала возможность повторного наступления на Киев – численность новой армии Путина тогда составляла около полумиллиона солдат. В феврале 2022 года российская армия у границ Украины насчитывала 200 000 военных. Однако Россия потеряла основу своего войска – военную технику.
На луганском направлении фронта протяженностью примерно 150 км армия РФ лишь незначительно продвинулась с тяжелыми боями в районе Кременной. Планы отодвинуть линию фронта из Луганской области к Оскольскому водохранилищу на Харьковщине оказались невыполнимыми.
На юге основной удар российских сил был направлен в сторону Угледара. Прорыв на этом фронте мог создать угрозу для обороны Донбасса. Но атака россиян завершилась одним из наибольших поражений с мая прошлого года.
Сейчас много говорят об угрожающем положении Авдеевки, однако оно было таковым и в начале зимы. Рассматривая карты с разницей в четыре месяца, мы видим, что продвижение россиян здесь составляет всего несколько километров на отдельных участках. Но этого действительно хватило, чтобы ситуация обострилась.
Под Авдеевкой российские войска тоже понесли значительные потери, но все еще активно пытаются продвигаться дальше.
Наиболее успешное наступление этой зимой провела не регулярная армия РФ, а наемники группы «Вагнер».
Сражение за Бахмут пережило несколько критических моментов и, возможно, все еще переживает один из них сейчас. Несколько раз россиянам удавалось прорвать оборону ВСУ и опасно зайти с флангов города.
Бои продолжаются, и прогнозировать окончание битвы за Бахмут рано. Даже несмотря на то, что, по словам военного командования, ситуацию удалось стабилизировать.
Невзирая на тактические успехи, России не удалось вернуться к полноценному наступлению. Если посмотреть на общую карту боев, то за последние четыре месяца РФ удалось увеличить площадь оккупированных с 24 февраля 2022 года территорий всего на 1%. За это же время российские войска, по данным Генштаба ВСУ, потеряли свыше 80 000 солдат. Это почти столько же, сколько за девять месяцев до этого.
Угасание наступления
Россия сделала ставку на трудные зимние месяцы, чтобы вернуть инициативу. Однако украинские военные сумели отстоять большинство позиций и навязать врагу тяжелую многомесячную борьбу.
Активная фаза российского наступления, похоже, постепенно угасает. Число ежедневных атак россиян начинает уменьшаться со 170 в начале марта этого года до 50 в конце, по данным Генштаба.
Координатор Совета безопасности США Джон Кирби считает, что Россия способна предпринять еще одну попытку атаки на нескольких направлениях этой весной. Но, по всей вероятности, март станет кульминацией российского «большого наступления».
После этого Россия может сосредоточить свои наступательные усилия исключительно на тех направлениях, где сохраняется перспектива, в частности в районе Бахмута и Авдеевки. Но на большинстве направлений перейдет в оборону, как это было в августе прошлого года.
В целом, зимняя кампания и ставка на большую мобилизованную армию не помогли РФ вернуть инициативу. Россия увязла на тактическом уровне и вряд ли в ближайшее время сможет кардинально изменить ситуацию. Совсем скоро свое слово должны сказать ВСУ.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.