Офис генпрокурора 20 сентября изъял из архивов госкомпании «Укрэнерго» тысячи страниц тендерной документации и договоров с десятком компаний за 2019–2023 годы. Правоохранители, вероятно, опираются на аудит Государственной аудиторской службы, насчитавший госкомпании нарушений на 68 млрд грн. Это почти 80% от годового дохода госкомпании.
В среду, 20 сентября, сотрудники Офиса генпрокурора провели целый день в головном офисе государственной компании «Укрэнерго» по улице Симона Петлюры, 25.
Причина визита – выемка тысяч страниц тендерной документации и договоров с десятками компаний за 2019–2023 годы на основании уголовного производства от 16 марта 2023 года.
Обыск разрешен определением Печерского суда. Если перевести текст постановления на понятный язык, то Генпрокуратура может подозревать руководство «Укрэнерго» по статье 364 Уголовного кодекса Украины или по статье 191, говорит Станислав Борис, адвокат, управляющий партнер адвокатского объединения «Видар». Якобы сотрудники «Укрэнерго» заключали договоры, нанесшие ущерб государству. Первая статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до шести лет со штрафом от 500 до 1000 необлагаемых минимумов.
Вторая – лишение свободы на срок от семи до 12 лет с конфискацией имущества.
При этом в определении суда не указывается, на какую сумму был нанесен ущерб. Forbes обратился с запросом в Офис генпрокурора, однако не получил ответа на момент публикации статьи.
Комментируя обыски, пресс-служба «Укрэнерго» сообщила, что компания предоставила бы следователям добровольно все необходимые документы без проведения обыска. Но такого обращения в компанию от правоохранителей не поступало.
Почему прокуратура сперва не запросила документы? Правоохранители не обязаны это делать, говорит Борис. По его словам, правоохранители могут пойти тремя независимыми друг от друга путями:
- обратиться в компанию с письмом и запросить копии необходимых документов;
- получить определение суда о временном доступе к документам;
- получить определение суда об обысках.
Обыски – это самый жесткий способ, который применяется правоохранителями, когда, по их мнению, есть риск, что доказательства могут быть уничтожены, говорит юрист.
Из перечня документов, заинтересовавших правоохранителей, некоторые контракты были предметом проверки Государственной аудиторской службы, говорится в сообщении «Укрэнерго».
Государственный аудит «Укрэнерго» завершился в марте 2023-го. В этом же месяце прокуратурой было открыто уголовное производство.
Результаты аудита действительно могли стать основанием для правоохранительных органов возбудить уголовное производство, говорит Борис.
Какие претензии Госаудитслужбы к «Укрэнерго» и при чем здесь министр энергетики Галущенко
За 2018–2022 годы Госаудитслужба насчитала 68 млрд грн претензий к «Укрэнерго», свидетельствует выжимка из отчета, которая есть в распоряжении Forbes.
Вот пять самых больших претензий:
- 36 млрд грн – претензии к формулировкам в финотчетности, которые были исправлены и позже сняты;
- 11,7 млрд грн – несвоевременное подписание актов с «Гарпоком»;
- 10,2 млрд грн – вероятность неутверждения НКРЭКУ тарифа «Укрэнерго» на 2023 год, что может привести к недополучению доходов;
- 3,3 млрд грн – дебиторская задолженность энергорынка перед «Укрэнерго»;
- 0,66 млрд грн – неприменение отечественных ГСТУ к международным контрагентам (ЕБРР, Всемирный банк, ЕИБ).
«Укрэнерго» оспаривает результаты аудита в суде, поскольку считает их упрежденными и непрофессиональными, а некоторые прямо противоречат законодательству», – говорится в сообщении компании.
У руководителя «Укрэнерго» Владимира Кудрицкого, возглавившего компанию в 2020-м, затяжной конфликт с нынешним министром энергетики Германом Галущенко. Последний уже пытался сдвинуть Кудрицкого с должности. Так, в ноябре–декабре 2021 года, когда закончились полномочия наблюдательного совета «Укрэнерго», а новый еще не был назначен, Минэнерго издало приказ о замене пяти из семи членов правления «Укрэнерго», писало издание LIGA.net. После огласки приказ так и не был реализован.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.