За восемь лет Евгения Аратовская, 45, и ее компания «Украина без мусора» приучила компании и простых украинцев платить за переработку и сортировку собственного мусора. Теперь она хочет масштабировать бизнес с помощью франшизы. История участницы списка Forbes Next250
В феврале 2015 года Евгения Аратовская положила начало экоорганизации «Украина без мусора» (УБМ). В декрете занялась сортировкой и ежемесячно считала отходы, чтобы понять, сколько всего можно переработать, вспоминает она. Результат – только килограмм мусора нельзя было переработать.
Культура сортировки в Украине была не развита – ее это не устраивало, рассказала Аратовская, которая быстро трансформировала социальную инициативу в бизнес.
В 2016-м УБМ запустила первую платную услугу – вывоз макулатуры из офисов за 80 грн. «Это было необычно для рынка – конкуренты вывозили бесплатно, но клиенты нормально восприняли», – вспоминает Евгения. Сегодня другие сортировочные станции также предлагают платный прием сырья. К примеру, на сортировочной станции Ecola вывоз килограмма макулатуры стоит не более 1,20 грн.
На инициативу социального бизнеса среагировали другие компании – Renault Украина бесплатно предоставила УБМ авто. «До этого я вывозила все своей малолитражкой», – вспоминает Аратовская.
Далее пользователи офисов предложили Украине без мусора забирать еще и пластик. Так появилась услуга: за 150 грн вывоз и сортировка пластика. За заработанные на вывозе мусора деньги в 2017-м открыли первую сортировочную станцию. За год – еще одну почти на 300 кв. м.
Full-сервис для компаний, желающих стать экологичными, назвали «зеленый офис». Им воспользовались более 3000 компаний, говорит Аратовская. Условия и мизерная стоимость услуги существенно поменялись. Разовый вывоз теперь стоит от 1250 грн за 40-45 пакетов объемом 120 л.
Хорошую историю развития В2В-бизнеса Аратовской оборвал локдаун. Работники сидели дома, и вывозить мусор не было надобности. «Мы поняли, что потенциал роста среди компаний ограничен, а людей больше», – говорит Аратовская.
УБМ запустили услуги «Пластик по почте» и «УБМ Курьер», благодаря которым можно было отправлять вторсырье почтовыми операторами или отдавать курьерам. Стоимость – 250 грн за коробку мусора плюс тариф оператора или более 200 грн за курьера. Безумная идея? За более чем полтора года карантина услугами воспользовались до 6000 клиентов, говорит Аратовская.
Как убедить платить несколько сот гривен за раз, если вывоз от ЖКХ стоит несколько десятков гривен в месяц? «Пока человек не понимает путь отходов от своей мусоросвалки до перерабатывающего предприятия, он никогда не почувствует, что его усилия не были напрасными», – говорит Аратовская. УБМ через соцсети начали показывать своим клиентам, что происходит с их мусором на переработке. У страницы компании в Instagram почти 50 000 подписчиков, в Facebook – 63 000. А на сайте УБМ публикуют объяснения, как правильно сортировать и перерабатывать разный мусор. И мы перешли от описания проблематики к описанию решения проблематики, добавляет предпринимательница.
Получается ли объединять социальную миссию с попытками делать бизнес? Выручка «Украины без мусора» в 2021 году, по данным компании, составила 13 млн грн. За первые полгода полномасштабной войны выручка уменьшилась в среднем до 750 000 грн в месяц, говорит Аратовская. Обслуживание людей дает 60–70% ежемесячного дохода, еще 10% – от продажи сырья. «Сейчас мы в состоянии нулевой обеспеченности бизнеса», – говорит предпринимательница.
Куда дальше Аратовская планирует направить бизнес УБМ? Одна из идей – франшизы. Компания предлагает сортировочную капсулу – мини-станции, где можно сдать 25 позиций разного сырья. В 2019 году компания Franchise Group Мирославы Козачук подарила инициативе Аратовской создание франшизы. Все в связи с перспективой и социальным влиянием, вспоминает Козачук.
В мае 2023-го первую сортировочную капсулу открыли в Киеве на территории Forum Business City. «Думаю, первые 3–6 месяцев могут возникать сложности, но через 1,5–2 года этот бизнес будет окупаться», – говорит Козачук.
Эта франшиза может быть актуальна и для Европы, потому что во многих странах сортировка обобщена: пластик к пластику, бумага к бумаге, считает Аратовская. Франшиза «Украина без мусора» должна внести больше прозрачности на европейский рынок, добавляет она.
Чтобы выйти на европейский рынок, сначала нужно продать минимум 10 франшиз в Украине, считает Козачук. У франчайзинга самый ценный опыт, и его стоит получить, добавляет она.
Не иссяк ли у Аратовской запал за восемь лет работы микса социальной инициативы и бизнеса? Потребителя нужно воспитывать и выстраивать доверие, считает она. Потому реально оценивает свои возможности и не рассчитывает на мгновенный спрос, добавляет предпринимательница.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.