У украинских предпринимателей есть шанс бесплатно пройти обучение в одной из ведущих бизнес-школ США в Кремниевой долине. Это уже вторая возможность – в прошлом году ею воспользовались более 40 собственников и СЕО украинского МСБ. Forbes расспросил выпускников Stanford Ignite Ukraine, какой толчок эта программа дала для них и что помогла улучшить в бизнесе
⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося.
CfE Accelerator Украинского католического университета открыл набор на программу Stanford Ignite Ukraine. Это уже вторая возможность для украинского малого и среднего бизнеса пройти обучение в Стэнфордской высшей школе бизнеса, проводимое при поддержке Минэкономики и USAID.
Конкурс продлится до 15 октября 2024 года. Пойти могут предприниматели, которые ведут бизнес более трех лет, имеют от 10 сотрудников и владеют английским на уровне B2+, говорится в критериях программы. В марте 2025-го победители будут учиться неделю в УКУ, месяц онлайн и три недели вживую в Стэнфордской высшей школе бизнеса с покрытием стоимости обучения, проживания и логистических расходов.
В прошлом году программу прошли владельцы и СЕО 42 украинских компаний, среди них – «Книголав», Liki24.com, «Промавтоматика Винница», Netronic и другие. «В Стэнфорде ты окружен ведущими специалистами и легендами предпринимательства, открытыми для разговора и сотрудничества», – рассказывает CEO коммуникационного агентства Gres Todorchuk Юлия Соловей, участвовавшая в первом наборе Stanford Ignite Ukraine.
Какие цели перед программой были поставлены предпринимателями в прошлом году и были ли они достигнуты?
Чем известна Стэнфордская высшая школа бизнеса
Stanford Graduate School of Business – бизнес-школа при Стэнфордском университете в штате Калифорния, находится на четвертом месте рейтинга программ MBA от Financial Times (2023).
Основана в 1925 году. Среди известных выпускников – соучредитель Nike Фил Найт, экс CEO Cisco Systems Джон Моргридж, исполнительный директор General Motors Мэри Барра.
В бизнес-школе доступны MBA, MSx, PhD и сертификатные курсы. Среди преподавателей – профессор по маркетингу Дженнифер Аакер, основатель IHP Capital Partners Даглас Эбби, профессор по финансам Анат Р. Адмати и другие.
Попробовать другую тактику
«Я ясно понимал, что хочу усилить презентацию своих идей на глобальном уровне», – говорит соучредитель и CEO сервиса доставки медикаментов Liki24.com Антон Авринский.
Выпускник Stanford Ignite Ukraine советует прописать по пунктам, что хотите получить от программы.
Стимулом Авринского стала ориентация на международные рынки и желание использовать результаты обучения для Украины. «Хотелось создавать рабочие места и обучать свою команду глобальным идеям», – объясняет он.
Что нового дал Стэнфорд совладельцу платформы, продавшей в прошлом году товаров на 1 млрд грн ? В 2024 году Liki24.com запустились в Германии – для этого выбрали новый подход, говорит Авринский. «Мы заключили партнерство с локальными почтовыми операторами и запустили сначала этот один сервис вместо всех сразу. Это помогло запуститься гораздо быстрее», – объясняет он. На идею натолкнулись стенфордские курсы по маркетингу, дизайну мышления и лекция эксперта по предпринимательству Стива Бленко, говорит СЕО Liki24.com.
Программа содержала лекции по переговорам – это дало понимание, как улучшить найм и работу с командой, добавляет Авринский. «Мы начали более четко формулировать письмо ожиданий к кандидатам, определять метрики, которые будут влиять на рост и прибыльность всего бизнеса», – объясняет он.
Что писать в мотивационном письме на Stanford Ignite Ukraine
- Сформулируйте гипотезы, которые вы хотите проверить во время участия.
- Пропишите по пунктам, что хотите получить от программы.
- Расскажите, как обучение поможет бизнесу стать глобальным.
- Укажите, как вы используете опыт со Стэнфорда в Украине.
В мотивационном письме прописывали гипотезы, которые хотели бы подтвердить или опровергнуть, советует основатель компании rekava Юрий Тустановский. В 2021 году он вместе с партнером Дмитрием Бидюком начал в Сумах производство одноразовой посуды из кофейной гущи. После релокации во Львов в следующем году добавил в ассортимент аромасвечки из фирменного сырья.
Почему решил пойти на программу? Ключевой мотив – понять, какие новые продукты запускать. «Во время обучения мы проводили глубинные интервью с потенциальными клиентами и узнали, что они больше видят нас в премиум-сегменте», – рассказывает он.
Сейчас rekava тестирует эту идею с одесской компанией по обжарке кофе, для которой разрабатывает упаковки и крышечки для кофейных VIP-наборов, добавляет он. Другой инсайт – пребывание в Стэнфорде помогло изучить потенциальный рынок, говорит Тустановский. «Мы поняли, что Калифорния является для нас идеальным кейсом, сейчас пытаемся зацепиться за нескольких корпоративных клиентов», – рассказывает он.
Преподаватели в Стэнфорде не дают готовых ответов, а помогают участникам самим до них дойти, делился на своей Facebook-странице соучредитель и CEO Netronic Михаил Обод. «Кто-то был умеренно строг, кто-то слишком расслаблен. Но все шутили и заряжали аудиторию», – писал он о ходе лекций.
Как программа изменила предпринимательское сознание?
После Стэнфорда перестал бояться идеи привлечения инвестиций, говорит основатель компании Glamping UA Андрей Родкин. Производство товаров для глэмпинга начал в 2018-м, с тех пор развил экспорт в Польшу, Францию и США. Выручка за 2023 год – 18,2 млн грн, по данным YouControl.
В планах после Стэнфорда – увеличить продажи именно в США, говорит Андрей Родкин. «Исчез страх, что продукт может быть хуже, чем ты нарисовал в голове», – добавляет он.
Другое осознание после программы – ценностные проекты следует начинать, несмотря на их убыточность. Компания начала инвестировать в обновление промышленных площадей – новые окна, освещение и санузлы, рассказывает Родкин. «Хотя потенциальными прибылями этого не окупишь, но людям нужны комфортные условия труда. Это побуждает бизнес работать более эффективно», – объясняет предприниматель.
«Главное достижение – культура мышления и отсутствие чувства неполноценности, ведь ты работаешь в синергии с сильнейшими людьми со всего мира», – добавляет Юлия Соловей.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.