Категория
Компании
Дата

Обогнать Uber, Bolt и FreeNow. Какие конкурентные преимущества позволили польскому iTaxi бросить вызов этим мировым гигантам на рынке такси Польши?

6 хв читання

Лукаш Вейхерт, засновник і головний інвестор iTaxi /Piotr Waniorek/Forbes Poland

Лукаш Вейхерт, основатель и главный инвестор iTaxi Фото Piotr Waniorek/Forbes Poland

Десять лет ушло на то, чтобы заказ такси через приложение стал таким же обычным явлением, как поход в кафе. Это произошло благодаря трем сетям: Uber, Bolt и FreeNow, которым помогли деньги международных инвесторов. В Польше компании iTaxi удалось бросить им вызов. Forbes Polska рассказывает о методах конкуренции iTaxi с мировыми гигантами и ее планах на «озеленение» своего автопарка

Польская iTaxi всегда старалась выделяться самыми лучшими услугами и автомобилями премиум-класса. И даже ее клиенты были удивлены, когда электромобили Tesla начали забирать их в Варшаве. До конца года компания хочет, чтобы пятую часть всех поездок в столице Польши выполняли именно электромобили.

«Видим из первых реакций пассажиров, насколько им понравилось это изменение. Мы хотим, чтобы к 2030 году 80% нашего автопарка составляли автомобили на электричестве», – говорит Лукаш Уэйхерт, основатель и главный инвестор iTaxi.

Это очень много, учитывая, что с момента окончания пандемии iTaxi растет на 30-40% в годовом измерении. Электрический автопарк компании призван поддержать зеленый тренд и способствовать увеличению доступности зарядных станций, созданию чистых транспортных зон и уменьшению углеродного следа от поездок пассажиров, пользующихся такси.

«Настал момент присоединиться к этим изменениям. Это напоминает мне о пионерских временах интернета, когда более 20 лет назад мы строили его вместе с Onet», – добавляет Уэйхерт, руководивший компанией Onet, когда она принадлежала концерну ITI, основанному его отцом Яном Уэйхертом.

Сегодня iTaxi – единственное отечественное приложение, реально противостоящее Uber, Bolt и FreeNow на польском рынке. Моментом истины для нее оказалась пандемия, во время которой спрос на услуги такси и пассажирского транспорта резко изменился. Однако стартап Уэйхерта не только выжил тогда, но и вышел из периода локдаунов, став сильнее, укрепившись с помощью консолидации традиционных служб такси, все чаще проигрывающих в неравной борьбе с международными приложениями.

Собственный Uber для Польши

В то время как количество таксистов в Польше сократилось на 10% (5300) с 2019 года, рынок транспортных приложений вырос с €203 млн в 2018-м до €583 млн в 2022-м, согласно данным консалтинговой фирмы TOR. К следующему году этот рынок может превысить оценку в €1 млрд.

Реклама iTaxi с официальной страницы компании в Фейсбуке (польск.).

Приложениями такси активно пользуются 19 млн поляков. По мнению экспертов McKinsey, этому способствует уменьшение количества поездок на собственном автомобиле, особенно среди молодежи. В то время как 77% людей поколения 45+ пользуется личным автомобилем, среди людей в возрасте до 30 лет таких только 42%.

Этим трендом воспользовался iTaxi. Два года назад компания стала прибыльной, в этом году ее выручка достигнет €46,62 млн и будет в четыре раза выше, чем во время пандемии.

ITaxi стала первой инвестицией Лукаша Уэйхерта после продажи семейной компании ITI 12 лет назад. За несколько месяцев до этого во время пребывания в Кремниевой долине предприниматель впервые в жизни столкнулся с заказом поездки через мобильный телефон. Тогда он пользовался UberCab и ему понравился этот опыт.

«Я подумал, что было бы неплохо запустить что-нибудь подобное в Польше. И совершенно случайно я наткнулся на Стефана Баторию (впоследствии основателя Booksy, – ред.), работавшего над схожим приложением, вдохновленным FreeNow, являющимся европейским конкурентом Uber», – вспоминает Уэйхерт.

Предприниматель присоединился к проекту не только как инвестор, но и с самого начала активно участвовал в оперативном развитии стартапа. Хотя это было всего 12 лет назад, приложение поначалу произвело на пользователей достаточно экзотическое впечатление.

Более того, сервис такси в смартфоне сначала совсем не прижился. Таксисты не загружали его, потому что немногие клиенты заказывали поездку через него, а клиенты не вызывали такси через приложение, потому что доступных авто поблизости было мало. Проблема усугублялась еще и тем, что заказы поступали двумя волнами: утром и потом ближе к вечеру.

А вот с 10:00 до 17:00 доминирует трафик, генерируемый бизнес-клиентами. Именно этот тренд использовали создатели iTaxi и сосредоточили внимание на B2B-сервисе.

«Благодаря приложению мы смогли предложить очень эффективную систему для мониторинга передвижения сотрудников и контроля затрат. И в то же время нам удалось обеспечить более высокое качество, комфорт и безопасность, чем приложения-конкуренты. Таким образом, мы также привлекли индивидуальных пользователей, которые, попробовав iTaxi как сотрудники наших корпоративных клиентов, нанимали нас для частных поездок», – отмечает Рената Бардецкая, гендиректор iTaxi.

Как обойти денежных конкурентов

В период с 2013 по 2017 год FreeNow, Uber и Bolt усовершенствовали свои модели и начали масштабировать их по всему миру, зайдя также в Польшу. Благодаря щедрости инвесторов из Кремниевой долины (только Uber от них привлек более $13 млрд) у них появилось несравнимо больше средств, чем в iTaxi, для продвижения своих услуг посредством рекламы, привлечения водителей или скидок на поездки.

Лукашу Уэйхерту нужно было найти нечто, что позволило бы ему противостоять денежным международным корпорациям. Свое решение он обнаружил в поглощении традиционных служб такси.

«Мы были единственной компанией, которая объединяла услуги онлайн и офлайн, то есть возможность заказать такси и по телефону, и через приложение. Это делало нас готовыми к консолидации рынка», – объясняет Бардецкая.

Купленные конкуренты быстро переходили на технологию iTaxi, а процесс их ребрендинга проходил несколько месяцев. Клиенты все еще могли выбирать: загрузить новое приложение или и дальше вызывать такси по телефону.

Благодаря поглощениям iTaxi значительно увеличил размер автопарка, что имело решающее значение для того, чтобы оставаться в игре с Uber или Bolt. Только правильно подобранное количество автомобилей гарантировало минимальное время ожидания такси, что стало критически важным для клиентов. Вторым преимуществом стало приобретение клиентской базы, которую глобальные игроки должны были покупать на рынке с помощью рекламы и акций.

После ряда небольших приобретений в сентябре 2019 года компания завладела крупной корпорацией Barbikan, базирующейся в Кракове, а в октябре объявила о своей безубыточности. Однако своей безубыточности iTaxi радовалась всего четыре месяца – потом началась пандемия и доходы упали на 60%.

Объявления iTaxi о покупке сервиса EcoCar на официальной странице iTaxi в Фейсбуке.

Пандемия, восстановление и ИИ

Во время пандемии iTaxi выходила из затруднения за счет корпоративных клиентов, перевозки посылок и документов, пройдя при этом масштабную реструктуризацию. В результате в конце 2020 года остаток денежных средств на ее счету был аналогичным тому, что был до пандемии, а тем временем принадлежащая Лукашу Уэйхерту Dirlango увеличила свою долю в iTaxi до 90%.

Через полгода компания вернулась к консолидации, поглотив Wicar во Вроцлаве, а еще через два месяца – MPT, старейшую компанию в Польше. Затем настал черед компаний в Ольштыне (GreenTaxi) и Тригороде, где она сделала целую серию приобретений (Komfort, AS, City Drivers, Dajan Taxi). В начале этого года к сети присоединился варшавский сервис EcoCar.

Сегодня iTaxi активно занимается внедрением новых технологий для улучшения предоставления услуг и озеленением собственной деятельности.

«Мы многое инвестируем в алгоритмы, которые анализируют данные, чтобы мы не только знали, но и прогнозировали, откуда поступает спрос, где наши автомобили, куда их перемещать заранее, чтобы оптимизировать каждую поездку с точки зрения как водителя, так и пассажира. А теперь мы добавляем искусственный интеллект, чтобы сделать наш сервис уникальным», – объясняет основатель-инвестор iTaxi.

Еще баллов за уникальность польское приложение зарабатывает путем увеличения экологичных автомобилей в своем автопарке, что сейчас отличает компанию на фоне крупных иностранных конкурентов. Эта стратегия работает на нескольких уровнях.

Во-первых, это важно для клиентов, для которых передвижение по городу на электрических Tesla становится премиальным сервисом, доступным по стандартной цене. Во-вторых, клиенты B2B могут уменьшить углеродный след от поездок. В третьих, это полезно для всего города.

«Такси самые активные в центрах городов, поэтому увеличение количества электротакси будет иметь значительное влияние на качество воздуха, уровень шума и комфорт людей там, где больше всего скопления автомобилей», – комментирует стратегию iTaxi Патрик Рудницкий из Bain & Company.

К тому же увеличение количества электромобилей способствует расширению сетей зарядных станций.

«Меня во всем этом увлекает тот факт, что рост компании – это не только данные Excel. Расширяя свой бизнес, мы можем создать эффект снежного кома и помочь решить действительно важные проблемы современности», – заключает Уэйхерт.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Головний журнал 2024 року вже у продажу

Заказывайте с бесплатной доставкой по Украине