Два банка с частным российским капиталом – Forward Bank и PINbank, которые были в прошлом году переданы в управление АРМА – постепенно теряют ликвидность. Вероятно, в ближайшее время НБУ может признать их неплатежеспособными и передать в ФГВФЛ. Почему АРМА оказалось неэффективным управляющим и угрожают ли потенциальные банкротства государству
Даруємо 40% знижки на річну підписку Forbes Digital. Пропозиція діє за промокодом SEPT40 до 18 вересня включно. Оформлюйте за посиланням.
В июле 2022 года суд передал в управление государственного Агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА) акции и киевский офис банка Forward российского бизнесмена Рустама Тарико. По данным следствия, которое ходатайствовало об изъятии активов, средства, которые для Тарико зарабатывал украинский банк, могли использоваться для финансирования действий страны-агрессора.
Впоследствии в АРМА передали акции еще одного финучреждения с частным российским капиталом – PINbank, 88,89% акций которого принадлежат Евгению Гинеру – российскому предпринимателю и президенту футбольного клуба ЦСКА.
В октябре НБУ временно лишил права голоса акционеров Forward Bank и PINbank. Все это время банки работали как обычно. «Передача акций и здания главного офиса АРМА не имеет никаких последствий для клиентов», – комментировала ситуацию пресс-служба Forward Bank еще в июле.
Однако финансовая ситуация в обоих банках постепенно ухудшается. «Если посмотреть на остатки средств по данным публичной отчетности банков, то у Forward Bank ликвидность ухудшается, капитал уже отрицательный», – рассказывает топ-менеджер по банковскому рынку, пожелавший общаться на условиях анонимности.
До войны нарушение норматива капитала было бы основанием для НБУ вывести банк с рынка, но во время военного положения эти требования временно отменены. Единственным основанием для вывода банка с рынка может быть утрата ликвидности.
Что будет с российскими банками и почему АРМА хочет избавиться от этих активов?
Что внутри Forward и PINbank
Forward и PINbank – сравнительно небольшие банки: по состоянию на начало декабря они занимали 44-е и 58-е места по размеру активов среди 67 учреждений в банковской системе.
Forward и PINbank не оказывают существенного влияния на рынок, говорил весной экс-председатель НБУ Кирилл Шевченко в интервью «Экономической правде». «PINbank обслуживал кептивно свою группу, – говорил он. – Если с ним что-нибудь случится, это будет ноль целых, ноль десятых от общей банковской системы».
PINBank, Гинер и VS Energy
Нажмите «Читать больше», чтобы открыть полный текст
Расследование «Бизнес Цензор», «Экономической правды», «Радио Свобода» называют владельца PINBank Евгения Гинера, а также россиян Михаила Воеводина и Александра Бабакова (заместитель председателя Государственной думы РФ, в 2014 году голосовал за аннексию украинского Крыма, находится под санкциями США и Украины с 2018 года), совладельцами компании VS Energy.
VS Energy владеет облэнерго в Ровенской, Херсонской, Житомирской, Черновицкой и Кировоградской областях. В общей сложности компания распределяет около 10% электроэнергии в Украине. В группе компаний работает, по ее данным, более 11 000 человек.
По данным bihus.info, эти облэнерго были приватизированы за $120 млн еще в начале 2000-х годов, кроме «Черновцыоблэнерго», контрольный пакет которого государство продало в 2012–2014 годах.
В 2014 году VS Energy сменила официальных владельцев, сообщается на сайте компании. «Гинер перестал быть акционером группы в 2014 году, – уверяют в компании. – Бабаков и Воеводин никогда не владели акциями группы VS Energy».
Относительно банка «Форвард» Шевченко сказал, что у него другая бизнес-модель – consumer finance. По данным НБУ, на 1 февраля 2023 года объем вкладов физлиц Forward Bank составил 1,5 млрд грн, в PINbank – 76 млн грн.
Известно, что PINbank в прошлом году активно брал годовое рефинансирование у НБУ под залог пула активов: в июле – 150 млн грн и 215 млн грн, в мае – 470 млн грн и 100 млн грн, а еще раньше, в марте – 300 млн грн и 200 млн грн (совокупно около 1,5 млрд грн). Вернул ли банк эти средства регулятору, неизвестно, а значит, если его признают банкротом, эти деньги могут быть потеряны.
«Если банк нарушает свои обязательства, обычно мы сразу это видим – нам звонят и пишут вкладчики или кредиторы. На сегодняшний день на эти банки жалоб нет», – говорит заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физических лиц Ольга Билай.
Даже в случае неплатежеспособности «Форварда» и PINbank фонд сможет без напряжения выполнить обязательства перед вкладчиками, добавляет Билай. «Сейчас средства фонда – почти 18 млрд грн. Объем депозитов в банках «Форвард» и PINbank – около 1,5 млрд грн», – отметила она.
Сложный продукт для управления
Может АРМА, на которое возложена обязанность управлять банками, исправить ситуацию и улучшить ликвидность финучреждений?
«У АРМА нет полномочий заниматься операционной деятельностью банков», – констатирует представитель агентства, который рассказал о ситуации на правах анонимности.
По его словам, в АРМА передаются корпоративные права, и агентство не может отстранить топ-менеджмент, расторгнуть или перезаключить кредитные договоры от своего имени, например, с целью реструктуризации. Для этого нужно обратиться к бывшим акционерам обоих банков.
Закон, прописывающий порядок национализации имущества, принадлежащего гражданам РФ, никак не определяет порядок управления им, говорит менеджер АРМА. Также непонятно, кто именно должен докапитализировать банк при потере им капитала.
Впрочем, варианты все-таки есть. «АРМА могло бы созвать общее собрание, работать с наблюдательными советами и через инструменты корпоративного управления осуществлять свои функции управляющего», – говорит собеседник по банковскому рынку.
Но похоже, что компетенций работников агентства для управления таким сложным продуктом, как банк, просто не хватает, говорит еще один собеседник, пожелавший общаться анонимно. Поэтому АРМА хотело бы избавиться от обоих учреждений, чтобы потом не получить обвинения в том, что в силу его действий банки стали неплатежеспособными, добавляет он.
«Форвард» и PINbank могут передать в госпредприятие «Национальный фонд инвестиций Украины», как это произошло с дочерними структурами российских госбанков в Украине Проминвестбанка и МР Банка. Однако это сложный сценарий. Для этого необходимо решение СНБО и соответствующие утверждения президента и Верховной Рады.
Такая процедура позволяет получить государству активы, оставшиеся после расчета с кредиторами этих банков. При этом, в случае с Проминвестбанком и МР Банком, Фонд гарантирования смог вернуть государству 17 млрд грн «живых» денег, рассказала Билай.
Сможет ли государство получить что-нибудь после расчетов с кредиторами «Форварда» и PINbank? Сомнительно, ведь капитал уже отрицательный, говорит собеседник по банковскому рынку. По его мнению, все будет зависеть от того, в каком состоянии оба банка в конце концов попадут в фонд.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.