Категория
Свой бизнес
Дата

«Фактор-Друк» на остатках советского кластера построил типографию, печатающую для Disney и Marvel. Следующая амбиция – 50% экспортных заказов через два года

Татьяна Гринюк, генеральный директор «Фактор-Друк». /из личного архива

Татьяна Гринюк, генеральный директор «Фактор-Друк». Фото из личного архива

В 2011 году харьковская типография «Фактор-Друк» получила право выпускать книги, комиксы и другую полиграфическую продукцию для издательств, лицензированных Disney. «Это знак качества», – гордится генеральный директор «Фактор-Друк» Татьяна Гринюк, 41. Успешно пройти многоступенчатый аудит американского медиаконгломерата помогла политика полной открытости. «Они проверили все: от производственной базы до графика работы, спецодежды и уровня зарплаты сотрудников», – рассказывает Гринюк

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

«Фактор-Друк» основал 24 года назад харьковский издатель Сергей Политучий. Кроме типографии «Фактор» управляет издательством «Виват», аудиторской компанией, несколькими образовательными проектами. «В Украине сертифицированное право печатать продукцию Disney есть только у двух фабрик, – отмечает директор издательства «Ранок» Виктор Круглов, ― «Триада» и «Фактор-Друк». Он сотрудничает с обеими. Политучий называет «Фактор-Друк» крупнейшей типографией по объемам производства в Украине. Фабрика может выпускать около 50 млн книг в твердом и мягком переплетах, 100 млн журналов и 300 млн газет в год. «Мощности позволяют за три часа производить полноцветную газету от электронного файла до 100-тысячного тиража», – говорит Гринюк. В 2020 году выручка компании составила $7 млн.

Харьков, по словам Круглова, всегда считался ключевым полиграфическим кластером, обеспечивавшим треть выпущенных в Советском Союзе книг. Сейчас он сохраняет этот статус в Украине. «Конкуренция бешеная, быть лидером в полиграфической столице дорого стоит», – отмечает Круглов.  

Как развивать бизнес в условиях перетекания бумажной продукции онлайн и сокращения тиражей в Украине? Экспансия, которую компания активно проводит последние семь лет, помогает диверсифицировать эти риски. Гринюк говорит, что «корочка» от Disney обратила внимание зарубежных издательств на ее типографию. В 2012-м «Фактор-Друк» выполнил первый экспортный заказ, напечатав 5000 книг в твердом переплете для австрийского издательства.

Ускорения западному вектору придала потеря российского рынка в 2014-м, который обеспечивал 30% заказов. Через пять лет «Фактор-Друк» изготавливал 3 млн книг для 200 издательств в 14 странах СНГ и Европы – около 20% общего тиража компании. Ведущие рынки – Германия, Италия, Нидерланды, Болгария, Великобритания. 

Основная платформа для поиска клиентов – международные профильные выставки, к которым «Фактор-Друк» тщательно готовится. Заранее ищет потенциальных клиентов и рассказывает им о возможностях и ценах типографии. «Фактор-Друк» ищет потенциальных партнеров в странах с дорогой рабочей силой и малоразвитым полиграфическим рынком.

Экспорт усложняется тем, что тяжело рассчитывать на быстрые контракты. «Переговоры с потенциальными клиентами могут занимать от нескольких месяцев до нескольких лет, – говорит Гринюк. – Европейцы консервативны и не любят менять сложившиеся отношения с местными партнерами». И если даже удалось получить контракт, то выполнять его надо быстро. Европейцы любят присылать срочные заказы, которые уже через месяц должны лежать на столе у заказчика. Из около 100 типографий, которые работают в Харькове, системно экспортируют только три, рассказывает Круглов. 

Наладить контакт с издательствами из ЕС также помогает максимальная открытость. Рассчитывающая на международный успех типография, как минимум, должна иметь англоязычную версию с постоянным обновлением новостей. Помимо украинской локализации сайта, «Фактор-Друк» представлена на английском, немецком и русском языках. 

Пандемия снизила долю экспорта в 2020 году до 10% и составляет $700 000. Но есть и хорошая новость: в 2020-м «Фактор-Друк» начал печатать комиксы и детские книги для издательств-партнеров Marvel. Гринюк верит, что сильные стороны типографии позволят быстро вернуть утраченные позиции после завершения карантина в Европе.

Технологичность – отличительная черта «Фактор-Друк», – отмечает Виктор Круглов. По его словам, типография ежегодно модернизирует оборудование, это позволяет сохранять высокую планку качества. 

Второе преимущество – полиграфия полного цикла. «Мы делаем все: от обработки pdf-файлов до готовой книги, – говорит Гринюк. – Европейские типографии, как правило, специализируются на отдельных операциях: либо только печатают и фальцуют, либо фальцуют и сшивают книгу». 

Те издательства, которые успели оценить работу отечественных печатников, отзываются о ней позитивно, уверяет глава аналитического отдела Украинского института книги Ирина Батуревич. «Им нравится соотношение цены и качества», – говорит она. Себестоимость печати может быть на 30-40% дешевле, чем в Европе, отмечает Гринюк, но дорогая логистика часто нивелирует разницу. Чтобы сохранять доходность, типография тестирует разные варианты доставки.

Автотранспорт позволяет доставлять книги в Европу за 5–10 дней. «Быстрая доставка и похожая ментальность – одни из ключевых преимуществ перед китайскими типографиями», – говорит Круглов. Часть тиражей «Фактор-Друк» отправляет железной дорогой, стоимость транспортировки по которой на 10% дешевле, чем автотранспортом, но и на 20% дольше.

В планах увеличить долю экспорта до 50% к 2023 году. Долгосрочная цель – не менее 70% экспортных заказов от общей загрузки типографии. «Фактор-Друк» рассчитывает достигнуть этих целей за счет более активного знакомства с иностранными издательствами, заинтересовав их наличием диснеевской лицензии, технологиями и более дешевыми логистическими маршрутами. «Чтобы экспансия увенчалась успехом, «Фактор-Друк» надо стать заметнее в Европе», ― выписывает рецепт Ирина Батуревич. По ее словам, многие иностранные издатели не знают, что в Украине можно печатать дешевле и без потери в качестве. «В издательском секторе у печати самый большой экспортный потенциал», – говорит Батуревич.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине