Категория
Свой бизнес
Дата

«Фактор-Друк» на остатках советского кластера построил типографию, печатающую для Disney и Marvel. Следующая амбиция – 50% экспортных заказов через два года

3 хв читання

Татьяна Гринюк, генеральный директор «Фактор-Друк». /из личного архива

Татьяна Гринюк, генеральный директор «Фактор-Друк». Фото из личного архива

В 2011 году харьковская типография «Фактор-Друк» получила право выпускать книги, комиксы и другую полиграфическую продукцию для издательств, лицензированных Disney. «Это знак качества», – гордится генеральный директор «Фактор-Друк» Татьяна Гринюк, 41. Успешно пройти многоступенчатый аудит американского медиаконгломерата помогла политика полной открытости. «Они проверили все: от производственной базы до графика работы, спецодежды и уровня зарплаты сотрудников», – рассказывает Гринюк

⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося. 

Долучайтеся до форуму!

«Фактор-Друк» основал 24 года назад харьковский издатель Сергей Политучий. Кроме типографии «Фактор» управляет издательством «Виват», аудиторской компанией, несколькими образовательными проектами. «В Украине сертифицированное право печатать продукцию Disney есть только у двух фабрик, – отмечает директор издательства «Ранок» Виктор Круглов, ― «Триада» и «Фактор-Друк». Он сотрудничает с обеими. Политучий называет «Фактор-Друк» крупнейшей типографией по объемам производства в Украине. Фабрика может выпускать около 50 млн книг в твердом и мягком переплетах, 100 млн журналов и 300 млн газет в год. «Мощности позволяют за три часа производить полноцветную газету от электронного файла до 100-тысячного тиража», – говорит Гринюк. В 2020 году выручка компании составила $7 млн.

Харьков, по словам Круглова, всегда считался ключевым полиграфическим кластером, обеспечивавшим треть выпущенных в Советском Союзе книг. Сейчас он сохраняет этот статус в Украине. «Конкуренция бешеная, быть лидером в полиграфической столице дорого стоит», – отмечает Круглов.  

Как развивать бизнес в условиях перетекания бумажной продукции онлайн и сокращения тиражей в Украине? Экспансия, которую компания активно проводит последние семь лет, помогает диверсифицировать эти риски. Гринюк говорит, что «корочка» от Disney обратила внимание зарубежных издательств на ее типографию. В 2012-м «Фактор-Друк» выполнил первый экспортный заказ, напечатав 5000 книг в твердом переплете для австрийского издательства.

Ускорения западному вектору придала потеря российского рынка в 2014-м, который обеспечивал 30% заказов. Через пять лет «Фактор-Друк» изготавливал 3 млн книг для 200 издательств в 14 странах СНГ и Европы – около 20% общего тиража компании. Ведущие рынки – Германия, Италия, Нидерланды, Болгария, Великобритания. 

Основная платформа для поиска клиентов – международные профильные выставки, к которым «Фактор-Друк» тщательно готовится. Заранее ищет потенциальных клиентов и рассказывает им о возможностях и ценах типографии. «Фактор-Друк» ищет потенциальных партнеров в странах с дорогой рабочей силой и малоразвитым полиграфическим рынком.

Экспорт усложняется тем, что тяжело рассчитывать на быстрые контракты. «Переговоры с потенциальными клиентами могут занимать от нескольких месяцев до нескольких лет, – говорит Гринюк. – Европейцы консервативны и не любят менять сложившиеся отношения с местными партнерами». И если даже удалось получить контракт, то выполнять его надо быстро. Европейцы любят присылать срочные заказы, которые уже через месяц должны лежать на столе у заказчика. Из около 100 типографий, которые работают в Харькове, системно экспортируют только три, рассказывает Круглов. 

Наладить контакт с издательствами из ЕС также помогает максимальная открытость. Рассчитывающая на международный успех типография, как минимум, должна иметь англоязычную версию с постоянным обновлением новостей. Помимо украинской локализации сайта, «Фактор-Друк» представлена на английском, немецком и русском языках. 

Пандемия снизила долю экспорта в 2020 году до 10% и составляет $700 000. Но есть и хорошая новость: в 2020-м «Фактор-Друк» начал печатать комиксы и детские книги для издательств-партнеров Marvel. Гринюк верит, что сильные стороны типографии позволят быстро вернуть утраченные позиции после завершения карантина в Европе.

Технологичность – отличительная черта «Фактор-Друк», – отмечает Виктор Круглов. По его словам, типография ежегодно модернизирует оборудование, это позволяет сохранять высокую планку качества. 

Второе преимущество – полиграфия полного цикла. «Мы делаем все: от обработки pdf-файлов до готовой книги, – говорит Гринюк. – Европейские типографии, как правило, специализируются на отдельных операциях: либо только печатают и фальцуют, либо фальцуют и сшивают книгу». 

Те издательства, которые успели оценить работу отечественных печатников, отзываются о ней позитивно, уверяет глава аналитического отдела Украинского института книги Ирина Батуревич. «Им нравится соотношение цены и качества», – говорит она. Себестоимость печати может быть на 30-40% дешевле, чем в Европе, отмечает Гринюк, но дорогая логистика часто нивелирует разницу. Чтобы сохранять доходность, типография тестирует разные варианты доставки.

Автотранспорт позволяет доставлять книги в Европу за 5–10 дней. «Быстрая доставка и похожая ментальность – одни из ключевых преимуществ перед китайскими типографиями», – говорит Круглов. Часть тиражей «Фактор-Друк» отправляет железной дорогой, стоимость транспортировки по которой на 10% дешевле, чем автотранспортом, но и на 20% дольше.

В планах увеличить долю экспорта до 50% к 2023 году. Долгосрочная цель – не менее 70% экспортных заказов от общей загрузки типографии. «Фактор-Друк» рассчитывает достигнуть этих целей за счет более активного знакомства с иностранными издательствами, заинтересовав их наличием диснеевской лицензии, технологиями и более дешевыми логистическими маршрутами. «Чтобы экспансия увенчалась успехом, «Фактор-Друк» надо стать заметнее в Европе», ― выписывает рецепт Ирина Батуревич. По ее словам, многие иностранные издатели не знают, что в Украине можно печатать дешевле и без потери в качестве. «В издательском секторе у печати самый большой экспортный потенциал», – говорит Батуревич.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд