Засновники «Нової пошти» Володимир Поперешнюк та В'ячеслав Климов /Антон Забельский для Forbes Украина
Категория
Компании
Дата

Доставлять деньги. Платежный сервис «Новой почты» идет конкурировать с необанками – будет выдавать кредитки и открывать счета. Какие еще планы у компании Климова и Поперешнюка

Основатели «Новой почты» Владимир Поперешнюк и Вячеслав Климов Фото Антон Забельский для Forbes Украина

Финансовая компания «Новой почты» NovaPay расширяется в Украине и готовится к выходу на иностранные рынки. Для этого нужны деньги и обновление продукта. Что компания делает, чтобы через полгода стать европейским финтехом, и есть ли у нее шансы на успех?

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

«Это эпохальное событие, которое изменит ландшафт рынка», – говорит СЕО NovaPay Андрей Кривошапко о недавнем решении НБУ предоставить расширенные платежные лицензии небанкам, в том числе и финкомпании «Новой почты» (НП).

Компания стала первым украинским небанковским учреждением, имеющим право открывать счета, выпускать кредитные и платежные карты, а также предоставлять услуги эквайринга и денежных переводов бизнеса. Уже в сентябре NovaPay, начинавшая 11 лет назад в качестве вспомогательного сервиса для обработки платежей клиентов ЧП, планирует запустить собственное мобильное приложение.

Амбиция компании – миллион клиентов в Украине уже к концу 2023-го и даже экспансия: выход в каждую страну, где находится «Новая почта». Это не первый пример, когда крупный украинский бизнес по нефинансовым индустриям пытается добиться успеха и в финтех-сфере.

Сможет ли NovaPay конкурировать с более опытными игроками?

Кредитки – да, депозиты – нет. Что будет предлагать финтех от NovaPay

В июле NovaPay планирует презентовать бета-версию мобильного приложения (в настоящее время готова на 70%). Полноценный запуск намечен на сентябрь. Именно приложение станет основной точкой входа для потенциальных клиентов.

Чтобы стать пользователем, понадобится «Дія.Підпис» и видеоверификация, далее человек открывает счет в отделении и выпускает виртуальную (а при необходимости – пластиковую) карту, описывает процесс онбординга Кривошапко. Для операций с наличными клиент может зайти в любое из 9000 отделений «Новой почты», говорит он.

Какие услуги будут у NovaPay? Уже привычные платежные транзакции и привязанные к сервису «Новой почты» посылки в кредит, а также принципиально новые вещи: открытие счетов, кредитные карты, бонусы, кешбєки и даже торговля облигациями. Депозитов у NovaPay, как небанковского финучреждения, не будет. B2B сторона бизнеса – эквайринг (обработка платежей) для предпринимателей.

Антон Забельский для Forbes Украина

Основатели «Новой почты» Вячеслав Климов и Владимир Поперешнюк Фото Антон Забельский для Forbes Украина

Расходы на ІТ-команду, работающую над приложением, сейчас составляют €100 000 в месяц, рассказывает СЕО. Для кого это? «Клиент NovaPay очень похож на пользователя «Новой почты», – говорит Кривошапко. – Это человек, который любит технологии и не ограничивается физическими границами городов и государств».

Миллион клиентов уже к концу 2023-го – не слишком сложная задача, уверен он. Преимущество NovaPay – менее зарегулированное, чем в банках, обслуживание, крупная сеть отделений ЧП и много платежеспособных e-commerce клиентов. Компания не планирует отказываться и от синергии с «Новой почтой». «Мы сможем дать более выгодные условия, чем у конкурентов», – отмечает СЕО NovaPay.

Параллельно компания планирует экспансию. В августе 2022-го компания открыла офис в Вильнюсе и позднее подала заявку в литовский центробанк на получение лицензии Electronic money institution. По оптимистическому сценарию NovaPay заработает в Литве в конце этой осени, предполагает Кривошапко.

Компания планирует открывать офисы в каждой стране, где будет Nova Post, бренд, под которым работает ЧП в Европе. Приоритетные рынки – Польша, Германия, Чехия, Словакия, Болгария – там больше украинцев. На экспансию пока предусмотрено €2 млн собственных инвестиций, других инвесторов нет, уточняет Кривошапко.

«Хотим финансово «связать» 10 млн вынужденных украинских переселенцев с семьями, – рассказывает он. – Запустив приложение, планируем привлечь к использованию 30–40% клиентов «Новой почты».

Доставлять деньги. Платежный сервис «Новой почты» идет конкурировать с необанками – будет выдавать кредитки и открывать счета. Какие еще планы у компании Климова и Поперешнюка /Фото 1

Отделение Nova Post в Жешуве, Польша

Что ждет NovaPay на финтех-рынке Украины и Европе

Современные мобильные приложения, поддерживающие основные финансовые функции, имеет подавляющее большинство крупных украинских банков.

Миллион клиентов в первый год работы – такие результаты среди украинских необанков имел разве что суперуспешный monobank, работающий на базе Универсал Банка Сергея Тигипко. Сейчас в проекте, запустившемся в 2017-м, около 7,2 млн клиентов.

У последователей, тоже пытающихся конкурировать в диджитал-поле за молодую аудиторию, более скромные показатели. Sportbank, работающий с октября 2019-го, имеет 600 000 пользователей, izibank – около 300 000 за два с половиной года работы (оба работают на платформе ТАСКомбанка Тигипко).

В 2021-м к этой когорте присоединился проект, имеющий схожий с NovaPay бэкграунд. Банк Счет (БВР) – совместный финтех-сервис сети «Сільпо» и Банка «Восток» (оба входят в Fozzy Group ). Как и NovaPay, БВР тоже нацелен на миллионную аудиторию, рассчитывая привлечь 1,5 млн клиентов одноименной программы лояльности «Сільпо». Глобальная цель – 3 млн клиентов. Результат по состоянию на середину мая – 250 000 пользователей. «В кошельке своего гостя мы конкурируем с 3-5 картами», – констатирует глава маркетинга БВР Антон Жорин.

Реально ли пробиться сквозь такой насыщенный рынок новому игроку? NovaPay стартует не с нуля. За спиной компании – лояльность к бренду «Новой почты» и полезность услуг, считает глава Ассоциации финтех-компаний Украины Ростислав Дюк. «У NovaPay есть классная команда и клиенты «Новой почты», – соглашается СЕО БВР Кристина Кармазина. Первыми клиентами monobank были диджитал-клиенты украинских банков, а БВР – все, кто любит супермаркеты «Сільпо», отмечает она.

Только наличие обширной клиентской базы в родственном бизнесе не гарантирует результата, отмечает Кармазина. Самое главное в создании необанка – работа с целевой аудиторией и бюджет на активный маркетинг, добавляет она. С начала 2023-го БВР увеличил количество клиентов со 158 000 до 250 000. Одним из факторов роста стал именно маркетинговый ход – масштабный период скидок на 900 товаров в «Сільпо» при оплате картой БВР.

Проще ли будет NovaPay конкурировать в Европе и хватит ли на это бюджета на экспансию в €2 млн?

Этого достаточно для финализации разработки, адаптации продукта и получения лицензии в ЕС, считает СТО платежного провайдера в Portmone Григорий Лесничий. Но именно для экспансии этого может быть маловато, добавляет основатель Wayforpay Геннадий Васюков. Только маркетинг может стоить до нескольких десятков миллионов долларов, отмечает Дюк из финтех-ассоциации. Аналогичный бюджет в Украине – в пять раз меньше, отмечает он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине