Засновники «Нової пошти» Володимир Поперешнюк та В'ячеслав Климов /Антон Забельский для Forbes Украина
Категория
Компании
Дата

Доставлять деньги. Платежный сервис «Новой почты» идет конкурировать с необанками – будет выдавать кредитки и открывать счета. Какие еще планы у компании Климова и Поперешнюка

4 хв читання

Основатели «Новой почты» Владимир Поперешнюк и Вячеслав Климов Фото Антон Забельский для Forbes Украина

Финансовая компания «Новой почты» NovaPay расширяется в Украине и готовится к выходу на иностранные рынки. Для этого нужны деньги и обновление продукта. Что компания делает, чтобы через полгода стать европейским финтехом, и есть ли у нее шансы на успех?

«Это эпохальное событие, которое изменит ландшафт рынка», – говорит СЕО NovaPay Андрей Кривошапко о недавнем решении НБУ предоставить расширенные платежные лицензии небанкам, в том числе и финкомпании «Новой почты» (НП).

Компания стала первым украинским небанковским учреждением, имеющим право открывать счета, выпускать кредитные и платежные карты, а также предоставлять услуги эквайринга и денежных переводов бизнеса. Уже в сентябре NovaPay, начинавшая 11 лет назад в качестве вспомогательного сервиса для обработки платежей клиентов ЧП, планирует запустить собственное мобильное приложение.

Амбиция компании – миллион клиентов в Украине уже к концу 2023-го и даже экспансия: выход в каждую страну, где находится «Новая почта». Это не первый пример, когда крупный украинский бизнес по нефинансовым индустриям пытается добиться успеха и в финтех-сфере.

Сможет ли NovaPay конкурировать с более опытными игроками?

Кредитки – да, депозиты – нет. Что будет предлагать финтех от NovaPay

В июле NovaPay планирует презентовать бета-версию мобильного приложения (в настоящее время готова на 70%). Полноценный запуск намечен на сентябрь. Именно приложение станет основной точкой входа для потенциальных клиентов.

Чтобы стать пользователем, понадобится «Дія.Підпис» и видеоверификация, далее человек открывает счет в отделении и выпускает виртуальную (а при необходимости – пластиковую) карту, описывает процесс онбординга Кривошапко. Для операций с наличными клиент может зайти в любое из 9000 отделений «Новой почты», говорит он.

Какие услуги будут у NovaPay? Уже привычные платежные транзакции и привязанные к сервису «Новой почты» посылки в кредит, а также принципиально новые вещи: открытие счетов, кредитные карты, бонусы, кешбєки и даже торговля облигациями. Депозитов у NovaPay, как небанковского финучреждения, не будет. B2B сторона бизнеса – эквайринг (обработка платежей) для предпринимателей.

Антон Забельский для Forbes Украина

Основатели «Новой почты» Вячеслав Климов и Владимир Поперешнюк Фото Антон Забельский для Forbes Украина

Расходы на ІТ-команду, работающую над приложением, сейчас составляют €100 000 в месяц, рассказывает СЕО. Для кого это? «Клиент NovaPay очень похож на пользователя «Новой почты», – говорит Кривошапко. – Это человек, который любит технологии и не ограничивается физическими границами городов и государств».

Миллион клиентов уже к концу 2023-го – не слишком сложная задача, уверен он. Преимущество NovaPay – менее зарегулированное, чем в банках, обслуживание, крупная сеть отделений ЧП и много платежеспособных e-commerce клиентов. Компания не планирует отказываться и от синергии с «Новой почтой». «Мы сможем дать более выгодные условия, чем у конкурентов», – отмечает СЕО NovaPay.

Параллельно компания планирует экспансию. В августе 2022-го компания открыла офис в Вильнюсе и позднее подала заявку в литовский центробанк на получение лицензии Electronic money institution. По оптимистическому сценарию NovaPay заработает в Литве в конце этой осени, предполагает Кривошапко.

Компания планирует открывать офисы в каждой стране, где будет Nova Post, бренд, под которым работает ЧП в Европе. Приоритетные рынки – Польша, Германия, Чехия, Словакия, Болгария – там больше украинцев. На экспансию пока предусмотрено €2 млн собственных инвестиций, других инвесторов нет, уточняет Кривошапко.

«Хотим финансово «связать» 10 млн вынужденных украинских переселенцев с семьями, – рассказывает он. – Запустив приложение, планируем привлечь к использованию 30–40% клиентов «Новой почты».

Доставлять деньги. Платежный сервис «Новой почты» идет конкурировать с необанками – будет выдавать кредитки и открывать счета. Какие еще планы у компании Климова и Поперешнюка /Фото 1

Отделение Nova Post в Жешуве, Польша

Что ждет NovaPay на финтех-рынке Украины и Европе

Современные мобильные приложения, поддерживающие основные финансовые функции, имеет подавляющее большинство крупных украинских банков.

Миллион клиентов в первый год работы – такие результаты среди украинских необанков имел разве что суперуспешный monobank, работающий на базе Универсал Банка Сергея Тигипко. Сейчас в проекте, запустившемся в 2017-м, около 7,2 млн клиентов.

У последователей, тоже пытающихся конкурировать в диджитал-поле за молодую аудиторию, более скромные показатели. Sportbank, работающий с октября 2019-го, имеет 600 000 пользователей, izibank – около 300 000 за два с половиной года работы (оба работают на платформе ТАСКомбанка Тигипко).

В 2021-м к этой когорте присоединился проект, имеющий схожий с NovaPay бэкграунд. Банк Счет (БВР) – совместный финтех-сервис сети «Сільпо» и Банка «Восток» (оба входят в Fozzy Group ). Как и NovaPay, БВР тоже нацелен на миллионную аудиторию, рассчитывая привлечь 1,5 млн клиентов одноименной программы лояльности «Сільпо». Глобальная цель – 3 млн клиентов. Результат по состоянию на середину мая – 250 000 пользователей. «В кошельке своего гостя мы конкурируем с 3-5 картами», – констатирует глава маркетинга БВР Антон Жорин.

Реально ли пробиться сквозь такой насыщенный рынок новому игроку? NovaPay стартует не с нуля. За спиной компании – лояльность к бренду «Новой почты» и полезность услуг, считает глава Ассоциации финтех-компаний Украины Ростислав Дюк. «У NovaPay есть классная команда и клиенты «Новой почты», – соглашается СЕО БВР Кристина Кармазина. Первыми клиентами monobank были диджитал-клиенты украинских банков, а БВР – все, кто любит супермаркеты «Сільпо», отмечает она.

Только наличие обширной клиентской базы в родственном бизнесе не гарантирует результата, отмечает Кармазина. Самое главное в создании необанка – работа с целевой аудиторией и бюджет на активный маркетинг, добавляет она. С начала 2023-го БВР увеличил количество клиентов со 158 000 до 250 000. Одним из факторов роста стал именно маркетинговый ход – масштабный период скидок на 900 товаров в «Сільпо» при оплате картой БВР.

Проще ли будет NovaPay конкурировать в Европе и хватит ли на это бюджета на экспансию в €2 млн?

Этого достаточно для финализации разработки, адаптации продукта и получения лицензии в ЕС, считает СТО платежного провайдера в Portmone Григорий Лесничий. Но именно для экспансии этого может быть маловато, добавляет основатель Wayforpay Геннадий Васюков. Только маркетинг может стоить до нескольких десятков миллионов долларов, отмечает Дюк из финтех-ассоциации. Аналогичный бюджет в Украине – в пять раз меньше, отмечает он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд