Старший стратег Bluebay Asset Management и эксперт по Украине Тимоти Эш посетил обсуждение восстановления Украины, которое устроили британское правительство, Bluebay и другие спонсоры. Центром дискуссии была необходимость создания агентства по восстановлению Украины, которое объединяло бы в себе банк развития и суверенный фонд.
Forbes выбрал главное из размышлений стратега.
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Проект восстановления Украины критически важен для всех, кто верит в идеалы западной свободной рыночной демократии. Украина ныне защищает всю Европу и эту самую систему от российской агрессии. Мы должны доказать, что это сражение и жертвы украинцев были не зря. Успешное восстановление Украины подчеркнет неудачу России и покажет ей пример свободного и развитого государства.
Этот проект не менее важен, чем тот, что предстал перед Западом после распада коммунистического блока в 1989-м и СССР в 1991-м. На этот раз экономические вызовы не так велики, ведь помочь нужно только одной стране. Но сегодня политические и геополитические угрозы становятся на нашем пути, а также близость страны-агрессора России. Именно наличие последнего фактора делает проект восстановления обязательным.
Украина должна стать стабильной страной, способной поддерживать себя экономически и защищать, а также быть реальным буфером для остальной Европы. Запад как никто другой заинтересован в том, чтобы Украина была надежным буфером.
Текущей поддержке Украины не хватает стратегического мышления на перспективу с мнением об экономическом развитии. Во время кризиса, каким является война, трудно планировать заранее, но как только наступит мир, это должно измениться.
Когда наступит мир, срочное внимание Запада переключится на другие актуальные кризисы, и экономическая поддержка Украины может уменьшиться. Поэтому необходимо создать орган, который перехватил бы эстафетную палочку и продолжил защищать и воплощать миссию спасения Украины ради выживания либеральной демократии.
Возглавить этот орган должна мощная международная сила, политический зверь, который стал бы защитником Украины. Это агентство или организация будет направлять и координировать инвесторов в украинское восстановление. Оно же позаботится о том, чтобы восстановление закончилось вступлением Украины в ЕС, которое будет дальше работать над успешным экономическим развитием Украины.
Этот институт может называться Агентство по восстановлению и вступлению Украины (в ЕС) – АВВУ. Ему нужно будет убедить международных частных инвесторов вложить деньги в Украину.
Украину необходимо отстроить
Мы должны помнить, что Россия напала не только на Украину, но и на США и нашу систему западной свободной рыночной демократии и устоявшийся мировой порядок, основанный на верховенстве права. Это очевидно, если посмотреть на ее действия: вторжение в Грузию, Приднестровье, Крым, на Донбасс, отравление Скрипалей и Литвиненко, кибератаки и вмешательство в выборы, а теперь и энергетическая война и продовольственный шантаж. Это война не только Украины, но и наша.
Украина должна иметь возможность защитить себя, поэтому поставки оружия и поддержка ее экономики играют немаловажную роль. Однако вся эта помощь должна обязательно закончиться победой Украины и миром. Россия должна увидеть, что агрессия не приносит желаемых плодов, а наша демократическая система поможет Украине восстать из пепла.
Предоставление Украине статуса кандидата на вступление – уже важный шаг вперед, и он может стать движущей силой для реформ внутри страны, как это было с Польшей, Чехией и другими бывшими коммунистическими странами.
Но сумма убытков Украине из-за Росси ошеломляет: Киевская школа экономики и Всемирный банк оценили ущерб инфраструктуре и экономической производительности почти в $350 млрд в июле, и никто не удивится, если он вырастет до $500 млрд.
$500 млрд – это в 2,5 раза больше, чем довоенный ВВП Украины, и примерно 1,25% общего ВВП западных рыночных экономик. Кажется, что для Запада это немного. Но западных налогоплательщиков будет трудно убедить, что восстановление Украины должны спонсировать только они – и нарастание популизма не помогает.
Поэтому здесь следует подчеркивать, что инвестиции в восстановление Украины – это инвестиции в оборону Запада: чем больше российских танков уничтожит Украина, тем меньше танков понадобится уничтожать НАТО. Кроме того, успешная Украина может стать примером для России, которому она захочет подражать, а действительно демократическая Россия – это меньшая угроза миру.
Однако подключиться к послевоенному восстановлению Украины должны не только западные налогоплательщики, но и МВФ, Всемирный банк и другие подобные финансовые учреждения.
Другие источники финансирования восстановления Украины
- Замороженные российские активы – около $400 млрд. Юридические инструменты для использования этих ресурсов для восстановления Украины уже внедряются. А пока страны G7 могли бы использовать замороженные российские активы как залог, который помог бы Украине привлекать нужные инвестиции.
- Страны G7 могли бы взимать комиссию на импорт энергоресурсов и биржевых товаров из России, которая шла бы на репарации Украины. Почему это еще не делается?
- Привлечение инвестиций частного сектора на Западе и в Украине.
Как может помочь крупный западный бизнес?
Если предположить, что на третью категорию помощников придется $150 млрд помощи Украине, то эта сумма может показаться неподъемной. Впрочем, если 1000 крупнейших компаний демократического мира возьмут на себя обязательство инвестировать/дать в кредит Украине $10–20 млн в течение следующих 10 лет, то это обойдется им менее чем в 0,05% годовых доходов этих компаний. А преимущества таких инвестиций огромны: содействие глобализации, улучшение репутации, защита демократических ценностей.
То же и с банками. Нетрудно представить, как крупнейшие западные банки (JPM, GS, MS, BAML, Citibank, HSBC, Jefferies, Barclays, BNP, Soc Gen, DB, Commerzbank, Nomura, Danske, Swedbank, Santander, Halifax-BOS, RBC, BOM и другие, но это уже $20 млрд) пообещают вложить в Украину $1 млрд каждый в течение 10 лет после окончания войны.
Деньги не обязательно занимать непосредственно правительству – можно вкладывать в разные выгодные для банков проекты. Главное – это участие в восстановлении. Если они возьмут на себя такую ответственность, то и другие последуют их примеру.
Не только финансовый сектор потребует инвестиционных обязательств, но и оборонный, информационно-технологический и коммуникационный.
Но чтобы обещания инвестировать превратились в реальные инвестиции и кредиты, требуется серьезный контроль от организаций или правительственных структур, которые будут планировать и координировать весь процесс. Если создать правильную инвестиционную атмосферу, то ни на кого и давить не придется – выгодность инвестиций в Украину будет очевидной. Именно поэтому необходимо произвести соответствующие настройки.
Соответствующие настройки – это главное условие
Частные инвесторы хотят видеть лидерство и хорошую координацию от наших правительств по вопросу поддержки Украины; они хотят быть уверенными, что Запад предан целям восстановления и развития Украины и что послевоенное правительство Украины сможет провести реформы, отойдя от не лучших практик предыдущих лет независимости.
Именно для координации процесса восстановления и обеспечения необходимых для инвестиций условий необходимо учреждение, приоритетом которого будет Украина. Те организации, которые помогают Украине сейчас – ЕС, ЕБРР, Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк – все они имеют более широкие миссии. Отдельная же организация обеспечит защиту интересов именно Украины и наладит сам процесс восстановления страны.
Можно, например, представить секретариат, который будет финансировать небольшие взносы частного и государственного секторов или облигации PIK (payment-in-kind). Этот секретариат будет привлекать инвестиции, координировать помощь, определять и развивать выгодные проекты, собирать финансирование на собственные нужды и сможет даже быть инвестором (как банки развития, такие как ЕБРР). Кроме того, он сможет лоббировать реформы в Украине, чтобы обеспечить необходимую для привлечения бизнеса и инвестиций атмосферу.
Это секретариат или любая другая форма организации (вспоминаем АВВУ) будет принадлежать группе акционеров (вероятнее всего, западным странам и финорганизациям, обещающим поддержку Украине), но также и Украине. Впоследствии (лет через 10?) мажоритарное право собственности от стран- и организаций-доноров перейдет в Украину, и эта организация будет работать скорее как суверенный фонд.
Высшим органом управления такой организации должен быть Совет директоров, кандидатов в который акционеры могут номинировать. Претендентами могут быть достойные доверия ученые, бизнесмены и политики, которые будут лоббировать важные вопросы перед советами компаний-доноров и выбирать общую стратегию фонда.
Отдельно должен действовать консультативный совет, в который будут входить представители международных/национальных организаций, таких как МВФ, ЕБРР и других крупнейших компаний-доноров и украинских общественных организаций. Он будет координировать подход к восстановлению вместе с группой, которая будет следить за открытостью процесса.
Небольшая команда исполнительных руководителей и группа специалистов будут определять финансовые ресурсы, выгодные проекты, разрабатывать финансовые модели и инструменты, проводить исследования. Также они будут продвигать лучшие бизнес-практики в Украине, которые будут привлекать частные инвестиции.
Как вероятно крупнейший инвестор в Украине эта организация будет иметь рычаг давления для продвижения изменений в бизнес и юридической среде ради привлечения тех же международных частных инвесторов.
Финансовые решения для функционирования АВВУ
- Облигации PIK. АВВУ выпускает долгосрочные (30–50 лет) облигации PIK, скажем, под 4% на единицу. Компании смогут покупать их как долгосрочные инвестиции, а значит, избежать любых потерь, или как трейдинговые инструменты, тогда NPV-потери можно использовать как налоговый щит.
- Сама АВВУ может быть частным капиталовкладчиком, как суверенные фонды стран по всему миру и банки развития.
- Отложить 10–20% долгосрочного права собственности на АВВУ для крупных финучреждений частного сектора, таких как Blackstone, Blackrock, JPM и другие. Они будут платить за свою долю сразу наличными, вместо этого получат место в совете, право голоса в вопросе долгосрочного развития страны и возможность принять участие в лучших будущих проектах.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.